<p>Проект оказался в сложной ситуации по различным причинам. Из-за того, что Министерство транспорта Беларуси согласовало основополагающие документы проекта с полугодовой задержкой, то есть лишь 28 июня этого года, его финансирование было приостановлено на несколько месяцев. Сегодня все денежные вопросы урегулированы и можно вернуться к работе, но с определенными уточнениями</p>

Создание авиахолдинга «Витавиа» и возрождение пассажирских авиаперевозок вкупе с развитием бизнес-авиации стало одним из самых амбициозных инвестиционных проектов, заявленных к реализации на территории Витебщины за последние годы. Чешская кампания PDW Group s.r.o. сразу оказалась в центре повышенного внимания не только местной общественности. О проекте заговорили в деловом сообществе, возможность его реализации активно обсуждали авиационные специалисты. Но через полтора года после подписания инвестиционного договора он попал в зону турбулентности, последствия нахождения в которой могут быть разными: от относительно безобидной «болтанки» и выхода в дальнейшем на нормальный режим до поиска на земле «черных ящиков», то есть применительно к нашей ситуации это может быть сворачивание деятельности.

Интервью газеты «Народнае слова» с членом совета директоров компании-инвестора Павлом Городновым, недавно побывавшим в Витебске, возможно, поможет пролить свет на некоторые особенности реализации проекта.

 – Как вы оцениваете ситуацию вокруг «Витавиа» и каковы перспективы выхода из сложившегося положения?

– Действительно, проект оказался в сложной ситуации по различным причинам, во многом не от нас зависящим. Из-за того, что Министерство транспорта Беларуси согласовало основополагающие документы проекта с полугодовой задержкой, то есть лишь 28 июня этого года, его финансирование было приостановлено на несколько месяцев. Сегодня все денежные вопросы урегулированы и мы готовы вернуться к работе, но с определенными уточнениями. Обсуждение условий продолжения проекта и является предметом переговоров с облисполкомом и Минтрансом. По моим оценкам, наступивший декабрь может стать решающим.

– Из-за чего, по вашему мнению, произошла такая заминка?

– Прежде всего хочу напомнить, что проект подразумевает создание многопрофильного бизнеса. Только развитие в комплексе пассажирских перевозок, услуг по авиаперевозке грузов, транспортно-логистического и топливно-заправочного сервисов является гарантией его конкурентоспособности и привлекательности, не говоря уже о выживаемости. Однако вместе с согласованием бизнес-плана Минтранс был категорически против создания топливно-заправочного комплекса, появления транспортного флота в компании «Витавиа» и даже открытия международных рейсов. Для нас это неприемлемо. Сегодня до 75% расходов авиакомпании приходится на топливо. Мы готовы минимизировать их, обеспечивая себя горючим путем переработки давальческой нефти на белорусских НПЗ, что позволяет формировать нормальную экономику проекта, в том числе дотируя другие бизнес-направления. Это общепринятая, наиболее часто используемая схема. Или оказание авиатранспортных услуг, что дает живые деньги… Нам говорили, мол, есть «Трансавиаэкспорт», зачем еще какие-то компании. Иначе говоря, мы вынуждены были снова вступить в консультации по перспективам «Витавиа». За это время в министерстве произошли определенные изменения, новый министр проявил повышенный интерес к этому проекту. Так что он по-прежнему актуален, сегодня обсуждаются возможные варианты продолжения реализации. Мы рассматриваем как вариант самоликвидацию юридических лиц с погашением образовавшейся задолженности, в том числе по заработной плате, и создание новых структур. Но это – один из возможных путей.

– То есть Минтранс согласился с сохранением многопрофильности проекта?

– Да, это было сделано в устной форме, но хотелось бы получить письменные гарантии.

– Скажутся ли сложившиеся обстоятельства на стоимости самого проекта? И сколько средств уже инвестировано?

– Нет, я не предполагаю существенного изменения объема инвестиций. А всего расходы уже составили до полумиллиона долларов, в том числе задолженность по платежам около 80 тыс. долларов.

 – Какова судьба самолетов L-410?

– Я не исключаю того, что производитель может продать изготовленные для нас борта сторонней организации. Тем не менее в условиях неопределенности пока нам выгоднее платить неустойку, чем выкупить самолеты, пригнать их, а потом не знать, что делать с техникой: вероятность отказа от проекта, пусть и гипотетически, сохраняется.

– Очевидно, что самой главной и болезненной проблемой является решение кадрового вопроса. Высококлассные специалисты, в том числе военные авиаторы, поверили в проект, но, оставшись без зарплаты, потеряли интерес к сотрудничеству. Как вы намерены компенсировать репутационный вред и далее работать с персоналом?

 – Повторюсь, что задолженность по зарплате погасим в течение максимум двух недель. Опять же обращаю внимание, что, как и обещали, мы опирались в основном на местных специалистов. Понятно, что я должен был им доверять, но когда часть информации вышла из-под контроля, то случилось то, что случилось. Могу лишь добавить: были договоренности, что в связи с временным «простоем» все уйдут в неоплачиваемый отпуск. Но мы не будем доказывать свою правоту в суде и готовы выплатить долги. В перспективе с каждым из специалистов будет индивидуально решаться вопрос о возможности продолжения сотрудничества, особенно это касается летного персонала. Не секрет, что на рынке есть дефицит таких специалистов, мы их искали повсюду, даже в странах Балтии и в Украине…

– Кстати, что это за история с аэропортом Сумы? Вы действительно возглавляете это предприятие?

– Нет, я там не работаю. Как я оказался в делегации Сумской области в Курске – этот вопрос я бы переадресовал в администрацию украинского города. От себя могу лишь добавить, что в Сумской области наша компания также прорабатывает проект, который рассматривается в качестве возможного дополнения к витебскому.

– Представьте, пожалуйста, подробнее ваше предприятие PDW Group s.r.o.

– Это финансовая компания, которая специализируется на финансовых операциях, в том числе инвестиционной деятельности.

 – То есть вы привлекаете финансовые ресурсы под инвестиционные проекты?

– Можно и так это интерпретировать.

– Насколько соответствует действительности информация о том, что для реализации проекта в Витебске привлекаются ресурсы одного из ливанских банков?

– Без комментариев.

 Справка «НС». Компания «Витавиа» создана с участием чешской фирмы PDW Group s.r.o. для реализации инвестиционного проекта по развитию инфраструктуры аэропорта «Витебск» с объемом инвестиций в 50 млн евро. Она получила разрешение на проектирование в районе аэропорта строительства стоянок, ангаров, таможенного склада площадью около 5 тыс. кв. м. Кроме того, отведено около 32 тыс. кв. м под возведение административного комплекса, включающего в том числе аэровокзал деловой авиации, а также примерно 47,5 га под проектирование транспортно-логистического центра. «Витавиа» декларировала намерение создать собственный воздушный флот из нескольких вертолетов «Еврокоптер», трех пассажирских L-410, нескольких самолетов бизнес-класса, а также пассажирских франко-итальянских ATR, грузовых Ил-76.

Сергей Антонов