Белорусское общественное объединение экскурсоводов и гидов-переводчиков предлагает широкой общественности обсудить проект Кодекса профессиональной этики экскурсоводов и гидов-переводчиков.
Кодекс профессиональной этики экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь (проект)
Основывается на общечеловеческих принципах морали и этики, норм поведения и основах законодательства Республики Беларусь.
Устанавливает обязательные для каждого члена профессионального союза правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности и во взаимоотношениях между членами Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков, внешними структурами, туристами/экскурсантами, представителями транспортных организаций, турфирмами и заказчиками.
Принятие его норм является добровольным делом каждого, осознанным и необходимым.
Призван поддержать престиж профессии экскурсовода и гида-переводчика, общественное доверие, репутацию и имидж членов профессионального союза.
Общие положения:
Принявшие настоящий Кодекс члены профессионального союза экскурсоводов и гидов-переводчиков полагают основой своей деятельности высокий профессионализм и честность при осуществлении своей деятельности и во взаимоотношениях со своими коллегами и клиентами.
Поведение принявшего Кодекс строится на принципе взаимного уважения и доверия, исключая ущемление чести и достоинства других лиц, с соблюдением их прав и интересов.
Мы приветствуем принципы объективности, конфиденциальности, профессиональной компетентности и независимости.
I. Общие положения
1. Экскурсовод обязан иметь бэдж экскурсовода установленного образца и во время работы носить его на видном месте. Передача бэджа другому лицу категорически запрещена и влечет за собой в случае систематических нарушений (2 раза и более) лишение сертификата.
2. Экскурсовод должен прибыть к месту встречи с группой за 10 минут до начала экскурсии. При неявке группы на место сбора к назначенному сроку известить об этом своего работодателя.
3. Экскурсовод обязан дифференцированно подходить к проведению экскурсий с разными группами населения, принимать меры к обеспечению безопасности туристов во время экскурсии.
4. Экскурсовод при любых обстоятельствах должен быть образцом и примером поведения, тактичным, выдержанным, культурным и вежливым, всегда по форме и опрятно одетым (костюм, прическа, головной убор, обувь и т. д.).
5. В случае неявки кого-либо из туристов к началу экскурсии экскурсовод может задержать отправление автобуса на 10 минут.
6. Перед началом экскурсии экскурсовод должен представиться сам и представить водителя.
7. Постоянно работать над совершенствованием своего профессионального мастерства, осваивать новые маршруты, разрабатывать новые темы. Всегда стремиться к получению новых знаний.
8. В пути следования экскурсовод обязан:
– следить, чтобы туристы выполняли правила поведения в автобусе (не стояли, не сорили, не отвлекали водителя разговорами);
– реагировать на пожелания группы, если они не выходят за рамки экскурсионной программы;
– в случае необходимости подсказывать водителю маршрут, своевременно предупреждая об остановках и поворотах.
II. Взаимоотношения с фирмой-работодателем
1. Работая с фирмой, экскурсовод не имеет права рекламировать услуги других туристических предприятий, а также своих собственных возможностей.
2. Если экскурсия отменилась (сломался автобус, передумал клиент или по иным причинам), фирма должна известить об этом экскурсовода как минимум за 12 часов до начала работы; в противном случае за несостоявшуюся не по его вине экскурсию экскурсовод может потребовать с фирмы выплатить ему 50% от оговоренной платы.
3. В случае снятия с маршрута по вине экскурсовода (в силу объективных причин) экскурсовод обязан предупредить работодателя о замене не менее чем за 24 часа и предоставить по возможности себе замену.
4. Экскурсовод не имеет права без ведома менеджера менять маршрут и программу тура.
III. Взаимоотношения с водителем
1. Экскурсовод является руководителем экскурсионной группы. Водитель автобуса обязан выполнять распоряжения экскурсовода, если они не связаны с изменениями маршрута следования, нарушением правил дорожного движения и не угрожают безопасности пассажиров.
2. Спорные вопросы разрешаются экскурсоводом и водителем без участия туристов; запрещается вовлекать туристов в спор и апеллировать к их мнению.
3. Экскурсовод не должен в присутствии туристов делать громкие замечания водителю, а водителю запрещается вмешиваться в работу экскурсовода.
4. Не заводить «кратковременных связей» с водителями.
IV. Взаимоотношения с коллегами
1. Экскурсовод и водитель должны оказывать содействие и помощь туристским группам, автобусы которых остановились из-за аварии или технической неисправности.
2. При работе в музее или в узко ограниченном пространстве экскурсовод должен учитывать интересы других групп: не говорить слишком громко, затрудняя работу коллег, не задерживаться слишком долго возле объектов показа, затрудняя их осмотр другими группами.
3. Экскурсоводу желательно иметь какой-нибудь отличительный знак (флажок, яркий головной убор или зонтик и т. д.), чтобы туристы отличали его от других.
4. По отношению к коллегам экскурсовод должен быть приветливым, корректным и предупредительным.
5. Щедро делиться своими навыками и опытом с молодыми экскурсоводами, никогда не отказывать в помощи при обращении коллеги по профессиональным вопросам.
V. Взаимоотношения с туристами
1. Экскурсовод не должен идти у группы на поводу. Учитывая пожелания туристов, он тем не менее должен придерживаться заданной программы экскурсии.
2. Экскурсовод должен в начале экскурсии вкратце изложить программу, однозначно и четко указывать место и время сбора группы.
3. При возникновении конфликтных ситуаций экскурсовод должен проявлять выдержку, при необходимости привлекать на помощь сотрудников милиции и ставить в известность своего работодателя.
4. Если экскурсовод не знает ответа на какой-либо вопрос туриста, лучше, не стесняясь, сказать «не знаю» (экскурсовод не может знать все), чем давать заведомо неверный ответ.
5. Не пить спиртное с туристами.
6. Не загружать излишними датами, именами и подробностями людей, приехавших отдохнуть и не собирающихся писать диссертацию на историческую тему.
VI. Взаимоотношения с официальными лицами
1. Экскурсовод должен знать свои права и уметь вежливо, но непреклонно отстаивать их при общении с сотрудниками охраны, работниками музеев, других организаций и предприятий. Ссылаясь на подходящие статьи законов, экскурсовод должен добиваться выполнения должностными лицами выполнения их обязанностей по отношению к туристам.
2. При решении всех спорных вопросов и конфликтов стремиться решить их путем переговоров, не привлекая к их решению туристов и сторонних лиц.
3. Всегда ставить в известность туристическую фирму о возникших проблемах и решать их только с ведома и при поддержке менеджера турфирмы.
Уважаемые коллеги!
Белорусское общественное объединение экскурсоводов и гидов-переводчиков на первом съезде экскурсоводов и гидов-переводчиков приняло решение разработать и принять данный профессиональный Этический кодекс. Мы выносим его на широкое обсуждение.
Обсуждение в закрытом формате может продолжаться на форуме TIO.BY в разделе «Клуб экскурсоводов», где текст Кодекса также будет размещен в специально созданной ветке.