<p>Пешеходными или пешеходно-транспортными (с ограничением движения) станут участок улицы Комсомольской, улицы Революционная, Кирилла и Мефодия, Герцена, Музыкальный переулок, участок Энгельса, площадь Свободы. В Раковском предместье — отрезок Раковской от Немиги до Освобождения и улица Витебская<strong></strong></p>

Воссоздание площади Свободы, реконструкция зданий Свято-Троицкого монастыря, создание музейного комплекса «Минское замчище» — о появлении таких объектов говорил на деловом завтраке автор обновленного градостроительного проекта исторического центра города архитектор Александр Акентьев, сообщает «Минский курьер».

— Александр Григорьевич, какие основные цели преследует ваша работа?

— Во-первых, максимально сохранить, реставрировать и по возможности воссоздать утраченные историко-культурные ценности. В связи с этим можно говорить о комплексе исторических построек Свято-Троицкого женского монастыря (корпуса, в которых размещалась бывшая 2-я клиническая больница на улице Богдановича. — Прим. авт.), об ансамб­ле главной Соборной площади Верх­него города (ныне площадь Свободы), утраченных объектах на улице Революционной и других.

Главная дискуссия развернулась вокруг воссоздания средневековой истории города в зоне Минского замчища. Есть две точки зрения. Белорусское добровольное общество охраны памятников утверждает, что найдены новые документы, позволяющие воссоздать постройки более позднего периода развития города. В то же время официально уже принято решение о создании на месте замчища музея, частью которого станут фрагменты города XII века в натуральную величину. Они наглядно покажут, как выглядел старый Минск. Замечу, что варианты музеефикации замчища прорабатывались уже много лет и поддерживались на всех уровнях. И только сейчас, после утверждения архитектурного проекта, по­явилась такая агрессивная их оценка со стороны части общественности.

Проектом предусмотрена связь обоих берегов Свислочи. Предлагается построить три моста через реку: один — на выходе из переулка Музыкального, второй — с улицы Герцена и третий — в районе Троицкого предместья с выходом на улицу Старовиленскую.

Думаю, по итогам дискуссии специалисты определятся со своим решением, и это будет обязательно учтено в нашей работе.

Если же вернуться к задачам градостроительного проекта, то они требуют ответа по многим другим направлениям развития столицы.

— Можно подробнее об этом?

— В Минске 9 общегородских магистралей, связывающих столицу с областными центрами и выходящих далее на соседние страны. Шесть из девяти трасс приводят прямо в исторический центр. Более половины всего транспорта на улицах Богдановича и Немиге — это транзит, который, кроме шума и загазованности, ничего не дает. Чтобы сократить транзит, надо завершить строительство 1-го и 2-го транспортных колец и создать парковочные места на въездах в городское ядро. Это и предусмот­рено нашим проектом. Большинство поездок в центр должно стать целевым, причем нововведения направлены на то, чтобы люди сами отдавали предпочтение общественному транспорту. Для этого вблизи исторического ядра формируются три транспортно-пересадочных узла. С появлением первого участка третьей линии метрополитена и новых пересадочных станций поездки в центр из любой точки города станут максимально комфортными.

В проекте предусмотрено и место для стоянки туристических автобусов. Оно запланировано под путепроводом возле Минского зам­чища.

— Во всем мире исторические зоны городов становятся в основном пешеходными. Будут ли в Минске появляться улицы, свободные от автомобилей?

— Мы предусматриваем формирование системы пешеходных улиц и площадей, но для этого потребуется создание новых объектов обслуживания. Ведь если на пешеходных улицах не будет магазинчиков, объектов культуры, развлечений, тогда зачем нужны такие улицы? У нас есть резерв в виде первых этажей зданий, занятых сейчас административными и жилыми объектами. Если их заменить другими привлекательными для горожан заведениями, то мы более чем вдвое увеличим потенциал нынешних объектов обслуживания и заметно улучшим качество городской среды.

Пешеходными или пешеходно-транспортными (с ограничением движения) станут участок улицы Комсомольской, улицы Революционная, Кирилла и Мефодия, Герцена, Музыкальный переулок, участок Энгельса, площадь Свободы. В Раковском предместье — отрезок Раковской от Немиги до Освобождения и улица Витебская.

— Ваш проект недавно проходил общественное обсуждение. Население всколыхнула информация о предлагаемом перспективном сносе нескольких домов на улице Романовская Слобода, которые, кстати, не попадают в зону исторического центра. Будут ли учтены возражения людей против такого варианта?

— В перспективе после 2017 года мы не исключали возможность трансформации жилья со сносом домов, не отвечающих высокому уровню столичного центра. Поскольку это предложение не затрагивает само историческое ядро, можно было бы отказаться от него, и с этим, возможно, согласится комиссия, подводящая итоги общественного обсуждения.

Ольга Жарина