<p>«Если вы в здравом уме — откажитесь от затеи сделать зубра размером с 9-этажный дом за 40 дней, ведь для этого не меньше семи месяцев нужно», — пытались образумить директора Пинского судостроительно-судоремонтного завода Виктора Бруцкого. Согласись он со скептиками, и не было бы на территории Барановичского района на границе Минской и Брестской областей 80-тонного въездного памятного знака «Зубр»</p>

«Если вы в здравом уме — откажитесь от затеи сделать зубра размером с 9-этажный дом за 40 дней, ведь для этого не меньше семи месяцев нужно», — пытались образумить директора Пинского судостроительно-судоремонтного завода Виктора Бруцкого. Согласись он со скептиками, и не было бы на территории Барановичского района на границе Минской и Брестской областей 80-тонного въездного памятного знака «Зубр», сообщает «Наш край».

В  2003 году республиканский сельскохозяйственный фестиваль «Дожинки» праздновали в Пружанах. Тогдашнему губернатору Брестчины Ва­силию Долгалеву хотелось удивить гос­тей не только аграрными достижениями. Идея обозначить въезд в область величественным символом всей Беларуси – зубром родилась после одной из зару­бежных поездок, где Василия Борисо­вича впечатлил огромный рукотворный бизон. Специалисты ОАО «Брестпроект» сработали ничуть не хуже зарубежных коллег. Образ зубра разработал архи­тектор Иван Карват, он же определил место его «прописки». Над конструктив­ной частью корпел Николай Якимук.

– Сделаешь такого зверя? – спроси­ли у Виктора Бруцкого в облисполкоме.

– Сделаю! – отчеканил руководитель судостроительного предприятия, при­выкший к масштабным проектам.

– Да ты сначала к чертежам пригля­дись, зубр-то непростой, а почти 80-тон­ный, 20 метров в высоту и 26 – в длину. Барановичские металлообрабаты­вающие заводы отказались, между про­чим, – не скрывали заказчики.

– Год у нас есть? – поинтересовался Виктор Павлович.

Ему ответили, что на изготовление дают 40 дней. Именно столько остава­лось до «Дожинок», а на размышле­ние – сутки.

Эти сутки и стали решающими. На эк­стренно созванном на РУП «Пинский судостроительно-судоремонтный завод» совещании решили, что за дело берутся.

Прямо на территории предприятия на­шли площадку, на которой вычертили фигуру зубра в необходимую величину и ста­ли думать, как бумажного гиганта сделать стальным. 

Виктор Бруцкий знал: его люди справятся. На предприятии вот уже 120 лет строят суда, не одолеть въездной знак – расписаться в бессилии. Да на за­воде один только Андрей Пинчук чего стоит: светлая голова, золотые руки. Простой судостроитель, а за 10 ученых потянет. Он да молодой конструктор Вера Секушина вместе – сила. Директор и его команда, занятая изготовлением зубра, практически ночевали на предпри­ятии. Питание организовали прямо на объекте – работа шла в три смены. Под­качать никак нельзя – на кону не только честь завода, но и всей области.

– Пока пинчане делали монумент, мы готовили ему почву, – вспоминает тог­дашний начальник УКСа Барановичского райисполкома Тамара Мацковская.

Чтобы зверь крепко стоял на ногах, ему в основание уложили более 200 тонн бе­тона. Бетонирование должно было идти непрерывно: одна машина отъезжала, другая подъезжала. Работы вела ПМК-1, позже подключилось ДРСУ-136.

Первыми на место постоянного жи­тельства прибыли «ноги» скульптуры – транспортировать целиком многотон­ную махину не представлялось возмож­ным. В Пинске ее со знанием дела раз­резали на 11 частей и с помощью спец­техники доставили в Барановичский район, на поле вблизи деревни Петковичи. Там «Зубра» уже ждали работники Пинского судостроительного завода и специалисты из СУ-159 г. Бреста. Мон­таж длился 12 дней.

– Я тогда был молодым специалистом и с огромным интересом участво­вал в этой ответственной работе, – вспоминает начальник участка Пинско­го судостроительного завода Вадим Кондратюк. – Внутри «Зубра» находит­ся огромное количество конструкций, в частности, московских метростроевских. Там есть леса, по ним можно доб­раться до самой головы знака, осмот­реть его со всех сторон. У меня сохра­нились фотографии, на которых запе­чатлена сборка гиганта.

6_12_12-3

Запомнилось немало ярких, но тревожных моментов, например, как при монтаже голову пришлось под­держивать краном, пока не закрепили части туловища. А если бы она в тот мо­мент сорвалась... Или покраска. Пого­да весь сентябрь стояла чудесная, а как только дело дошло до покраски – дождь. Ждать не можем. Вот-вот гос­ти со всей Беларуси поедут – «Зубр» в полной красе их должен встречать. Маляры с лесов не спускаются, ждут погоды, а дождь идет и идет. Все отча­ялись и решили: будь что будет. И тут выглянуло солнце. «Зубр» стал подсы­хать и обретать естественный цвет. В общем, мы успели! Этот памятный знак нам действительно памятен.

– Возвращаемся как-то с заместите­лем из столицы, – с улыбкой рассказы­вает Виктор Бруцкий. – Как по дороге не навестить свое детище? Остановились. Подошли, поздоровались. И тут замести­тель спрашивает: «Вы ничего не слыша­ли? Мне кажется, он замычал в ответ».

Жаль, что по прошествии практичес­ки десяти лет со дня его рождения у въездного знака так и не появились со­седи, хотя планировалось создать здесь объекты придорожного сервиса. То ли желающих нет, то ли их плохо ищут, но нашему зубру явно одиноко. Да и бе­зымянный он до сих пор. Некоторые предлагают назвать его Василием – в честь Долгалева, подавшего идею. Но лично я нарекла бы его Витей. Дирек­тор РУП «Пинский ордена «Знак Почета» судостроительно-судоремонтный за­вод» вложил в него душу.

– Насчет имени – мелочи, а вот па­мятную надпись сделаем. Чтобы помни­ли, где именно родился «Зубр», – Вик­тор Павлович уже заказал табличку, и ее вот-вот установят.

Галина СТРОЦКАЯ