<p>Об очередях, контрабанде и чести мундира</p>

Об очередях, контрабанде и чести мундира рассказывает газета «Заря».

Триллионы, миллиарды, миллионы...

В 2012 году Брестской таможней, как отметил ее начальник Леонид Досов, обеспечено поступление в республиканский бюджет более Br3,5 трлн рублей, что почти на 50 процентов больше, чем в 2011 году. В расчете на одного таможенника поступления в госбюджет составили Br3,2 млрд. При этом ежедневные перечисления Брестской таможни в республиканский бюджет достигали Br15 млрд.

В минувшем году через пункты таможенного оформления на границе проследовало в обоих направлениях около 10 млн граждан, 2,5 млн легковых автомобилей, более 600 тыс. грузовых транспортных средств, 500 тыс. железнодорожных вагонов. При проведении операций таможенного контроля и специальных мероприятий за прошлый год выявлено свыше 3 тыс. правонарушений, по которым проведены административные процессы. По фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере таможней возбуждено 17 уголовных дел.

Комментируя эти цифры, начальник Брестской таможни Леонид Досов отметил, что тенденция увеличения и без того огромного товаропотока в зоне деятельности Брестской таможни сохранилась и в минувшем году. Грузов стало больше примерно на 15 процентов. С одной стороны, это хорошо и свидетельствует об оживлении экономики, но с другой – таможенникам приходится решать все более сложные задачи.

Пробки на границе

Первейшая из них – максимально быстрое оформление товаров и документов, чтобы на границе не образовывались очереди. К сожалению, избежать скопления автомобилей удается не всегда. Однако винить в этом сотрудников Брестской таможни оснований нет, считает Леонид Досов. «Да, иногда возникают очереди на ПТО «Козловичи» и «Варшавский мост», но мы обязательства, которые взяли на себя, договариваясь с польской стороной, выполняем, – говорит он. – Польские коллеги за истекший год не предъявили к нам ни одной претензии. К слову, в соответствии с договоренностями, Брестская таможня в ПТО «Козловичи» должна за сутки обеспечить въезд из ЕС не менее 1000 большегрузных автомобилей. С этим мы справляемся, причем пропускаем значительно больше тысячи машин. Что же касается «Варшавки», то на этом объекте необходимо расширять мост. Иначе – как бы мы ни старались – с очередями не справиться. Возможно, эту проблему удастся решить в рамках подготовки к чемпионату мира по хоккею, который Беларусь будет принимать в 2014 году. По крайней мере такой вариант прорабатывается».

На уменьшение скопления машин в пунктах пропуска будет направлено и запланированное в текущем году нововведение. Как сообщил заместитель начальника Брестской таможни Андрей Ковальчук, с 1 июля 2013 года функции автомобильного контроля всецело лягут на плечи таможенников (на сегодняшний день их в пунктах пропуска осуществляют сотрудники Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь). Эта мера позволит сократить количество служб, осуществляющих контрольные функции на границе, следовательно, и грузоперевозчики смогут быстрее оформить документы и уменьшить время нахождения своих транспортных средств в пункте пропуска.

Таможня даст газ

Если же вернуться к «Козловичам», то на этом посту у таможенников, как мы уже сообщали, появился надежный помощник – инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК), который в считанные минуты сканирует «фуру» и способен найти спрятанное в труднодоступных узлах и механизмах автомобиля. Еще и года не прошло с того момента, как в ПТО «Козловичи» появился ИДК и было оборудовано еще 20 рабочих мест. Тем не менее результаты уже есть: техника помогла выявить «левого» товара на сумму 15 млрд рублей.

Следует отметить и то, что возле «Козловичей» на территории в 4 гектара (там уже намыто большое количество песка) разворачивается строительство большой сервисной зоны. Заместитель начальника Брестской таможни Иван Песецкий рассказал, что с помощью чешского инвестора будет возведен целый комплекс для транзитников. Здесь появятся склады, гаражи, гостиница, ресторан.

