https://www.traditionrolex.com/8
<p>В то время как два благоустроенных здания пустуют в ожидании коммерческих клиентов</p>

В детском санатории «Неман-72» детей селят в корпус, где больше 30 лет не было капитального ремонта, в то время как два благоустроенных здания пустуют в ожидании коммерческих клиентов, сообщает «Вечерний Гродно».

Санаторий может принимать примерно 300 человек, за два последних года были сделаны хорошие ремонты в двух корпусах. Однако детей там не размещают. По телефону сообщают: один корпус рассчитан на взрослых, здесь ждут россиян. Комнаты забронированы. Правда, теперь (при включенных коммуникациях) здесь практически никто не живет. Во втором корпусе — матери и ребенка — в феврале было занято 15 мест из 74. В то же время третий корпус, где холодно и бедно и ремонт только косметический, полностью заселен детьми (130 человек)  в возрасте от 7 до 18 лет, которые приехали лечить сюда свои болезни.
В редакцию позвонили родители и воспитатели, которые больше не могли молчать.

 — Путевку в санаторий дали на заводе. В интернете посмотрела фотографии, условия проживания устраивали. А когда приехала и увидела, куда поселили дочку, пришла в ужас. Нас даже не предупредили об условиях в третьем корпусе (хотя руководство утверждает, что об этом всех родителей предупреждают). В комнатах прохладно, двери в душевые не закрываются. Под конец отдыха у ребенка воспалилось ухо и разболелось горло, пришлось забрать ее и везти к врачу, — рассказала мама Яны Толочко по телефону.

Больные астмой живут в сырости

Мы решили выехать на место и посмотреть, в каких условиях в санатории живут дети. На охраняемую милицией территорию «Немана-72» (так было написано на табличке, что висит на воротах) мы зашли свободно. В дверях детского корпуса нас встретили воспитатели, врач и… неприятный запах, доносящийся из туалетов.

3

В комнатах на стенах — плесень. От холода и сквозняков спасали одеяла, которыми заложены подоконники: персонал кутается в теплые кофты. Говорят, в сильные морозы одеяло примерзало к окну. Шкафы от старости кое-где прогнили, в некоторых из них нет даже дверей.  В одной из палат шкаф-командор подпирало небольшое поленце.

— Как в таких условиях можно вылечить ребенка, больного астмой, или аллергика? Дети вынуждены дышать пылью и сыростью, — возмущалась одна из воспитательниц.

2

В комнатах гигиены (по одной на каждом этаже) маленькие душевые покрылись налетом ржавчины. В туалет детям приходится ходить при открытой двери, иначе голова в нее упирается. Просушить обувь зимой негде, так как единственная в корпусе сушилка холодная.

Не хватает развлечений

Решила поинтересоваться у двух малышей, которым по болезни прописан постельный режим, чем занимаются в свободное время.
— В понедельник, среду и пятницу ходим в спортзал, а больше развлечений нет, — рассказали они.

4

На третьем этаже можно поиграть в настольный теннис, правда, из-за почтенного возраста инвентаря на нем уже не играют. В холлах стоят маленькие столики размером метр на метр. Одновременно рисовать, лепить или играть в шашки даже 20 человек не смогут, поэтому некоторые устраиваются на полу. Мы заметили, что для малышей 7–8 лет нет ни бумаги, ни карандашей. Телевизоры, установленные на каждом этаже, не работают, так как не настроена антенна. Дозвониться родителям дети тоже могут не всегда — сотовая связь тянет с переменным успехом. По словам воспитателей, библиотека и та закрыта, так как сотрудницы работают «на отряде».

5

Воспитательница, которая проработала 13 лет, уверена, что с досугом все в порядке:
— Несмотря на условия проживания, сюда постоянно приезжают не только из Гродно, но и из других городов республики. Мы стараемся организовать досуг — каждый раз во время заезда проходит выбор президента страны «Немунии». У нас свое министерство честных и справедливых (МЧС).
По словам персонала здравницы, за последние годы значительно сократился коллектив, нагрузка на сотрудников увеличилась, а вот на зарплатах это никак не отразилось. Вместо 28 воспитателей сейчас здесь работают только восемь. Зарплата всего около полутора миллионов с учетом ночных смен.
Сократился и штат медиков. Сейчас на весь корпус их осталось трое. Узких специалистов почти нет. По словам штатного врача, раньше больных детей помещали в изолятор — отдельную комнату со своей кухней, процедурным кабинетом. Они находились под круглосуточным присмотром врачей. Сейчас изолятор закрыли, больные живут в одной комнате со здоровыми.

— Санаторий держится на глубоком энтузиазме воспитателей, часть из которых пенсионеры. Минимальный ремонт, который мы делаем своими силами, не помогает; здание требует капитального ремонта, — считают воспитатели.

6

Как оказалось, переселить детей хотя бы в отремонтированные комнаты нельзя…  из-за разницы в стоимости «бесплатной» детской путевки и путевки для мамы с ребенком. Путевка в третий корпус (родители платят примерно 10%, остальную часть вносят предприятия) стоит примерно 3,7 млн рублей, во второй — чуть больше 4 млн рублей. Разница всего 300 тысяч и определяет зимнюю экономику.

Тем временем

Руководство республиканской здравницы из «Белпрофсоюзкурорта» считает, что жалобы родителей и персонала на условия проживания детей надуманны.
По словам главного врача ЧП «Детский санаторий «Неман-72» Александра Глебовича, за последние два года выполнен большой объем работ. В частности, полностью реконструировали один корпус, во втором открыли отделение матери и ребенка, более миллиарда рублей потратили на приобретение медицинского оборудования. Сделали ограждение, которого до этого вообще не было, навели порядок на территории. Почти готова проектно-сметная документация на реконструкцию котельной.

— В санатории есть спортзал и небольшой бассейн, в летнее время — футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, междугородные телефоны. На каждом этаже работают телевизоры, — добавил заместитель главного врача ЧП «Детский санаторий «Неман-72» Иосиф Гайдукевич. — Что касается температуры в комнатах третьего корпуса, она такая же, как и в двух других. Мы каждое утро измеряем температуру, интересуемся у детей, тепло ли в комнатах. Если надо, даем больше тепла.

Как рассказал генеральный директор УП «Белпрофсоюзкурорт» Федерации профсоюзов Беларуси Анатолий Васкевич, с 1972 по 2010 год санаторий занимался исключительно оздоровлением детей. Еще в 2012 году предприятие было убыточным.
— Сейчас здравница находится в стадии развития. На сегодняшний день штат укомплектован. В оборудование, ремонт корпусов вкладываются большие деньги. Осенью нынешнего года мы планируем полностью отремонтировать третий корпус. На это потребуется минимум 7-8 миллиардов рублей, — пояснил Анатолий Васкевич.

Наталья Корнеева

Фото Александра Саенко

https://www.traditionrolex.com/8