От двух до пяти
В столице насчитывается 26 действующих гостиниц. Единовременно они могут принять около 4,5 тысячи постояльцев. Еще две закрыты на реконструкцию («Беларусь», а бывшую «Октябрьскую» модернизируют под пятизвездочный «Президент-отель»), сообщает «
Сертифицированы и классифицированы по категориям или, как говорят, имеет звезды на вывесках половина всех отелей: по два с 4* и 5*, восемь заведений с 3* и одно с 2*.
Гостиниц с одной звездой в Минске пока нет. Но в ближайшие годы таких будет введено в строй три. Кроме того, появится еще по пять отелей категорий 5* и 4*, а также четыре — 3*. В них смогут расселиться еще порядка 5 тысяч гостей.
Балл или пропал
Сертификацию услуг гостиниц и их классификацию по категориям у нас в стране проводят три аккредитованные для этого организации: Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС), Белорусский государственный институт метрологии (БелГИМ), ГУ «Национальное агентство по туризму». Наиболее активен в этой сфере БелГИСС, на базе которого создан Республиканский организационно-методический центр по подтверждению соответствия гостиниц. Специалисты института дали добро на звезды 29 гостиницам из 40 сертифицированных в республике. Причем 13 из них находится в столице. Еще 8 минских отелей готовится к получению заветного документа.
Наиболее часто встречающиеся недостатки, которые выявляют аудиторы во время ежегодных инспекционных контролей гостиниц, — затоптанные ковры, плохо выстиранное белье, водный камень на сантехнике, немытые окна. Подобные огрехи есть как в двухзвездочных, так и в отелях более высокой категории.
Присваивают категории согласно межгосударственному стандарту «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», которого придерживаются в странах СНГ. Он был разработан в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации в 1995 году, но введен в Беларуси лишь в 2000-м. В этом же году первые в стране три звезды получила гостиница «Нафтан» (Новополоцк). Первопроходцем в столице в 2002 году стал трехзвездочный отель при Минском международном образовательном центре имени Иоханесса Рау, что на Юго-Западе.
— Процедура присвоения гостиницам категории состоит из трех этапов, — объясняет начальник отдела сертификации услуг БелГИСС Татьяна Смирнова. — В первую очередь обращаем внимание на выполнение требований безопасности.
Если они в отеле соответствуют, то эксперты-аудиторы переходят ко второму этапу — непосредственно к оценке соответствия его категории по межгосударственному стандарту. Некоторые требования можно увидеть в таблице справа. На завершающей, третьей стадии оценки гостиница должна набрать еще и определенное количество баллов, чтобы подтвердить свои звезды.
— Количество баллов определяет состояние объекта: помещений, мебели, сантехники, наличие дополнительных услуг, — говорит ведущий инженер органа по сертификации услуг БелГИСС Людмила Бокуть. — К примеру, для гостиниц 3* мебель должна быть хорошего качества, а для гостиниц 4 и 5* — отличного. Если отель не наберет установленного для данной категории количества баллов, то желанных звезд не получит. Такая же система действует и в России.
Экзамен на качество
Изначально гостиницам было необязательно подтверждать сертификатом свои звезды.
— Однако началась недобросовестная конкуренция, когда отели стали размещать на своих фасадах звезды без соответствия требованиям, — рассказывает Татьяна Смирнова. — И с 2008 года без наличия сертификата, подтверждающего категорию, присваивать себе звезды они не имеют права. Стоит заметить, что разница между требованиями к отелям 2* и 3*, как и 4* и 5*, не столь существенна. А вот различие между 3* и 4* огромно.
Сертификат отелю выдают на пять лет. Ежегодно аудиторы навещают заведение с инспекционным контролем для подтверждения выполнения установленных требований и поддержания соответствующего качества услуг.
— Перед этим мы обязательно читаем отзывы о гостинице в интернете, — рассказывает Татьяна Смирнова, — и на больные места обращаем особое внимание.
В последнее время, отмечают в БелГИСС, владельцы отелей предпочитают оценить соответствие той или иной категории еще на стадии проекта. Ведь перенести стены и инженерные коммуникации на бумаге куда проще, чем в уже построенном здании.
