Бездежский фартук как бренд Полесья. Единственному в мире музею фартуков – 14 лет (фото)

20.01.2013 - Новости

Бездежский фартук как бренд Полесья. Единственному в мире музею фартуков – 14 лет (фото)

225 фартушков – и ни одного повторенного узора. Самому старому бездежскому фартуку 132 года. С недавних пор в музее регистрируют браки.  Заодно рассказывают о традициях бабушек и дедушек, о том, какие ручники, и сколько их должно было быть в приданом у невесты, что такое свадебный веночек-пава, и какие цветы для венка предпочитали невесты много лет назад

Музей «Бездежскі фартушок» открылся 17 января 1999 года.

С тех пор мы называем его единственным в мире. Хотя, кто знает, сообщает TOMIN.BY, мир ради туристов создает такие экспозиции, что нам даже не снилось. Потому вернее говорить – единственный в Беларуси. Уникальный. Неповторимый.

 2

3

Первый раз я побывала в Бездеже в 2004 году. Музею тогда было 5 лет. С тех пор экспонатов стало чуток больше. И туристов – тоже. По итогам 2011-го – почти 5 тысяч человек побывало в музее. Музей статусный: награжден специальной премией Президента – за создание уникальной коллекции аутентичных образцов народного творчества, значительный вклад в сохранение и популяризацию местных ремесел, обрядов и диалектов. Диплом можно увидеть в первом зале музея.

4
 
Но самое главное – это фартуки. 225 фартушков – и ни одного повторенного узора. Самому старому бездежскому фартуку 132 года. Он хранится под стеклом.   

5
 
С недавних пор в музее регистрируют браки.  Заодно рассказывают о традициях бабушек и дедушек, о том, какие ручники и сколько их должно было быть в приданом у невесты, что такое свадебный веночек-пава, и какие цветы для венка предпочитали невесты много лет назад.

6
 
О предметах для обработки льна и прочих приспособлениях сельского быта в музее знают все.

7  

8

9
 
Мария Михайловна Остапович, директор музея, даже за ткацкий станок усадит. Или нарядит в курту, как меня. Курта – это верхняя одежда, в которую одевался местный народ. Сшита руками. Нити – льняные. Ткань – валяная шерсть. Ну, как на валенке. Чуток, правда, мягче. В курте тепло,  и она неплохо смотрится.

10  

11

 12

Секреты ткачества и вышивки в Бездеже передаются из поколения в поколение. А вот сувенирный фартук – маленький, с простой вышивкой – в музее пока купить нельзя. Мария Остапович обещала подумать на сей счет.

 13

 14

15

Экскурсия по музею может длиться 1,5-2 часа. Если вы сделали заявку заранее, она пройдет под игру и пение народных творческих коллективов: «Заряночки» Дрогичинского ГДК, «Свояки» Бездежского СДК, «Попинских гармонистов» Попинского СДК, «Веселых соседей» Осиповичского СДК. Хотите танец? Пожалуйста: только тут вы увидите редкий танец на вилах – «Никита».

В конце прошлого года музей открыл подворье. Называется «Каля Плэса». Я бы написала – «Каля Плэсы». Если речь идет о реке Плеса. Но если брать в расчет, что плёс (плэс по-полесски) – это обширный участок реки, так, может, и верно…

Музей купил крестьянский дом. И сделал из него… Сказку сделал – с «прызьбой» (завалинкой), сенями.  В большой комнате – ничего лишнего: стол и шкаф. На окне – «фиранки».

16
 
На подоконниках – вазоны. Любимая в деревнях герань. На кухне – настоящая печь. В печи догорают дрова.  Мария Остапович зовет угоститься. Стол накрыт по-деревенски:ульба в мундирах, квашеная капуста, драники, сало, самогон, яблочный сок. Кубки – из обожженной глины. Куплены в Городной на Столинщине, у местных гончаров.  Посредине стола – макуха – приправа из обжаренных и толченых семян льна. Макаешь в нее драники или сало – и понимаешь, что наши предки дали нам нечто получше заморских приправ. А мы о нашей макухе почти забыли. Стоило бы ее рассыпать в мешочки и продавать. И самогон, настоянный на дубовой коре,  можно продавать. Может быть, даже в посуде со Столинщины. Свидетельствую: пьется легко, голова не болит, язык не заплетается. Но сегодня вопрос – в получении лицензии на легальное производство.

17  

Но, прежде чем продегустировать самогон, мы прошлись по подворью. Все здесь по-настоящему: беседка, деревянный уличный туалет...

18  

Даже яблони старые не вырубали. Оставили. Повесили несколько колод, в которых когда-то жили пчелы. Привезли из деревни Кудричи (о ней тоже когда-нибудь расскажу). Возле хлева стоит сечкарня: солому в ней секут – для коня, козы и кроликов. Хозяйство пока небольшое. Но есть. Коня назвали Индейцем. Его подарили лесники. Конь должен возить туристов – в бричке и на санях.

19  

Козьего молока попробовать не получилось – коза на сносях и уже не доится.

20  

На крыше сарая – аистиное гнездо. «Буслянка» пока ничейная. Мария Остапович надеется, что весной здесь поселится пара буслов.

21  

Колодец тоже благоустроили. Но вода там не очень. Потому в воде на веревке хранятся соленые огурцы. Для гостей. Вкусные. Пробовала, потому не обманываю, чтобы угодить гостеприимным хозяевам.

22  

23  

24  

В сельском доме, кроме традиционных помещений, есть – в угоду туристам – гостиничный номер на двоих. С камином, туалетом и душем. Вид из окна чудесный – на озеро. В озере живет рыба, которую туристы могут ловить.

25  

26  

Мест для гостей в Бездеже пока не хватает. Когда музыкальная школа переедет в Дом культуры, в здании можно будет обустроить несколько гостиничных номеров. Но и сейчас, понятное дело,  можно приезжать. Так что, калі ласка!  

27
 
В Бездеже есть чем удивлять. О бездежском хлебе, который пекут в печи, надеюсь, слышали. Его можно заказать, если позвонить заранее.

О Дуге Струве тоже знают многие. Есть в Дрогичинском районе пока не очень известный туристам пункт «Бездеж». Запланировано его благоустройство. Плюс храмы. Сегодня Бездеж украшают костел Святой Троицы и два православных храма: новый, Рождества Христова, и старый, Свято-Троицкий, возведенный еще в 1784 году.

Мария Михайловна рассказала, что нигде так Пасху не празднуют, как в Бездеже. Здесь особые пасхальные традиции – обряд «Стрилка». Именно этот танец-хоровод закрывает Великий пост и начинает пасхальные гулянья. После него уже можно ходить в гости, одаривать друг друга крашеными яйцами.

…На выезде из Бездежа заметила некий столп. Мне рассказали, что никто не знает, зачем его тут поставили.

28
 
29
 
Краеведы спорят. Есть разные версии. В минувшем году столп облагородили, повесили памятные доски, а также икону св. Николая Чудотворца. В Бездеже верят, что здешняя земля никогда не утратит своих древних корней…

30

31

 Валентина КОЗЛОВИЧ

Рубрики: Событийный Туризм

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах