Туристы Заблоцкие против турфирмы «Бонус Трэвел»: точка так и не поставлена (дополнено)

08.01.2013 - Новости

Туристы Заблоцкие против турфирмы «Бонус Трэвел»: точка так и не поставлена (дополнено)

Сразу после праздников, 4 января, в суде Центрального района города Минска состоялось очередное (вместе с предварительной беседой уже третье!) заседание по иску обворованных в Греции туристов к столичной туркомпании. Несмотря на то, что календарь уже оставил в прошлом году и злополучный отдых, и основной накал страстей, и большую часть взаимных обвинений, приблизиться к развязке событий не удалось и на этот раз.

Сразу после праздников, 4 января, в суде Центрального района города Минска состоялось очередное (вместе с предварительной беседой уже третье!) заседание по иску туристов к столичной туркомпании. Tio.by неоднократно писал об этом конфликте: здесь, здесь и здесь.

Несмотря на то, что календарь уже оставил в прошлом году и злополучный отдых, и основной накал страстей, и большую часть взаимных обвинений, приблизиться к развязке событий не удалось и на этот раз.

В начале заседания истцы Максим и Наталья Заблоцкие предъявили суду справки о заработной плате (кстати, озвученные цифры доходов вполне соответствуют тем денежным суммам, что взяли супруги на отдых), справки из банка, подтверждающие блокировку карточек после кражи, а также несколько фотографий обворованного номера. Как и планировалось, на это заседание по ходатайству истцов был приглашен представитель Департамента по туризму Министерства спорта и туризма РБ. Несмотря на то, что ответчик и третье лицо (компании «Бонус Трэвел» и «Ростинг») выразили сомнения в целесообразности данного действа и даже усмотрели в нем попытку давления на суд со стороны государственных органов, судья данную просьбу удовлетворил. Андрей Мартынов, заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма РБ, сославшись на ряд пунктов Закона о туризме, пояснил собравшимся, что именно понимается под «безопасностью туриста», а также «туристическими услугами» и  другими профессиональными терминами. Так, говоря о безопасности, закон четко прописывает, что «под безопасностью в сфере туризма понимаются сохранность жизни, здоровья, имущества туристов» (Закон РБ «О туризме», глава 5, статья 24). Кроме того, специалист отметил, что предоставление туристам недостоверной информации (вместо нужных телефонов белорусского консульства в Болгарии в памятке для туристов был указан телефон российского консульства в Греции) – это прямое нарушение норм, прописанных в законе.

Кроме того, представитель Министерства спорта и туризма обратил внимание на то, что договор, заключенный между истцами и ответчиком, ни по форме, ни по содержанию не соответствует типовому договору, определенному Совмином. Так, данный конкретный договор содержит ряд пунктов, которые не просто ущемляют права заказчика, но и полностью противоречат Закону о туризме. В частности, это касается ответственности, которую (как вытекает из договора с «Бонус Трэвел») несут исключительно третьи лица, а не турфирма, отправившая туристов на отдых. «Как это так, – возмутился чиновник, – исполнитель берет с туриста 5000 евро и снимает с себя всякую ответственность? Если вы заключаете договор, берете полную оплату тура, то вы и несете по нему всю ответственность. Боитесь ответственности – не берите деньги!». Касательно практики возмещения материального вреда специалист сослался на принятую еще в 1962 году прошлого века Европейскую конвенцию, согласно которой, гостиницы должны отвечать за сохранность имущества своих постояльцев. В данном же конкретном деле невозможность переложить эту ответственность на отель вытекает из того, что у исполнителя нет никаких договорных отношений с греческой гостиницей. Специалист подчеркнул, что материальная ответственность в этом случае ложится на исполнителя. Правда, отвечая на вопрос третьего лица о том, если бы кража произошла не в отеле, а в самолете, представитель Департамента по туризму предположил, что в таком случае ущерб скорее всего возмещала бы авиакомпания, а не турфирма.