— После завершения строительства мы проводим оценку пилотных номеров, — продолжает Татьяна Смирнова. — Смотрим, что при их оборудовании учли, а что еще надо исправить или добавить. Даем различные рекомендации, касающиеся качества и эргономичности мебели, которая в зависимости от категории должна быть и комфортной, и прочной. Проводим различные эксперименты: льем воду на полотенца, чтобы проверить, насколько они впитывают влагу, ставим на мебель горячие и холодные предметы, царапаем ее, чтобы оценить качество покрытия.
Классификацию гостиничных номеров (синглы, твины, «люксы», апартаменты) аудиторы проводят по желанию владельцев. Но в дальнейшем при проведении сертификации гостиниц планируется сделать ее обязательной, чтобы у туристов не возникало вопросов, почему он заплатил вроде как за «люкс», а по сути заселили его в стандартный номер.
Примеры некоторых обязательных требований к гостиницам разных категорий
2* |
Допускается наличие блочных номеров; предоставление только завтрака (если в гостинице меньше 50 номеров); площадь одноместного номера — 8 квадратных метров; лифт — при наличии более трех этажей; возможны перебои с горячей водой на время профилактических или аварийных работ |
3* |
Только индивидуальные номера; ежедневная смена полотенец, постельного белья — 1 раз в 3 дня; наличие настольной лампы в номере, пакета для белья при его отправке в стирку; площадь одноместного номера не менее 10 квадратных метров; лифт — если более 2 этажей; наличие в гостинице бара (как минимум) и бизнес-центра; резервное горячее водоснабжение на время сбоев и отключений; поднос багажа по просьбе гостей |
4* |
Наличие защитного козырька на пути гостя от авто до входа в гостиницу; отдельный от служебного вход для постояльцев; швейцар; охраняемые стоянки или гараж; ежедневная смена белья и полотенец; обязательное наличие в номерах мини-бара и сейфа; площадь одноместного номера не менее 16 квадратных метров, санузла — не менее 4; лифт — если 2 и более этажей, его ожидание не более 30 секунд; в номерах обязательна международная связь; круглогодичное кондиционирование; чистка обуви персоналом гостиницы; обязательный поднос багажа |
5* |
Средства контроля за безопасностью номера; пол с подогревом в ванной комнате; наличие объектов питания всех видов: ресторан, кафе, банкетные залы, бар; бассейн, сауна, тренажерный зал, ночной клуб с шоу-программой; площадь одноместного номера не менее 18 квадратных метров, санузла — не менее 5; телефон даже в санузле |
Койко-место пусто не бывает
Где еще, кроме гостиниц, смогут поселиться туристы во время чемпионата мира по хоккею?
В столице работает 10 хостелов. Они могут принять около 470 человек. Первые открылись в 2011 году. До этого о столь популярных в Европе среди небогатых путешественников мини-гостиницах эконом-класса с номерами, рассчитанными на большое количество постояльцев, в столице только слышали. По данным городской налоговой службы, минчане сдают на сутки около 660 квартир. Сколько еще «предпринимателей» трудятся в тени, неизвестно. Агроусадеб в Минской области зарегистрировано около 400.
Сколько фанатам придется выложить за койко-место в различных апартаментах, смотрите в таблице. Впрочем, можно предположить, что на масштабном для страны событии владельцы гостиниц захотят подзаработать и повысят цены на услуги. Вопрос только — на сколько. Ведь Мингорисполком совместно с официальным туроператором чемпионата мира ГУ «ЦентрКурорт» ведут переговоры по подписанию меморандума с гостиничными организациями о сдерживании роста стоимости на их услуги во время проведения состязаний.
Минимальная стоимость на сутки в тысячах рублей
Гостиницы |
Хостелы (за койко-место) |
Квартиры на сутки |
Агроусадьбы (за человека) |
|||||
2* |
3* |
4* |
5* |
1-комн. |
2-комн. |
3-комн. |
||
от 150 |
425 |
1600 |
2400 |
от 87 |
от 300 |
350 |
430 |
от 87 |