<p>Накануне прошлогоднего сезона только и разговоров было, что о кризисе. Одни специалисты утверждали, что туристы не поедут в отпуск на заграничные курорты, потому что будут экономить, другие, наоборот, утверждали, что как раз поедут из-за страха, что скоро вообще все будет неимоверно дорого. В нынешнем сезоне выяснилось, что не все так однозначно и не только финансово-экономический кризис вынуждает потенциальных туристов оставаться дома или совершать отчаянные покупки.</p>

Накануне прошлогоднего сезона только и разговоров было, что о кризисе. Одни специалисты утверждали, что туристы не поедут в отпуск на заграничные курорты, потому что будут экономить, другие, наоборот, утверждали, что как раз поедут из-за страха, что скоро вообще все будет неимоверно дорого. В нынешнем сезоне выяснилось, что не все так однозначно и не только финансово-экономический кризис вынуждает потенциальных туристов оставаться дома или совершать отчаянные покупки.

К примеру, в этом году белорусы вполне могут отказаться от поездки на заморские пляжи, поскольку потратили все деньги на покупку… автомобилей. Напомним, что с начала года не прекращаются народные волнения по поводу повышения таможенных пошлин на ввозимые в Беларусь автомобили. Для юридических лиц с 1 января 2010 года ввозные пошлины на импортируемые автомобили повысились до уровня российских, а предполагаемой датой повышения таможенных пошлин для физических лиц называли 1 июля. Однако до последнего момента оставалось не ясным, изменится ли размер пошлины или все-таки нет, пока наконец председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский не сообщил о том, что с 1 июля пошлины повышаться не будут.

Тем временем народ разволновался настолько, что за первые три месяца 2010 года купил и ввез в страну в 2 раза больше личных автомобилей, чем за аналогичные месяцы 2009 года. Всего белорусы купили 43,6 тыс. машин на сумму 258,1 млн долларов. Значит, в среднем каждая машина обошлась примерно в 6 тыс. американских долларов, а это – цена хорошего семейного отдыха даже не в Турции и не в Египте.

Причем ходят слухи, что многие из покупателей продавали квартиры и занимали невероятные суммы денег, чтобы приобрести два, три или четыре автомобиля, чтобы потом продать по завышенным ценам и таким образом заработать. Другая категория покупателей – автомобилисты, которые планировали поменять свою «ласточку», скажем, через год, но вынуждены были сделать это раньше из-за изнуряющей неопределенности. Теперь, когда стало известно, что размеры пошлин не увеличиваются, и те, и другие остались без денег, пребывают, мягко говоря, не в лучшем расположении духа, и уж точно не думают ни о каком отдыхе.

Опасения экспертов по поводу заметного уменьшения клиентов туристических агентств из-за увеличения пошлин нельзя назвать необоснованными. Даже если половина автомобилистов, поддавшихся массовой панике, откажутся от поездок, в турфирмах не досчитаются примерно 20 тыс. клиентов. Для сравнения: в 2009 году за границу выехало на 64 тыс. организованных туристов меньше, чем годом ранее. Конечно, по итогам прошлого года в белорусском турбизнесе не случилось громких банкротств, и вряд ли несколько тысяч владельцев автомобилей, оставшихся без отпуска, обрушат туристический рынок. Другое дело, что если от туристического пирога начнут «отщипывать» автомобилисты, вулканологи, строители и прочие производители и продавцы товаров, более необходимых, чем туристическая поездка, то в скором времени многим турфирмам действительно придется переквалифицироваться в автосервисы. Или лоббировать принятие нормативного акта, запрещающего всем гражданам Беларуси выезд за границу с 1 января 2012 года. Может, хотя бы тогда белорусы выстроятся в очередь в туристические агентства.