Но самое серьезное преображение в ближайшие годы, по словам Леонида Досова, ожидает «Песчатку». Совсем недавно ОАО «Стройтест № 8» выиграло тендер на проведение работ по строительству этого пункта пропуска. В соответствии с Программой трансграничного сотрудничества Европейского инструмента добрососедства и партнерства «Польша – Беларусь – Украина» 2007–2013, на эти работы выделено 10,5 млн евро. Активная фаза строительства начнется во втором квартале 2013 года. Завершить же объект планируется в течение двух лет. В итоге его пропускная способность составит 1200 автомобилей в сутки.

Примечательно и то, что задание на проектирование «Песчатки» подготовлено с учетом возможностей объездной дороги вокруг Беловежской пущи и в соответствии с положениями Комплексной программы развития инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Беларусь. За счет средств республиканского бюджета уже осуществлена подсыпка территории пункта пропуска, проведена высоковольтная линия электроснабжения и оборудована трансформаторная подстанция. Но самое, пожалуй, важное для жителей приграничного региона – это завершение строительства магистрального газопровода протяженностью 9 км, что позволило уже сейчас обеспечить доступ к газу 55 домовладений из близлежащих деревень Каменецкого района. Еще 40 пользователей в деревнях Оберовщина, Волковичи, Пограничное подготовили проектно-сметную документацию и в нынешнем году получат голубое топливо. Как видим, реконструкция объектов приграничной инфраструктуры помогает решать и социальные задачи.

По закону и по чести

Не хочу идеализировать работу наших таможенников, но, согласитесь, в качестве фигурантов громких уголовных дел они уже не мелькают. Попытка перевозчиком дать взятку нынче расценивается таможенниками как оскорбление. Подтверждение тому – более 200 зафиксированных попыток передачи незаконного вознаграждения сотрудникам Брестской таможни. В каждом из этих случаев наши земляки проявили принципиальность: получив от пересекающего границу лица документы, в которых зачем-то оказывались денежные купюры, они вызывали сотрудников правоохранительных органов, после чего начиналось длительное разбирательство с письменными объяснениями, составлением протоколов, судебными заседаниями. А ведь всего этого можно было избежать, если бы сотрудник Брестской таможни просто вернул деньги их владельцу. Но как же тогда быть с честью мундира? С совестью, наконец? Вот и продолжают наши таможенники фиксировать подобные нарушения, несмотря на то, что прорехи в законодательстве позволяют отделаться таким горе-благодетелям легким испугом.

Кому нужны лыжи сборной России?

Вышеприведенные цифры вовсе не свидетельствуют о том, что в таможне служат только те, для кого законы возведены в некий абсолют. В жизни ведь случается всякое, и порой таможенникам приходится при принятии решений руководствоваться не только действующими правилами пересечения границы, но и учитывать сложные жизненные обстоятельства, в которых оказались люди. Иными словами, на таможне не отфутболивают обращающихся с довольно сложными вопросами граждан, которым по законам совести надо помочь. Заместитель начальника Брестской таможни Михаил Бань привел два свежих примера.
За несколько дней до Нового года в аварию под Смоленском попал гражданин Германии. 27 декабря его жена обратилась в Брестскую таможню с просьбой разрешить ей на эвакуаторе вывезти автомобиль. К этому заявлению подошли без формальностей, в тот же день дали положительный ответ, и немка 28 декабря уже была в России, а на пути назад написала благодарность нашим таможенникам за то, что вошли в ее положение. А вот с экипировкой лыжной сборной России брестским «мытникам» вообще пришлось разбираться самостоятельно. Россияне то ли забыли, то ли потеряли все документы на лыжи, которые отправили поездом. Сами же спортсмены и их тренеры на соревнования улетели самолетом. Так бы и бегали по снежным трассам в Италии в ботинках, если бы Брестская таможня не проконсультировала, какие необходимы документы, сделав по сути работу российской стороны. «И такие форс-мажорные случаи происходят на границе сплошь и рядом, – констатирует Михаил Бань. – Но все, что можно, мы стараемся решить».

Виктор ЕРОФЕЕВ