Потом суд заслушал показания туриста, с которым Заблоцкие вместе ездили отдыхать в тот самый греческий отель Olimpian Bay Holiday Club 4*. Молодой человек являлся непосредственным свидетелем событий вечера, когда в гостинице произошла серия краж, а также всех последующих действий (а точнее – «бездействий») администрации отеля, принимающей компании и белорусской турфирмы. Кроме того, именно он видел, какими денежными средствами располагало семейство истцов (деньги пересчитывались на виду), и был осведомлен о примерном содержании кошельков, которые вместе с сейфом вынесли из номера грабители.

Затем в суде выступил ответчик. Представитель компании «Бонус Трэвел» – заместитель директора Владимир Яворский предоставил суду информацию о греческом отеле (каталог, распечатки с сайта, фотографии), рассказал о том, что процессуально-следственные действия по поводу фактов воровства из номеров все еще ведутся, а также предъявил платежное поручение, подтверждающее перевод денег, полученных от туристов, на счет «Ростинга». К слову, чуть позже судья попросил ответчика и третье лицо человеческим языком описать механизм их финансовых отношений. Получилось, что еще до попадания в Грецию с той суммы, которую туристы заплатили за путевки, свои комиссионные получила сначала одна турфирма, а потом вторая. «Скажите, а за какие услуги я заплатил деньги «Ростингу»?» – обратился к третьему лицу Максим Заблоцкий. Представитель туркомпании пояснил, что эти услуги подразумевают, например, предоставление субкомиссионеру сведений о наличии свободных мест в отеле, обеспечение субкомиссионера соответствующей рекламной продукцией, а также предоставление ему иной необходимой информации.

В конце заседания Владимир Яворский поинтересовался у истцов тем, сколько еще дел они ведут в судах Минска? Наталья Заблоцкая отметила, что это их первая и, хотелось бы надеяться, последняя судебная тяжба, а «гулявшая» на просторах интернета информация о том, что якобы Заблоцкие уже судились с турфирмой по поводу отдыха в Турции, не соответствует действительности (их семья вообще никогда не отдыхала в Турции!).

К следующему заседанию суд попросил ответчика предоставить устав компании, разрешение Нацбанка на работу с иностранной валютой, а также другие документы, подтверждающие прозрачность деятельности компании на рынке туруслуг. «Ростингу» также нужно будет предоставить суду устав и платежные поручения, подтверждающие перевод денег греческому партнеру. Очередное и, очевидно, последнее заседание назначено на середину января. К слову, за то время, что идет этот неоднозначный процесс, истцы уже потратили на юридические услуги несколько миллионов рублей. Данная сумма, а также другие суммы, пересчитанные с учетом изменения курсов валют, также будут включены в исковое требование туристов.

Дополнено

Вчера (16 января) состоялось очередное заседание. Несмотря на то, что большинство участников процесса были уверены в том, что эта встреча последняя, услышать вердикт по делу опять не удалось. Заседание с несколькими перерывами продолжалось почти весь рабочий день. В принципе, каких-то новых обстоятельств во время слушания выявлено не было. Ответчик и третье лицо представили те документы (уставы организаций, свидетельства, платежные поручения, справки об уплате налогов и другие), которые в прошлый раз запрашивал суд. Кроме того, «Бонус Трэвел» приобщил к делу дипломы от авиакомпаний и благодарственные письма от своих клиентов.

Наталья Заблоцкая принесла на заседание распечатки телефонных звонков, подтверждающие то, что она неоднократно связывалась с представителями белорусской туркомпании, а также с консулом  Беларуси в Болгарии. К слову, в распечатке, по словам истицы, отразились только те вызовы, которые завершились успешным соединением, «неотвеченные» же звонки там не зафиксировались. Туристка рассказала, что первые звонки в турфирму она сделала еще ночью, сразу после того, как их номер обокрали, а никаких видимых действий администрация гостиницы по этому поводу не предпринимала. Дозвониться до турфирмы она смогла утром (первый звонок зафиксирован в 8.43), потом было еще несколько коротких телефонных разговоров. Однако никакой практической помощи от туристической компании не было.

