https://www.traditionrolex.com/8
<p>Сегодня Минск стремительно развивается, строятся современные здания из бетона и стекла. Но скульптура, призванная стилистически связать эти новшества с архитектурой города, сделать их восприятие более легким, к сожалению, отсутствует. Столица нуждается в современной скульптуре с новыми взглядами, идеями и пластическими формами...</p>
Проспект величия
— За годы Великой Отечественной войны Минск практически утратил архитектуру и скульптуру, — рассказывает Владимир Слободчиков, заслуженный деятель искусств, заведующий кафедрой скульптуры Белорусской государственной академии искусств. — Со­временный проспект Независимости стал главной магистралью города. Вдоль него были выстроены здания, призванные показать величие советской власти. Проспект — лицо города. Скульп­тура — связующее звено между зданиями и окружающим ландшафтом. Она создает законченный образ архитектурной среды.
Закономерно, что открывал проспект монумент Ленину. В сквере напротив здания КГБ был установлен бюст Дзержинского. На нынешней Октябрьской площади возвышался десятиметровый величественный памятник Сталину. Все было подчинено логике и идеологии. Поз­же, после развенчания культа личности, на проспекте или рядом появились величественные фигуры белорусских песняров Янки Купалы и Якуба Коласа. Затем был установлен монумент Калинину. Так сформировался завершенный ансамбль, отвечающий всем градостроительным законам, пишет «Вечерний Минск».

Советская скульптура по сути своей идеологична. Выпускали массовых безликих пионеров, комсомольцев, пловчих с веслами, вазы и прочее. Украшательство городской среды было поставлено на поток.

Ближе к людям
— В конце 1980-х появились новые тенденции в скульптуре, — продолжает Владимир Слободчиков. — В Минске стали проводить скульптурные пленэры, на которых собирались лучшие ваятели столицы, республики и всего Советского Союза. Было создано множество работ, украшающих Минск и сегодня. Их можно увидеть в сквере Янки Купалы, на проспекте Победителей и в других районах города. В 1990-е появилась жанровая скульптура. В Минске ее основоположником стал Владимир Жбанов.

— В европейских странах давно распространена скульп­тура, которая максимально приближена к горожанам. Ее хочется трогать, с ней фотографируются, от нее исходит положительная энергетика, — рассказывает Владимир Иванович. — Это прекрасно видно по работам Володи Жбанова, когда  «Прикуривающему» дают сигарету, обнимают «Незнакомку», теребят за уши собачку на Комаровке или садятся в карету у ратуши. Взаимодействие с советской официальной скульптурой практически невозможно. Виной этому постаменты, масштаб и сильная идеологизация образа. Все это давило на зрителя. Разве можно считать по-настоящему народным памятник, если один его ботинок больше тебя, а фуражка — с крышу маленького дома.

Герои нашего времени

— Минская скульптура прошла проверку временем, — продолжает Владимир Слободчиков. — В 1950–1960-е
годы появилась потребность украшения городской среды — повсюду расставляли бездушные тиражированные фигуры из бетона вроде  «Девушки с веслом». Минчане на них практически не обращали внимания, ведь они ни с чем не ассоциировались. Горожане оставались равнодушны, даже когда безликие скульптуры разрушались у них на глазах. Значит, все эти бетонные изваяния были не нужны. Они сохранились лишь в некоторых дворах. Ну и в памяти старожилов. Другое дело скульптура, гармонично вписанная в городскую среду. Сложно представить Минск без мальчика с лебедем в сквере у Купаловского театра, памятников Мицкевичу, Пушкину, Горькому, Богдановичу, Ваньковичу.

Сегодня Минск стремительно развивается, строятся современные здания из бетона и стекла. Но скульптура, призванная стилистически связать эти новшества с архитектурой города, сделать их восприятие более легким, к сожалению, отсутствует. Столица нуждается в современной скульптуре с новыми взглядами, идеями и пластическими формами, заставляющими людей думать, анализировать, скульптуре, которая подчеркнет связь советской и современной архитектуры.

Дмитрий ИСАЙЧУК
https://www.traditionrolex.com/8