<p>Особенности развития нашего придорожного сервиса не однажды попадали под прицел критики. И к количеству объектов, и особенно к качеству обслуживания по сей день много претензий. На совещании по проблемам деятельности Управления делами Президент, говоря о развитии сферы услуг, жестко указал на недостатки: «Придорожный сервис — одно название»</p>

Особенности развития нашего придорожного сервиса не однажды попадали под прицел критики. И к количеству объектов, и особенно к качеству обслуживания по сей день много претензий. На совещании по проблемам деятельности Управления делами Президент, говоря о развитии сферы услуг, жестко указал на недостатки: «Придорожный сервис — одно название».

Вот и придорожная картинка Гомельщины, находящейся на пересечении международных автотрасс, вроде бы меняется из года в год. По крайней мере растут ряды вывесок кафе и стоянок, которые сегодня можно видеть вдоль магистралей. Но что за ними? Всегда ли количество соответствует качеству? В ситуации разбиралась собкор «СБ» по Гомельской области.

В агрогородке Довск Рогачевского района больше случается бывать проездом. Такая уж транзитная судьба у населенного пункта, который стоит на перекрестке нескольких магистралей. Нынче, застряв здесь на час в ожидании «перекладной» маршрутки, замечаю  придорожный знак с призывом: «Пора подкрепиться» — и гарантией бутербродов, кофе, чая. А ведь точно — пора. На часах 13.30. Кафе местного райпо «На ростанях» встречает открытыми дверями. На стеллажах напитки, шоколадки, печенье. Уютный зал. И — полное отсутствие посетителей. Почему столь бедно на клиентов, начинаю понимать, увидев кулинарную выкладку. Ни бутербродов, ни пирожков, ни хот-догов. Вообще ничего. Что за бедствие?

Выясняется, кухню в кафе закрыли — нужен ремонт. Теперь зал на 70 мест, единственный такой в Довске, завязан на поставки из Рогачева. Когда случаются местные торжества — заказ делают заранее. А для транзитных путников ежедневно из райцентра привозят стандартную готовую «кулинарку» без горячего.

— То есть ни первого, ни второго толком не поесть?

— Кофе, чай.

В Рогачевском райпо не скрывают: это придорожное кафе сейчас на «перепутье». Кухню закрыли по предписанию санитарной службы. Нужно подтягивать к современным требованиям. А средств на перемены пока нет. Да и оборот в Довске не так весом, как хотелось бы...

Объекты и проекты

Немноголюдно сейчас и в пункте пропуска «Новая Гута» белорусско-украинского приграничья Гомельщины, что на трассе Одесса — Санкт–Петербург. Поэтому установленный на подступах аншлаг «Пора подкрепиться», за которым не увидишь обещанного кафе райпо (убрано на зиму), а лишь туалеты, вызывает раздражение, досаду.

Минувшим летом на этом погранпереходе побили все рекорды автомобильных потоков прошлых лет. Таких очередей к пункту пропуска здесь еще не видели. Находчивые жители окрестных деревень, наблюдая мытарства туристов, неплохо сумели на этом заработать — продавали места в автомобильной очереди. Правда, до тех пор, пока не вмешалась милиция. Как еще здесь могли потратить деньги путники, застрявшие на часы? Вариантов оказалось не так уж много.

Среди доступных — то самое обозначенное указателем единственное кафе Гомельского райпо. Оно открывается у погранперехода на сезон. Но когда в пиковые дни очередь растягивалась на километр-другой, не у всех туристов хватало сил по пеклу добрести до точки на трассе, как и до биотуалетов, расположенных неподалеку от общепита.

Надо сказать, еще пару лет назад на Гомельщине заговорили вслух о сезонном автомобильном буме в приграничье. Летний поток людей и машин здесь стабильно растет. Среди проектов, которые собирались реализовать у «Новой Гуты», — многофункциональный придорожный комплекс с гостиницей, кафе, стоянкой и даже вольером экзотических животных. Его судьбу пытаюсь выяснить в Гомельском райисполкоме:

— На самом деле сроком ввода комплекса был обозначен 2013 год. Просто очень хотели запустить первую очередь этого объекта к чемпионату Европы по футболу, игры которого проходили минувшим летом и в Украине. Но не удалось.

— Значит, сейчас работы в разгаре?

— Пока нет. Появились вопросы. Если инвестор их решит, то не исключено, что объект начнут строить в этом году. Кстати, и Гомельское райпо намеревается у «Новой Гуты» возвести постоянно действующее кафе вместо сезонного.

В районной торговой организации планы подтвердили. В этом году обещают сделать проектно–сметную документацию и поставить фундамент «назревшего» объекта. А если все финансово сложится, то и открыть полноценное кафе с собственной кухней. В общем, очередное лето покажет.

Делу время

Около полутора лет назад Комитет госконтроля Гомельской области основательно прошелся по слабым местам регионального придорожного сервиса. В управлении контроля потребительского рынка и услуг КГК перечисляют болевые точки того времени:

— Тогда выяснилось, что в области нет собственной программы развития придорожного сервиса. В районах отсутствовал контроль со стороны служб, отвечающих за это направление. И массовый характер носили нарушения санитарных требований. Нужно сказать, реакция последовала быстро. Сегодня часть тех вопросов снята. Однако некоторые по-прежнему остаются актуальными: качество обслуживания, безналичный расчет через терминалы и за валюту, доступность таких объектов для людей с ограниченными озможностями...

Сегодня на республиканских автомобильных дорогах Гомельской области действует почти 200 объектов сервиса. Из них более полусотни АЗС, свыше 60 точек общественного питания, принадлежащих частникам и союзу потребительских обществ, семь гостиниц. В отделе транспорта и коммуникаций облисполкома конкретизируют:

— В прошлом году построили девять новых объектов, среди которых придорожные многофункциональные комплексы, охраняемые автостоянки, газовая АЗС. Сделали все, что планировали.

— А каков расклад нынешнего года?

— Определены места для размещения таких объектов, есть инвесторы. Но пока об их количестве говорить рано. Сейчас в Министерстве транспорта и коммуникаций рассматривается проект обновленной Генеральной схемы размещения объектов придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах. На нее и будем ориентироваться.

Удобства на трассе — сфера туристического бизнеса, в которой все имеет значение: и количество, и качество. Но главное, стремясь к одной планке, не упустить другую. Пока у «Новой Гуты» подступаются к новостройкам, в Довске — теряют то, что имели...

Кстати

Придорожный сервис Гомельщины сейчас также готовят к чемпионату мира по хоккею-2014. Местные власти рекомендовали владельцам точек обзавестись меню на русском (белорусском), английском языках и предоставить выбор сувенирной продукции.

Виолетта ДРАЛЮК