https://www.traditionrolex.com/8
<p>В вопросах привлечения инвестиций и позиционирования страны за рубежом нужно делать ставку на менталитет белорусов</p>

Участники международного форума «Имидж Беларуси» в третий раз собрались в Минске, чтобы подсчитать иностранных туристов и посмотреть на Беларусь глазами инвесторов. Если раньше разговор на тему позиционирования страны за рубежом крутился вокруг драников и бульбы, то сейчас все чаще приходится слышать об инвестициях и бизнесе, сообщает «Гомельская праўда».

«Боже, как это неинтересно!»

Да и зачем так часто говорить о национальной кухне, если иностранным туристам «предлагают синие драники из голландской картошки?» В таком духе высказалась заслуженный экскурсовод Беларуси Татьяна Костюкова. К слову, не хватает в нашей стране и грамотных гидов-переводчиков.

Зато по информации Министерства спорта и туризма за 9 месяцев этого года Беларусь посетило более 3 миллионов иностранных туристов. Кто едет? В основном жители соседних стран, а также немцы, итальянцы и, что удивительно, представители Новой Зеландии. Зачем едут? А вот это тема для отдельной дискуссии. Доподлинно узнать цель прибытия иностранцев в нашу страну пока не представляется возможным.

Те системы подсчета туристов, которые сейчас действуют, не дают объективной картины. А открытая граница с Россией делает все эти попытки бессмысленными. Можно, конечно, воспользоваться данными о количестве организованных туристических групп или оперировать сведениями погранкомитета о пересечении границы. В первом случае мы получим заниженные цифры, а во втором — те самые миллионы.

— 1 миллион 300 тысяч литовцев, посетивших Беларусь, — это абсурдная, на мой взгляд, цифра, — сказал известный белорусский фотограф Сергей Плыткевич. — Они сюда не ездят, а стоят в очереди на границе за дешевым топливом.

— Но те же литовцы гордятся, что белорусы ездят к ним за покупками, — парировал директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин. — Весь мир подсчитывает туристов таким образом. Хотя у нас уже давно обсуждается тема внедрения системы сателлитных счетов. Она сложная, но, возможно, более объективная. Правда, для внедрения нужно не менее двух лет.

Весьма любопытный анализ своей клиентской базы сделали в туркомпании «Виаполь», специализирующейся на въездном туризме. Оказалось, что каждый пятый турист, приехавший по их линии в Беларусь, — в возрасте от 25 до 35 лет. Причем отдых у нас, оказывается, не такой и дешевый, если «основная часть туристов тратила здесь не менее 500 долларов». Были даже случаи, когда безработные россияне оставляли в нашей стране по нескольку тысяч долларов. Более 80 процентов иностранцев интересовались в Беларуси местными достопримечательностями, а природа и шопинг в списке предпочтений оказались далеко не на первых местах.

Точно так же Гомель и Могилев среди областных городов, выражаясь спортивным языком, замкнули турнирную таблицу. А Ветка, напротив, попала в топ мелких белорусских городов, наиболее востребованных у интуристов. Иностранцы по-прежнему хотят тратить свои деньги в Беларуси, но до сих пор у нас невозможно найти в продаже адекватную сувенирную продукцию.

— У людей, которые много путешествуют, сувениры уже некуда складывать, поэтому они прежде всего должны быть полезными, — считает директор туркомпании Галина Потаева. — И заниматься сувенирами должны дизайнеры. Потому что когда смотришь на отечественные изделия из соломки, поневоле задумываешься: «Боже, сколько труда вложено, но как это неинтересно!»

Возвращаясь к цифре в 80 процентов, нужно отметить, что это далеко не первое свидетельство популярности событийного туризма. В Беларуси проводятся сотни, тысячи различных мероприятий, но можете ли вы навскидку назвать хотя бы пяток концертов или фестивалей с хорошей рекламой, организацией, да просто интересных иностранной публике?

Наверняка при составлении туристического календаря на следующий год представители Национального агентства по туризму держали в уме этот вопрос. Печатную версию календаря было решено сократить и выбрать туда «всего» около 80 самых забойных событий, которые могли бы заинтересовать иностранцев. Но и в этом деле есть определенный риск. Неизвестно, будет ли мероприятие проведено в указанные дни или месяцы. А для поездки многим нужно заранее планировать свой отпуск.