Владимир Яворский снова обратил внимание на то, что туристы после ограбления продолжили пользоваться туристической услугой и не просили вернуть их домой. На что адвокат Заблоцких заметила, что этого и не предлагалось. «Устранить негативные последствия – это ваша обязанность. Вы же не прислали за туристами, у которых украли все деньги, трансфер до аэропорта, не переселили их в другой отель, не предложили им перебронировать билеты». Кроме того, адвокат заметила, что, если бы принимающая компания пошла туристам навстречу и вернула бы уплаченные деньги за еще не состоявшуюся на тот момент экскурсию (около 700 евро), то этот человеческий жест реально помог бы обворованным отдыхающим. Представитель компании «Бонус Трэвел» пояснил, что исходя из переписки с принимающей компанией, у него другие сведения насчет данного инцидента. По информации, предоставленной принимающей стороной, туристы за возвратом денег не обращались. Отвечая на вопрос судьи о том, как «Бонус Трэвел» мог бы компенсировать туристам испорченный отдых, Владимир ответил, что по возвращению туристов из поездки он готов был дать туристам скидки на авиабилеты, греки могли бы предоставить бесплатное проживание семье туристов в следующем сезоне, греческая принимающая компания – организовать бесплатные экскурсии. Но такие варианты семью не устроили. Позже Наталья пояснила, что она слышала несколько иные предложения (упоминались скидки при последующих покупках туров).

Уточняя размер исковых сумм, судья еще раз спросил туристку, чем, кроме показаний свидетеля, она может подтвердить размер денежных средств, помещенных в сейф. К сожалению, других свидетелей истица не припомнила. (Яворский позже спросил: «А если бы туристы взяли на отдых миллион долларов, я что должен был возвратить им миллион?»). Судья также уточнил и вопрос по камере. После перерыва Наталья передала суду коробку, инструкцию, зарядное устройство и бумаги из магазина, на которых была указана стоимость камеры. Ответчик и третье лицо не согласились с требованиями истца оценить утерянную камеру в несколько сотен долларов. В итоге, дабы не затягивать процесс проведением специальной экспертизы (она может длиться около полугода), истица от требований по камере отказалась. К окончанию рабочего дня в деле вновь был объявлен перерыв – теперь до следующей недели.

Вообще, кое-какие выводы по «ситуации» можно начать делать и до окончания этого дела. Туристам, настраиваясь на хороший отдых, ни в коем случае не стоит забывать о безопасности своего имущества и денежных средств. Стоит сделать копии документов, заранее продумать варианты хранения наличных средств на отдыхе, держать банковские карточки и наличные деньги отдельно друг от друга, четко фиксировать нарушения (несоответствие номера проживания заказанному и т.д.) в ваучере, а главное – иметь хотя бы приблизительную информацию о своих правах и необходимых действиях в случае той или иной непредвиденной ситуации. Думаю, в ближайшее время мы рассмотрим вопросы правовой защиты (как туристов, так и турфирм) более детально.

 

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

08.01.2013 14:19
Anonymous
ответить

[quote]Получилось, что еще до попадания в Грецию с той суммы, которую туристы заплатили за путевки, свои комиссионные получила сначала одна турфирма, а потом вторая.[/quote] Интересно, обратил ли кто-нибудь внимание, что комиссия не суммируется, а делится между турфирмами? То есть Ростинг поделился с Бонусом своей комиссией, а не Бонус "накинул"?
Аватар

