<p>Tio.by спросил руководителей туркомпаний о том, чем их порадовал (огорчил) уходящий год.</p>

Tio.by спросил руководителей туркомпаний о том, чем их порадовал (огорчил) уходящий год.






Наталья Михайлова, заместитель директора компании «Смолянка»:

Михайлова

– Этот год стал для нашей компании юбилейным – 15 лет назад мы начали работать на балканском направлении. В целом мы очень довольны удачным летним сезоном. Хорошо продавались и авиа, и автобусные программы в Черногорию. К сожалению, не могу сказать этого же о новогодних турах. Именно в этом сезоне неожиданно слабо стали закрываться зимние праздники в Беларуси. Причем это касается не только нашего агентства, а в целом ситуации на белорусском рынке. Если раньше уже в ноябре все гостиницы, турбазы и дома отдыха были полностью забронированы, то сейчас мы только-только набрали туристов на наши программы. С чем это связано? В первую очередь со стоимостью. Как следствие, мы наблюдаем падение спроса со стороны российских туристов и переориентацию на европейские направления со стороны белорусов. Так, в этом году у нас очень востребованы новогодние туры в Прагу. Если бы все туристы успели сделать визы, то мы бы поставили и 10 автобусов, настолько эта программа вдруг стала популярной. 

Александр Малик, начальник отдела спецпроектов компании «АлатанТур»:

Малик

– Если говорить о нашем «Клубе любителей автобусных путешествий», то этот год оказался для нас не таким сложным, как предрекалось вначале. Каких-то мощных потрясений или неожиданностей я отметить не могу. Все наши туры состоялись, туристы отдохнули, да и цифры подтверждают, что все было сделано правильно.

Были незначительные, на наш взгляд, изменения в работе посольств. Так, например, посольство Великобритании ввело online-оплату виз, мы быстро перестроились, и никаких проблем не возникло. Зато посольство Франции стало чаще давать мультивизы нашим туристам, и это было приятно. В принципе со всеми посольствами у нас установились хорошие отношения, и все вопросы в этом году решались очень оперативно.

Какие еще тенденции можно отметить? 

Во-первых, на рынке стало больше предложений. С одной стороны туристу есть из чего выбрать, с другой – все сложнее предсказать туристический интерес к конкретному направлению. Для нас плюс в том, что у нас своя постоянная клиентура, и это позволяет нам чувствовать себя более свободно при разработке новых программ и при планировании работы на год.  Но главное, что показал опыт этого года, – надо СВОЕВРЕМЕННО обновлять программы и не бояться этого!  Поэтому на следующий год мы подготовили сразу четыре новых программы – это туры в Китай, Португалию, на Лазурный берег Франции и по итальянской Тоскане.  

Во-вторых, все большее количество  людей хотят не просто путешествовать, а делать это  комфортно. Поэтому, несмотря на то, что наш клуб и называется «Клубом любителей автобусных путешествий», мы предлагаем все больше комбинированных маршрутов авиа+автобус.  

В-третьих, можно отметить еще одну интересную тенденцию: туристы все чаще жалуются на недостаток времени, а не на недостаток денег. Это, безусловно, радует!

Ксения Демьяченко, директор компании «Анна Турс»:

Демьяченко

– Больше всего в уходящем году порадовал, конечно, «выстрел» греческого направления. Отлично слетала цепочка на Корфу, очень хорошо продавался остров Тасос. Вообще по греческим островам мы получили только положительные отзывы от клиентов.

Второе дыхание, как мне показалось, открылось в этом году у Кипра. Белорусские туристы вновь вспомнили про кипрские курорты, и по итогам сезона большинство отдыхающих осталось довольно этим регионом. В целом этот год я бы назвала более спокойным по сравнению, например, с 2011-м. Всем хватило валюты, без каких-либо нововведений отработали посольства. Особенно надо отметить литовцев. Даже в самый пик сезона визы в литовском посольстве выдавались за 5 дней! Говорят, некоторый форс-мажор наблюдался у «болгар», которые летом увеличили срок рассмотрения документов, но нашей фирмы эта проблема не коснулась. Ну и не могу не вспомнить про «скидки» как главное средство в борьбе за клиента. В этом плане на белорусском рынке, к сожалению, ничего не поменялось.

Людмила Шлык, директор компании «Гелена»:

Л.Шлык  

– В этом году, наконец, стал восстанавливаться интерес к экскурсионной Польше. У туристов вновь появилось желание ехать, смотреть, знакомиться с достопримечательностями, отдыхать на польской Балтике. Это значит, что турист постепенно приходит в себя после финансовых потрясений и опять возвращается к излюбленным программам. Как никогда много в этом году у нас заказывали экскурсию в краковский Вавель. Клиентов интересовала не просто обзорная экскурсия по Кракову, а именно более подробное знакомство с комплексом архитектурных памятников Вавеля.

Активно в этом сезоне продавалась Украина. Вообще это безвизовое направление всегда хорошо работало. Приятно, что пользовались спросом и белорусские туры. Так, наши постоянные корпоративные клиенты в этом году вновь ездили с нами на «Славянский базар» в Витебск. Весной, кстати, мы наблюдали всплеск интереса к Августовскому каналу. Тур «Гродно – Августовский канал» пользовался популярностью и у школьных групп, и у предприятий. Маршрут оказался настолько востребованным, что были ситуации, когда на теплоход стояли очереди из групп! Эти организационные моменты, конечно, решаемы, но сам факт роста интереса к внутреннему туризму не может не радовать.

С наступающими праздниками всех наших коллег!