Нельзя также забывать, что немало туристов приезжает к нам благодаря советам друзей и знакомых. По данным компании «Виаполь», эта цифра составляет 20 процентов, что не сильно расходится с общемировым показателем в 26 процентов. Если у иностранца первое впечатление о стране будет негативным, то следующий раз в Беларуси он окажется лишь в рамках какой-нибудь деловой поездки.

Американское? Пожалуйста!

— Знаете, в чем особенность нашей ментальности? Белорусы любят рассказывать о том, чего на самом деле не существует, — поделился наблюдениями декан факультета психологии Академии последипломного образования Владимир Янчук и тут же привел замечательный пример. — На одной из выставок мы показывали макет прибора, которым впоследствии заинтересовались китайцы. Они начали разговор о контракте, однако наша сторона стала резко уходить от разговора. Китайцы решили удвоить предложение, но им даже в голову не могло прийти, что прибора как такового не существует. Есть только макет…

Директор по развитию коммуникационного агентства «АРС Коммюникейшнз» Роман Костицын уверен, что утверждения «Мы — хорошая страна» недостаточно. А имидж Беларуси нужно строить с тем посылом, что наша республика — отличный рынок для инвестора. И не ставить после этой фразы точку, а выяснять, какие есть предпосылки для подобного заявления. В частности, он поведал о том, как белорусам удалось укрепить собственный имидж в рамках Таможенного союза.

Так, после вступления Беларуси в ТС над отечественной пивоваренной отраслью сгустились тучи. Виной тому разработка технического регламента «О безопасности алкогольной продукции», который предусматривал запрет на использование ПЭТ-тары при розливе пива.

— Для Беларуси это практически означало бы потерю пивоваренной отрасли, — рассказал Роман Костицын, который был консультантом в Гильдии пивоваров Беларуси и знает об этой ситуации не понаслышке. — Рынки трех стран очень разные, однако по этому вопросу все договорились действовать в едином ключе. И наиболее крепкой оказалась позиция Беларуси, в которой представители власти и пивоваренных компаний выступили единым фронтом. Ведь в той же России с пивоварами в последнее время в лучшем случае разговаривали сквозь зубы. В результате требования по запрету ПЭТ-тары были исключены из последней редакции технического регламента, а в Таможенном союзе нас уже не воспринимают как соломенных человечков, с которыми можно делать все что угодно.

1

Те же инвестиции — прекрасная тема, чтобы заявить о себе на весь мир. Но как это сделать? Мысль о создании «одного окна» для инвесторов во всех белорусских областях не нашла поддержки у известного белорусского экономиста Георгия Грица.

— Это очень интимный процесс, и не нужно превращать его в некое подобие реалити-шоу, — сказал он.

Декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев предположил, что потенциальные инвесторы в первую очередь захотят узнать обо всех возможностях страны, в которую собираются вкладывать немалые деньги, и предложил ввести в Гугле фразы Invest Belarus, а также International ranking of Belarus. По его словам, полученные ссылки в интернете не будут полезны для инвестора. А если продолжить размышления Ковалева и, к примеру, набрать в Гугле фразу Invest Russia, то в первых рядах мы увидим инвестиционную карту России. На этом сайте отличная система поиска, удобная навигация и подробнейшая информация по каждому объекту.

Представители рекламного агентства TDI GROUP вспомнили один познавательный пример грамотной раскрутки бренда.

В Румынии производят шоколадный батончик ROM. Дело в том, что на его обертке был изображен национальный флаг страны, и молодежь как-то скептически относилась к этой продукции. Мол, немодно это, некруто. Больше предпочитали американские бренды. И вот однажды производители батончика решили дать народу то, что он хочет. Американское? Пожалуйста! И нанесли на обертку звездно-полосатый флаг.

И вот тут у румын проснулись патриотические чувства. Была куча негативных отзывов, жалоб, все просили вернуть родной флаг. Ну и стоит ли говорить, что продажи этого батончика резко пошли вверх. К слову, на гомельском «Спартаке» хотят наладить производство аналогов «Сникерса» и «Марса». Посмотрим, как будет выглядеть их упаковка.

В вопросах привлечения инвестиций и позиционирования страны за рубежом нужно делать ставку на менталитет белорусов, и эта мысль не нова. По мнению некоторых экспертов, руководители европейских предприятий боятся работать с китайцами из-за разных менталитетов и начинают искать партнеров в других странах. В Беларуси трудолюбивый народ и выгодное географическое расположение. Чем не повод для сотрудничества?

Дмитрий Радзивон

Фото Натальи Пригодич

https://www.traditionrolex.com/8