24-летний черкасчанин Сергей Кудяшов с товарищем ездил на выходные в соседнюю Беларусь. За две ночи и два дня побывали в Бресте, Гродно и столице республики Минске, рассказывает Gazeta.ua.

«Въезжали в Беларусь через пгт. Заболотье Ратненского района Волынской области. В Ковель (соседний райцентр) ехали ночью автостопом. Друг из Черкасс, я – из Киева. Ему чуть больше повезло, и в Киеве он поймал машину до Луцка. Я на Брест-Литовском шоссе простоял 4 часа, а потом меня подобрали только в Житомир. Всего друг меня ждал в Ковеле еще часов шесть. К пункту пропуска «Заболотье» добирались дизельным поездом. Оттуда такой же поезд едет до Бреста.

Уже в Ковеле возле железнодорожного вокзала украинцы торгуют белорусскими товарами. Это преимущественно рыбные прессервы и молочные продукты: сырки, масло, сгущенное молоко. «Накрутка» от 50 копеек до 3 грн.

Для въезда в Беларусь не нужен загранпаспорт. На пропускном пункте дают заполнить въездную карточку – вот и все. На таможне нас не проверяли ни украинские пограничники, ни белорусские. 

Украинцы везут продавать в Беларусь сладости, одеяла и посуду. Друг пытался сфотографировать все это добро на грузовых полках в вагоне и заодно белорусских таможенников. Таможенники его за это схватили и угрожали поставить депортацию и запретить въезд на несколько лет. Едва уговорили их этого не делать. Фотографии они удалили собственноручно. 

Обменный курс: одна гривна за тысячу белорусских рублей. Так меняют на границе и в поездах «менялы». Но в Беларуси их нет, а в банке мы едва нашли чтобы курс был 1 к 950. 

Первое, что бросилось другу в глаза в Бресте, – ультрасовременные диодные светофоры. Таких в Украине мы еще не видели. Потом – огромный железнодорожный вокзал долгое время уже ремонтируют. Кстати, везде в Беларуси чисто. Стоят урны. Дороги почти идеальные. 

В Бресте две туристические приманки – Музей железнодорожной техники и, конечно, Брестская крепость. Другу, например, не понравилось ни там, ни там. Прежде всего из-за советской гигантомании. Все памятники и обелиск просто огромных размеров. Еще на территории мемориала «Брестская крепость» модно гулять свадьбу. Удивило, что у памятника мужества стоит около трех сотен живых роз и горит Вечный огонь. 

2

На улицах в городах вообще нет российских авто. За два дня видели только одну «Волгу» и одну «Ладу». Преимущественно ездят на подержанных европейских машинах. Дешевле и лучше растаможить б/у иномарку, чем ездить на российском автомобиле. И после вступления в Таможенный союз, кажется, цены на растаможку сравнялись с российскими. 

По неофициальной статистике 30% населения Гродно – поляки. В городе Гродно множество памятников архитектуры. В частности два замка, старинные православные церкви и, конечно, костелы. В одном из них служба идет на двух языках: на белорусском читают проповеди, а на польском поют. Железнодорожный вокзал в Гродно тоже на реконструкции, поэтому зал ожидания сделали прямо в вагоне. 

В книжных магазинах только по одной полке с книгами на белорусском. Все остальное – на русском. Есть еще, правда, некоторые учебники на белорусском, однако, говорят, что в школах на этом языке не преподают. 

3

Белорусского языка на улицах не слышно вообще. Лишь некоторые вывески и указатели указывают на то, что ты в Беларуси, а не в России. Нам повезло, в Гродно мы договорились встретиться со студентами из Бреста – парой Кастусем и Екатериной. Они разговаривали исключительно на белорусском и прекрасно понимали украинский. 

В Гродно нас оштрафовали на 100 тысяч (100 гривен) за переход улицы в неположенном месте. На самом деле повезло, гаишник «помиловал» девушку и нас – иностранных туристов. Так мог с каждого взять по 100 тысяч минимум, или как максимум – по 300. В Беларуси действует программа «–100». То есть каждый год должно быть меньше минимум ста погибших на дорогах. В рамках этой программы население покупало и фликеры – светоотражающие ленты. Вешают их на одежду, на сумки. Белорусские производители одежду шьют уже с ними. За отсутствие фликера в ночное время тоже могут оштрафовать. В год, когда их ввели, на дорогах погибло на 300 человек меньше, чем годом ранее. 

В конце концов язык не поворачивается назвать Беларусь «заповедником советской культуры и коммунизма». Даже несмотря на памятники Ленину, кучу советских топонимов, «сталинскую» архитектуру, цензуру, КГБ, режим Батьки и смертную казнь. 

Белорусская чыгунка – железная дорога – порадовала ценами. Билеты ненамного, но дешевле, чем в Украине. Также порадовались, когда из Гродно в Минск взяли купе. Купе было с широкими мягкими лежаками, а главное – на двоих. В вагонах всегда тепло: и в дизелях, и в электричках. Маршрутки стоят 5 грн. А вот троллейбусы и автобусы 1,4-1,7 грн. Кстати, и троллейбусы и автобусы на улицах городов только белорусского завода МАЗ. 

4

В Минске сразу чувствуешь, что ты в столице. Здания, иногда и жилые дома, с подсветкой. Дороги ровненькие. Везде чистота. Также только в Минске есть метро. Проезд стоит 1500 рублей (1,5 грн).

Цены на продукты почти одинаковые. Дешевле разве что молочка. В магазинах полно товаров украинских производителей. Сладости «Рошен» представлены едва ли не во всем ассортименте фабрики. Украинское пиво там стоит до 10 грн. Белорусское – 7–9. Сигареты на 50 копеек дешевле, чем у нас. Бензин и дизтопливо – примерно на 3 грн. 

Из Беларуси привезли шоколад, по банке сгущенки и по банке хрена. Очень хотели приобрести и фликеры для автостопа. Однако не нашли. 

Возвращаясь, границу переходили опять пешком. На нашей таможне нас проверяли, потому друг, который курит и ходит в шапке, как у растаманов, показался им подозрительным. Не нашли, конечно, ничего. Что ж, такая у них работа. 

От границы вновь ехали автостопом. Друг застопил супружескую пару белорусов, ехавших на «Ауди» в Киев, так говорил, что белорус крестился пять раз, чтобы не оставить подвеску в наших ямах.