https://www.traditionrolex.com/8
<p>Осенью нынешнего года состоялся официальный старт проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «Местное предпринимательство и экономическое развитие», реализуемого Программой развития ООН. Он привлек большое внимание со стороны бизнеса, местных властей и неправительственных организаций Гродненской и Брестской областей, где и будет реализовываться проект</p>

Осенью нынешнего года состоялся официальный старт проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «Местное предпринимательство и экономическое развитие», реализуемого Программой развития ООН. Он привлек большое внимание со стороны бизнеса, местных властей и неправительственных организаций Гродненской и Брестской областей, где и будет реализовываться проект.

О том, как прошел начальный этап воплощения в жизнь планов, обозначенных в проекте, мы попросили рассказать его  руководителя Марину Боровко.

– Проекты ПРООН и USAID в Беларуси – не редкость. И обычно они воспринимаются на местах с большим энтузиазмом. Вместе с тем далеко не все инициативы проходят гладко.  С какими трудностями организаторы этого проекта столкнулись на начальном этапе?

– Напомню, что первая стадия реализации проектов была посвящена определению 16 туристических дестинаций (по 8 в каждой области), для которых впоследствии планируется  разработать стратегии развития экологически устойчивого туризма. После того как мы утвердили критерии подхода к такой территории, положение, форму заявки и определились с методикой оценок достоинств тех или иных дестинаций, разместили эти документы на страницах нашего сайта, то поняли, что этого явно недостаточно: нужно выезжать в области и беседовать с людьми. Мы получили множество звонков от потенциальных участников конкурса, которые спрашивали: «А что это такое – дестинация?», «Что это за конкурс?» Многие решили, что проходит очередной конкурс мини-грантов, а не конкурс территорий.

Кроме того, некоторые проблемы были вызваны самой структурой проекта. Как правило, в предыдущих проектах регионы, которые подходят для их осуществления, намечались и определялись группой экспертов. В нашем случае пилотные территории должны определить сами люди, а эксперты будут  оценивать то, что ими уже выбрано. По нашему мнению, большая часть времени уйдет именно на то, чтобы определить эти самые территории. И тогда мы решили организовать региональные семинары-тренинги, чтобы разъяснить все заданные нам  вопросы.

– По какому принципу намечались города для проведения тренингов?

– Сначала определились, что подобных обучающих мероприятий будет шесть – по три в каждой области. Затем наметили пункты, так сказать, по географическому принципу – чтобы захватить как можно больше близлежащих районов. Таким образом «вырисовались» в Гродненской области Лида, Зельва и Ошмяны и  Барановичи, Пинск и Кобрин в Брестской области. И на всех этих тренингах мы старались разъяснить, что в конкурсе могут участвовать самые интересные, необычные и  креативные проекты. И что их  могут разрабатывать и отсылать на конкурс представители частного бизнеса, в том числе и владельцы агроусадеб, неправительственных организаций, а также местных органов управления и самоуправления, которые живут и работают на территориях  Брестчины и Гродненщины. Потому что именно здесь  планируется активно развивать экологический, сельский и другие виды устойчивого туризма. Когда эти проекты сформируются, они будут иметь возможность получить экспертную оценку своей инновационной идеи, восполнить пробелы в знаниях в области  туризма, а также получить шанс на финансовую поддержку инициатив по повышению роли частного сектора в туризме.

– Ощутили ли организаторы интерес к осуществлению проекта на этих территориях?

Безусловно. В каждом тренинге приняли участие в среднем 35 человек, а это больше, чем мы планировали. Самую большую активность показал Кобринский район, где на семинар прибыли 48 участников. Объясняется это обстоятельство тем, что в данном  регионе находится множество агроусадеб, владельцы которых заинтересованы в том, чтобы привлечь туристов  и задержать их на подъезде к Беловежской пуще. Все мы слышали о новой объездной дороге вокруг нацпарка. Но оказалось, что она пустая, так как  вдоль этой дороги  нет достаточной инфраструктуры, которая бы обеспечила гостям ночлег и питание. Да и  в самой Беловежской пуще далеко не все туристы могут остановиться: мест размещения не так много, а цены достаточно высоки. Поэтому владельцы агроусадеб готовы создать своеобразный кластер на данной территории и восполнить этот пробел. Правда, были и такие участники тренингов, которые спрашивали, можно ли будет получить мини-гранты в собственное пользование. Когда узнавали, что гранты получат дестинации, то покидали семинар.