08.01.2013 15:07
Автор материала
ответить

Вот, какую полезную информацию я вычитала на сайте одной белорусской туркомпании (полный текст тут: http://www.astravel.by/agencies/info-tourists/) [b]Что делать, если из сейфа в номере отеля пропали ценности?[/b] Отель будет рассматривать свою ответственность только в том случае, когда из сейфа в номере была совершена кража с явными признаками взлома. При этом администрация отеля обязана компенсировать вам содержимое индивидуального сейфа только в размере суммы, на которую отель застраховал эти сейфы. Сумма обычно колеблется между 900 и 3000 евро, и об ее точном значении в конкретном отеле можно узнать на стойке reception отеля. Вы должны быть готовы к тому, что администрация отеля не будет спешить компенсировать ваши потери. В ваших интересах проявлять настойчивость и инициативу в получении немедленной материальной компенсации, привлечению к расследованию кражи местных полицейских и обращению с требованием оказания помощи в консульские службы по месту вашего временного проживания. Интересно, а эти греческие сейфы были застрахованы?
Аватар

08.01.2013 15:11
Anonymous
ответить

Еще, с этого же сайта: Согласно международному законодательству, отель [b]несет[/b] ответственность за сохранность имущества постояльца. При этом основная проблема заключается в доказательстве факта самой кражи. То есть в доказательстве того, что украденные вещи действительно у Вас имелись и находились на момент кражи в номере. [b]Как правило, администрации отелей никогда не спешит компенсировать ваши потери. [/b]Они отлично понимают, что туристу в 99% случаях весьма затруднительно предъявить аргументированный судебный иск зарубежной гостинице. Практика всех туристических курортов показывает, что администрация отеля не будет оказывать вам содействия в благополучном разрешении для вас данного инцидента, станет отрицать свою ответственность за сохранность ваших вещей.
Аватар

08.01.2013 15:23
автор материала
ответить

А вот какой комментарий оставил представитель отеля на сайте «топхотелс»: Согласно Греческому законодательству, отель не несёт ответственности за личные вещи туристов в случае кражи. Сейфы были выброшены грабителями на дорогу и, таким образом, найдены полицейскими. Грабители проникли в отель через забор, при этом изогнув решётки. Руководство отеля приняло все необходимые меры по данному происшествию, a также попросили всех пострадавших описать пропавшие вещи, для того чтобы всю информацию передать в страховую компанию. Отель находится под наблюдением охраны Security 24 часа в сутки. В отеле Олимпиан Бей до этого не было никогда краж. Читать полностью на http://www.tophotels.ru/main/hotel/al5818/
Аватар

08.01.2013 15:58
Anonymous
ответить

Где это законодательство? А это Греция подписала. Конвенция об ответственности владельцев гостиниц за личные вещи постояльцев (ETS N 41) (Париж, 17 декабря 1962 года)>
Аватар

08.01.2013 16:28
Anonymous
ответить

В том-то вся и суть, что правды не добьешься! Французские гостиницы, к слову, в 2012 году уже отказались от ответственности. http://www.atorus.ru/news/sectornews/new/17910.html
Аватар

08.01.2013 16:54
Anonymous
ответить

Не гостиницы отказались, а Французский суд снял ответственность с отелей за пропажу ценных вещей постояльцев, хранящихся в номере. При этом ответсвенность за ценные вещи, хранящиеся в сейфе, который находится у стойки администратора, никто не снимал.Эта возможность предусмотрена в той же конвнции. Если что-то говорить, то полностью, а не АБС.
Аватар

08.01.2013 16:59
Людмила
ответить

Странно, что никто не обратил внимание на свидетеля семьи- кто из вас верит, что сумму в несколько тысяч евро вы будете пересчитывать перед незнакомым человеком и даже дать ему примерно понять сколько у вас денег на отдыхе. Это похоже на приглашение свидетеля, так как такое действие априори невозможно. И даже, если представить, что такое глупое действие было произведено перед посторонним человеком, это предполагает, что такие действия могли производится и перед другими людьми. Надо затребовать показания семьи греческим полицейским, ГДЕ ДОЛЖНО БЫТЬ УТОЧНЕНО, рассказывали ли они о том, что деньги пересчитывали перед этим свидетелем и был ли данный свидетель на предмет данной суммы денег допрошен греческими полицейскими. Если это информация была скрыта от полицейских семьей Яблонских, значит они не считали нужным давать полную и достоверную информацию на счет кражи и свидетеля. По-этому показания свидетеля должны рассмотреться со всех углов зрения. Кроме того, требует уточнения, с какой целью была взята такая сумма с собой на отдых и совершались покупки ли в Греции. Для этого возможно сделать запрос в авиакомпанию на предмет установления веса багажа при вывозе из Белоруси и на ввоз в Беларусь в пределах данного дела. Требует уточнения -в какой момент была совершена кража- сразу после пересчета денег в присутствии свидетеля или прошел какой-то промежуток времени, в течении которого некоторая сумма могла быть потрачена.
Аватар

