https://www.traditionrolex.com/8
<p>Золотым резервом развития туризма остается территория предприятия «Белорусские обои», которое скоро должно сменить прописку. Площадка выставляется как инвестиционная для создания уникального архитектурного комплекса национального уровня</p>

Ответ на этот вопрос должен дать откорректированный проект детального планирования реконструкции, реставрации, восстановления и благоустройства исторического центра. Сейчас в городе проходит общественное обсуждение проекта, сообщает «Минский курьер».

Если не брать в расчет 1980-е годы, когда на карте столицы по­явилось реконструированное Троицкое предместье, то вплотную восстановлением древнего ядра Минска занялись в 2005 году, после выхода соответствующего указа Главы государства. Тогда и разработали первый проект на всю территорию исторического центра. Он был рассчитан на период до 2010 года, соответственно и велись работы. Однако назрела необходимость внести коррективы в документ, чтобы максимально насытить старый город интересными для туристов объектами и в то же время не допустить нарушений исторической планировки города и его силуэта, масштаба и стилистики застройки.

В рамках общественного обсуждения новой версии проекта прошло также и профессиональное. Что предлагают разработчики?

Проще, но эффективнее

Исторический центр — а это Верхний город и прилегающие к нему кварталы до Городского Вала, Раковское и Троицкое предместья, Минское замчище — сегодня разрезан на четыре части двумя магистралями — проспектом Победителей и улицами Немигой и Богдановича. В идеале, как, например, в городах Европы, древнее ядро должно быть не только единым целым, но и зоной максимально свободной от транспорта, доступной для пешеходов.

Чтобы приблизиться к такой цели, в проекте 2005 года было предложено строительство подземного тоннеля на перекрестке улиц Богдановича — Купалы — Сторожевской. Тогда же выдвигалась альтернатива переноса трассы продолжения проспекта Победителей на улицу Янки Купалы, чтобы освободить от транспорта территорию Минского замчища.

— Мы пытались развить эту тему, — рассказывает главный архитектор нынешнего проекта Александр Акентьев. — Сделали тупиковыми улицы Богдановича и Немигу, объединив кварталы исторической застройки Верхнего города, Раковского и Троицкого предместий. В подземном уровне освободившихся участков магистралей предложили разместить крупные парковки для посетителей, работающих и жителей исторического центра. Но реализация этого предложения требует предварительно достроить первое и второе транспортные городские кольца, сделать развязки в разных уровнях на пересечениях этих колец со всеми крупными магистралями, возвести пересадочные паркинги на въездах в центральную часть столицы. Это огромные затраты, а также масса проблем, которые придется решать.

От идеи транспортных тоннелей пока отказались, а вот ограничить движение в квартале улиц Революционной — Комсомольской вполне по силам.

Поэтому проектировщики решили отказаться от такого варианта, как и от строительства тоннеля, который, по мнению разработчиков, лишь стимулирует увеличение транзитных потоков транспорта. Более рационально, посчитали авторы, организовать движение в одном уровне и построить подземные пешеходные переходы на перекрестке Богдановича — Купалы — Сторожевской.

А вот движение автомобилей в районе улиц Революционной — Комсомольской можно ограничить. И специалисты уже работают над этим, пытаясь осуществить такую задачу к 2014 году. Эти улицы станут пешеходно-транспортными с минимальным движением авто (в основном обслуживающая техника). Тем более рядом уже построен вмес­тительный много­уровневый паркинг. В проекте продумана организация других как подземных, так и наземных парковок вблизи исторического центра, суммарная вместимость которых может достичь 4700 машино-мест.

Новые объекты

— В каждом из кварталов исторического центра хочется видеть не только коммерческие или административные учреждения, но и культурно-просветительские заведения, музеи, — считает Александр Акентьев. — Помещения первых этажей всех без исключения зданий необходимо приспособить для размещения объектов обслуживания, чтобы территория стала максимально привлекательной для пребывания гостей города и минчан.

В связи с этим авторы проекта предлагают насытить культурными заведениями кварталы улиц Революционной и Комсомольской. Здесь возможно появление малой сцены национального театра, если сделать пристройку к дому на Революционной, 3 (ныне там находится ОБЭП). В квартале напротив уже запланирована реконструкция с приспособлением здания под актерский клуб-кафе. Дом с актовым залом на Революционной, 9, можно приспособить под еще одну сценическую площадку.

На площади Свободы в более далекой перспективе не исключают возможности воссоздать ряд утраченных исторических объектов: дом губернатора, постройки комплекса иезуитского коллегиума.

На месте Минского замчища предлагают построить историко-археологический комплекс с музеем истории Минска. Уже утвержден архитектурный проект объекта, который должен появиться между улицей Немигой и Дворцом спорта.

А за магазином «Алеся» неплохо бы воссоздать историческую улицу Ново-Мясницкую, которая шла полукольцом за замчищем, а в новых постройках представить богатую историю развития городских ремесел и при этом сохранить дворовое пространство жилого дома на проспекте Победителей, 3. На границе с современной застройкой на улице Замковой архитекторы увидели сквер, завершением которого со стороны проспекта может стать воссоз­данный на историческом месте фрагмент замчища.

Что касается Раковского предместья, то на этой территории предлагают сделать максимально доступными для посетителей все внутриквартальные пространства. В первую очередь речь идет о нынешней территории хлебозавода, который подлежит выносу, но ряд его корпусов как исторические памятники сохранится. Таким же доступным должен стать и дворик в районе улиц Обойной — Раковской. Это позволит оживить эту часть исторического центра.

Золотым резервом развития туризма остается территория предприятия «Белорусские обои», которое скоро должно сменить прописку. Площадка выставляется как инвестиционная для создания уникального архитектурного комплекса национального уровня.

Улица Ново-Мясницкая, комплекс «Минское замчище», воссоздание дома губернатора и зданий иезуитского коллегиума — лишь некоторые предложения авторов проекта.

 Архитекторы предлагают

Предыдущий проект не был подкреплен более подробной проработкой всей зоны исторического центра, когда рассматривают каж­дое здание, каждый пятачок территории. И в этом его минус. Потому что сегодня при строительстве и реконструкции некоторых объектов возникли вопросы по этажности зданий, по охранным зонам памятников истории. Вот и на общественном обсуждении из уст профессионалов прозвучало, что надо обязательно сделать планировочный макет, где будет виден весь силуэт центра, детально проработана вся зона.

Отдельно архитектурная общественность пожелала подробно ознакомиться с проектом комплекса «Минское замчище», поскольку есть опасения, что этот новый объект не оправдает ожиданий профессионалов.

Заместитель директора БелНИИП градостроительства Лариса Смирнова посоветовала все же не отказываться от идеи транспорт­ных тоннелей, даже если сегодня она кажется невыполнимой. Кто знает, как мы посмотрим на эту возможность через 5–10 лет. Специалист также призвала уделить первостепенное внимание воссозданию историко-культурного наследия, найти места для организации хотя бы небольших пешеходных зон и площадей. Она также считает, что можно по примеру западных стран смелее осваивать подземное пространство исторического центра, причем использовать его не только для организации парковок.

— Дайте этому проекту состояться, — обратилась Лариса Николаевна к коллегам.

Ольга Жарина

https://www.traditionrolex.com/8