IMG_5601-13

Активное обсуждение прошло в Кобрине.

-ko  

IMG_6044-kobr

– Можно ли сегодня сказать, какие инициативы являются достойными, чтобы  претендовать на выход в финал конкурса?

– Да, можно. Правда, мы столкнулись на тренингах с таким явлением – некоторые скрывали свои идеи, боясь конкуренции. Кому-то на самом деле была нужна квалифицированная помощь специалистов, чтобы «довести» свои идеи до нужной «кондиции». А у определенного количества участников семинаров предложения были уже вполне сформированы. Для того чтобы узнать, насколько потенциальные претенденты на участие в конкурсе подготовлены к формированию своего турпродукта и своих дестинаций, мы давали всем общее задание – создать «Лесной курорт». 

В результате всех мероприятий выявились лидеры. Определенные шансы на успех имеют дестинации – Кобрин и район, Каменецкий район, Щучин и район, Желудок, Ошмянщина и пр. Высокий уровень готовности  показало объединение «Неруш», созданное на базе Барановичского университета. Члены объединения занимаются организацией экологического туризма, создают собственные «зеленые маршруты».

– В Положении о конкурсе указывается на триединство участников: среди них должны быть представители власти, бизнеса и общественных организаций. Если говорить об интересе к проекту, то представители какой структуры проявляют наибольшую заинтересованность?

– Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что наибольший интерес проявляют государственные структуры, представители власти. Мне кажется, это вполне понятно: инфраструктуру туризма на  местах необходимо развивать, этого требуют на всех уровнях, а на туризм, как правило, средств не хватает. А проект эти средства может предоставить в виде грантов. Даже само наличие заявки на участие в конкурсе – это уже повышение статуса и имиджа региона. Более того, зачастую власти даже не знают, какие туристические ресурсы есть у них в районах, какие направления туризма разрабатываются частным бизнесом. Впрочем, тренинги показали, что многие участники туристического процесса тоже не знают о возможностях друг друга. Вот характерный пример: мы проводили семинар в Лиде на базе частного теннисного клуба «Лида драйв-плюс». Своих средств размещения у этого клуба нет. А буквально через дорогу расположена агроусадьба «Лидский хуторок», где были бы рады посетителям клуба!

– Заявки на конкурс будут приниматься до 10 января. Сколько заявок рассчитывают получить организаторы проекта?

– Надеемся получить около 30 заявок, которые будут соответствовать критериям. Хочу подчеркнуть, что ко вручению грантов будут относиться очень ответственно и придирчиво. Оценивать представленные заявки станут эксперты, которые определят, в какую сторону составителям заявок следует двигаться и какие направления нужно развивать.

– А если заявок окажется недостаточно, или им понадобится серьезная доработка?

– Тогда будет объявлен второй этап конкурса!

Беседовала Надежда СУСЛОВА

Фото предоставлено офисом проекта  Агентства США по международному развитию (USAID) «Местное предпринимательство и экономическое развитие», реализуемого Программой развития ООН.

Тренинг в Барановичах 

IMG_5728-bara

IMG_5737-baran

Тренинг в Зельве

IMG_5437-zel

Справка. В Положении о конкурсе отмечается, что представленные дестинации «должны соответствовать хотя бы нескольким из перечисленных требований: наличие государственно-частного диалога, наличие ключевых субъектов бизнеса в сфере туризма и гостеприимства (гостиницы, агроусадьбы, рестораны и др.), наличие ключевых объектов туризма (историко-культурные памятники, природные объекты, музеи, дома ремесел, фестивали и др.),  участие общественности в планировании туризма на региональном уровне и принятии решений, наличие природоохранных территорий (заказники, водоохранные зоны и др.), наличие рекламных и информационных материалов на русском/белорусском  и др. языках о достопримечательностях, культурных и исторических особенностях  местности, возможностях отдыха и туризма и т. п.,  наличие местных стратегий/планов/программ устойчивого развития в рамках дестинации, наличие экологических проблем, которые могут быть решены с помощью туризма,  наличие мероприятий по охране окружающей среды, сотрудничество с местными учебными заведениями в сфере туризма и гостеприимства».

https://www.traditionrolex.com/8