08.01.2013 17:24
Anonymous
ответить

Это - не незнакомый человек. Это друг семьи туристов. Они отдыхали вместе: две семьи (обе с детьми). Я так понимаю, что это близкий человек. Конечно, пересчитывать деньги даже при друзьях будет не каждый, но все же ничего удивительного в этом нет.
Аватар

08.01.2013 17:26
Людмиле
ответить

"семьей Яблонских"- судя по всему Вы "в теме", так простите какого .... ВЫ пишите "в несколько тысяч евро вы будете пересчитывать перед незнакомым человеком", сейчас друга семьи так называют!!!!???"незнакомым". Если Ваши друзья для Вас есть что-то подозрительное, то может перестаните мерять Всех по себе:) Ой...., или сейчас начнем искать причинно-следственную связь.....
Аватар

08.01.2013 18:17
Юрист
ответить

В законодательстве РБ нет нормы на которую можно сослаться, чтобы взыскать деньги с Бонус-тревел, все притянуто за уши ( вот с гостиницы это реально) Хочется, но в действительности, это не законно! Все эти свидетели, сотрудники МСиТ ничего не стоят с юридической точки зрения, есть закон, и он должен главенствовать, а иначе суд превращается в фарс!!! Ведь посмотрите все ссылки на договор, в котором ооочень размыто написано о безопасности и БОЛЬШЕ НИ ОДНОЙ НОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА!!!Ничего подобного не может быть в России или на Украине, но мы, как впрочем и всегда идем своим путем!
Аватар

08.01.2013 18:40
Anonymous
ответить

Закон о туризме. Статья 17. Договор оказания туристических услуг. Договором оказания туристических услуг может быть предусмотрено исполнение всех или части обязательств исполнителя по договору третьими лицами. Исполнение обязательств третьими лицами не освобождает исполнителя по договору от ответственности перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение третьими лицами обязательств по договору оказания туристических услуг. Вопрос юристу: по чем диплом брал?
Аватар

08.01.2013 18:41
Anonymous
ответить

Что ж Вы ЮРИСТЫ, составляете такие "размытые договора". "Ничего подобного не может быть в России или на Украине, но мы, как впрочем и всегда идем своим путем!" ХОРОШО ТАМ, ГДЕ НАС НЕТ". Так, давайте, улучшим НАШ путь:) А то, про закон помним, только когда дело не касается нашего величества:)
Аватар

08.01.2013 18:45

ответить

В России - все тоже самое!!!) Те же нормы про "безопасность", и те же пустые разговоры на форуме. Далее по ссылке материал с профессионального туристического портала на нашу любимую тему "Что делать, если туристов обокрали на отдыхе?". У коллег с востока те же проблемы, суды и ограбленные туристы... вот http://www.hotline.travel/content/12057/chto_delat_esli_turista_obokrali_na_otdykhe/
Аватар

08.01.2013 18:48
Anonymous
ответить

В плане "что делать?" и "кто виноват?" белорусы совсем не уникальные... Почитайте россиян и их советы: Например, [b]независимо ни от чего право туриста на обеспечение сохранности своего имущества существует. За его нарушение отвечает туроператор, как лицо, отвечающее за безопасность всех услуг, входящие в состав турпродукта. К туроператору, в том числе, следует предъявлять требование и о возмещении морального вреда. В данном случае туристу необходимо обратиться в суд. Ответчиком следует вызывать туроператора и турагента[/b]

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах