В Беларуси делают ставку на туристические кластеры

04.03.2013 - Новости

В Беларуси делают ставку на туристические кластеры

Об этом интересном и модном направлении шла речь на семинаре «Туристические кластеры: практика и перспективы», который прошел в рамках нового совместного проекта БОО «Отдых в деревне» и Грайфсвальдского университета (Германия) «Создание сельских туристических кластеров в Беларуси: инновации, интеграция и институционализация как основа устойчивого развития сельских регионов», стартовавшего в декабре прошлого года

Об этом интересном и модном направлении шла речь на семинаре «Туристические кластеры: практика и перспективы», который прошел в рамках нового совместного проекта БОО «Отдых в деревне» и Грайфсвальдского университета (Германия) «Создание сельских туристических кластеров в Беларуси: инновации, интеграция и институционализация как основа устойчивого развития сельских регионов», стартовавшего в декабре прошлого года.

Проект получил поддержку Программы поддержки Беларуси правительством Германии и завершится в марте 2014 года.

Основной целью проекта является стимулирование устойчивого развития сельских территорий через создание туристических кластеров. Методологию создания подобных структур поможет разработать Институт экономики НАН РБ, а испробовать ее на практике решено на трех пилотных территориях  – в  Воложинском и Браславском районах и Видомлянском сельском Совете. Всего в проекте три тематических блока: «Инновации и продукты», «Кооперация и информация» и «Обучение и качество».

Состоявшееся мероприятие, которое было организовано на базе Минской областной спортивно-оздоровительной базы «Галактика», послужило как бы стартом данного проекта и привлекло специалистов из разных сфер деятельности, представителей научных учреждений и местных властей, владельцев агроусадеб.

Открывая семинар, Вадим Кармазин, директор Департамента по туризму МСиТ,  отметил, что слово «кластер» в Беларуси научились произносить совсем недавно, но теперь оно стало широко известным, в том числе и  в связи с проектом ПРООН (USAID), связанным с развитием туризма в Брестской и Гродненской областях: «Более 70% поданных заявок на этот конкурс так или иначе представляют собой кластеры, потому что это – другой, более высокий уровень развития туризма в регионах». Бетина Мелисс, немецкий координатор проекта,  подчеркнула, что высоко оценивает перспективы сотрудничества с Беларусью в данном направлении.

Своим опытом создания туристического кластера поделился известный в мире эксперт Торстен Киршнер, директор Карпатского туристического кластера, что находится в Румынии. Он рассказал, что тема создания кластеров – не очень новая: еще лет 10–20 назад подобные объединения появились в США. Правда, это была не туристическая, а производственная кооперация. Кластеры в туризме имеют ряд особенностей. Прежде всего это связано с тем, что турист должен получить все услуги в одном регионе, где на него «работает» множество разнообразных бизнесов. Гость размещается, питается, посещает магазины, кафе, театры и пр. Все эти кусочки мозаики складываются в единое целое. По мнению эксперта, главное предназначение кластера: получение всеми его участниками дополнительной прибыли. А главная ошибка организаторов туризма в стране – построить дороги и отели и ждать, когда хлынут туристы. Но в случае, если туристы приехали, необходимо их задержать. Условие получения повышенной прибыли – это высокое качество: если турпродукт или его составляющие высокого качества, то можно повышать на них цену.  Разумеется, существуют различные кластеры – формальные и неформальные, большие (целая страна) или маленькие (одна деревня). Но существуют и общие черты, позволяющие дать такое определение: кластер – это объединение всех участников туристической цепочки, географически сконцентрированные. Это ассоциация, куда участники привносят только лучшее, что у них есть.

Торстен Киршнер рассказал, что когда он пять лет назад приехал в Румынию, то туристический слоган страны звучал так: «Просто удивляет». В это время власти начали разрабатывать новую туристическую стратегию, причем было выбрано три основных приоритета: нетронутая природа, историческая аутентичность и уникальное историческое наследие (не правда ли, очень похоже и на наши «фишки»?). Долго шла разработка нового слогана, и наконец он стал звучать так: «Следуйте в Карпатский сад!». И тогда появилась идея создать в Карпатах крупный межрегиональный туристический кластер. Теперь он успешно работает, и в его состав входят представители 25 различных туристических и околотуристических  направлений. Созданы рабочие группы по велотуризму, кулинарному турпродукту, историческим событиям и фестивалям и пр. И каждая из групп разрабатывает всю туристическую цепочку по своему направлению от начала до конца. Членство в Карпатском кластере платное – около 80 евро в год. В качестве примера успешной идеи, которая работает уже не первый год, эксперт назвал проект «Мобильная кулинария». В основе проекта лежит передвижная кухня, которая странствует по всей стране и посещает, к примеру,  старинные замки, где проходят различные мероприятия, готовит блюда средневековой кухни, поднимается на вершины гор, спускается в дельту Дуная, принимала участие в «колбасном», «сосисочном» фестивалях и «Охоте за трюфелями». Представители деревни Мотоль немедленно пригласили мобильную румынскую кухню на свой кулинарный фестиваль, и получили предварительное согласие. Продвигают и продают этот турпродукт туристические компании, которые платят кластеру небольшой процент. Второй популярный проект – исторические фестивали, на которые приглашаются клубы из многих стран мира.

В своем выступлении руководитель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова привела примеры наиболее удачных кластеров. Образцом для подражания может служить, к примеру, Тироль, где создана дестинация-мечта, где можно отдохнуть на высокогорной или «органической» ферме, в историческом месте, там, где можно кататься на лошадях, там, где хорошо людям с аллергиями или инвалидам, где созданы винные туры и пр. Она назвала также необходимые компоненты для создания кластера: географическая близость субъектов, наличие уникальных предложений, близость туристических рынков, наличие инноваций, кооперация и координация, совместные мероприятия, качество и образование. Она подчеркнула, что сегодня в Беларуси уже есть примеры деятельности кластеров: успешно сотрудничают между собой представители различных направлений в Воложинском районе, что позволило не только разработать «зеленый маршрут» «Воложинские гостинцы», но и сделать его чрезвычайно популярным. Начинают работать кластеры в Копыльском и Сморгонском районах.

Татьяна Вертинская, заведующая отделом мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики Национальной академии наук Беларуси,  подчеркнула, что кластеры могут не только способствовать развитию туризма, но и повышать экономический уровень страны. Несмотря на то, что до 2010 года слово «кластер» вообще не упоминалось в законодательной базе и не звучало ни в каких документах, вполне возможно, ситуация может вскоре измениться в положительную сторону.

Затем о своих возможностях по созданию туристических кластеров рассказали представители регионов. Председатель Видомлянского сельсовета Марина Королева основной задачей создаваемого кластера считает задачу задержать туриста на агроусадьбах, в санатории «Белая вежа», организовать интересную программу на сельхозпредприятиях и пр. Главной идеей кластера «Зеленый оберег Гродно» станет охрана окружающей среды, продвижение экологически чистых продуктов, фитоаптек, организация небольших сельских базарчиков, фестивалей ягод, лисичек, широкое развитие инфраструктуры. Много планов и идей в Сморгонском районе, где все субъекты туризма объединяются вокруг местного благотворительного фонда «Северные Афины».

При подведении итогов организаторы семинара отметили, что туристические кластеры – это будущее белорусского туризма, интересная перспектива и хорошая возможность для привлечение туристов.

 

 

Рубрики: Сельский Туризм

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

04.03.2013 13:17
Andrei Burdenkov, guide
ответить

Слова какие модные - "кластер", "дестинация" ("направление" уже не катит)... Все - утвердить план на пятилетку - и турист пойдет!
Аватар

04.03.2013 13:52
Anonymous
ответить

ПРООН ([b]USAID[/b]) все же правильно
Аватар

04.03.2013 14:00
Надежда Суслова
ответить

Да, спасибо, исправлю! Андрей! Это не модные слова - а привычные в цивилизованном туристическом мире. Это наша БЕДА, что мы их только осваиваем...
Аватар

04.03.2013 14:03
Ulm
ответить

Кокое-то неприятное остается ощущение после прочтения...
Аватар

04.03.2013 14:14
Andrei Burdenkov, guide
ответить

Да мне-то что) Просто как переводчику даже иногда прикольно поискать нормальный русский эквивалент словам, которые слышишь из высоких уст больших людей... (Человек выше правильно отметил про перевод ПРООН - UNDP). Наша беда в том, что ни мудреный словарный запас, ни язык надписи на бедже гида-переводчика на качество продукта не влияют.
Аватар

04.03.2013 14:33
Anonymous
ответить

Хоть бы кто нибудь из цивилизованного мира объяснил нам крестьянам значение слова клястер? Что за хрень такая -- объединение или не совсем, или объединение разны структур, неужели нельзя было употребить нормальное русское или белорусское слово
Аватар

04.03.2013 15:37
Надежда Суслова
ответить

Не "клястер", а кластер, что означает гроздь. На русском или белорусском языках нет аналога, чтобы выразить сущность этого слова. Это, разумеется, объединение, но довольно специфическое. Возможно, подошло бы белорусское слово "талака", но слово кластер имеет все-таки более широкое значение. Не знаю, мне кажется, что нужно все-таки осваивать и новые понятия, и новые слова. В тексте, кстати, есть определение этого понятия: "Кластер – это объединение всех участников туристической цепочки, географически сконцентрированные".
Аватар

04.03.2013 15:56
Andrei Burdenkov, guide
ответить

У нас агентство с отелем не может договориться, и экскурсовод с водителем вступить в отношения, а вы их в целую гроздь) Нам чужды эти величины!)))
Аватар

04.03.2013 16:02
Anonymous
ответить

У нас есть слово "кляштар" (монастырь католический или униатский), которое по смыслу к "объединению участников" очень близко. А главное, идет от одного и того же, очевидно, латинского корня claustrum (закрытое место), переделанного англичанами в cluster (кластер). А ваапшчэ - кластруем! Круцяк!
Аватар

04.03.2013 16:08
Anonymous
ответить

Мне кажется, что это заведомо мертво рожденное дитя -- тем более, что туда смешаны в кучу и турфирмы и общественные организации и госструктуры. Какой эффект от такой надстройки, кто будет финансировать кроме турфирм их промежуточную работу. И ни каких общих интересов.
Аватар

04.03.2013 16:11
Надежда Суслова
ответить

Понимаете, Андрей, далеко не сразу и в других странах поняли, что совместная деятельность приносит и прибыли больше, да и для имиджа лучше. Сопротивлялись, упирались. У нас, как раз многие пришли к мысли, что ВМЕСТЕ чаще всего работать лучше, чем порознь. Но, конечно, не все, и не сразу.
Аватар

04.03.2013 16:21
Andrei Burdenkov, guide
ответить

Слушал бы и слушал)) Перевод ПРООН на (UNDP) в статье исправите?
Аватар

04.03.2013 19:45
Алесь Белы
ответить

для того, чтобы связать разрозненные (пусть даже по отдельности и очень интересные) объекты в нечто логически связное и притом интересное для конечного потребителя, нужны серьёзные вложения в инфраструктуру МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ. Плюс серьёзное и заинтересованное внимание к развитию туризма на конкретной территории со стороны властей (включая коммунальные службы, дорожников и т.д.). К сожалению, ничего этого в "развитии белорусских кластеров", по-моему, не присутствует. Во всяком случае, могу точно утверждать это по отношению к самому шумному в медиа-пространстве "Воложинскому кластеру" (он же Зелёный маршрут Воложинские гостинцы, он же, в чьих то научно-бюрократических мечтах уже даже "агротуристический курорт"). На практике же о его существовании не знают и, наверное, не хотят знать никакие районные или профильные общегосударственные службы и ведомства. Несколько конкретных примеров: 1. В декабре сорвалось немало экскурсий к "субъектам кластера", из-за снежных заносов, притом все вопли не то что агроусадеб, но даже и заказника “Налибокский” (госучреждения!) для дорожников ничего не значили. Та же ситуация с установкой дорожных указателей и т.д. 2. Сегодня сорвался конкретно у нас прием клиента (ну, слава Богу, передали коллеге по “кластеру”) из-за внезапного отключения электричества. Которое, как выяснилось, будет отключаться каждый день с 10 до 17 до конца недели, а значит, мы упустим ещё двоих клиентов (и не менее 4 млн. заработка). И только сегодня услышал от диспетчера что мы “потребители 3-й категории” (официальные термин!). А лимиты мощности знаете какие для сельской местности? По 1,5 кВт на процветающий сельский дом или усадьбу. 1960-е гг., по 5 лампочек, холодильник, телевизор и всё. Это в деревне, в которой нет газа, канализации, водопровода. 3. Нигде в районе, в крупных нас. Пунктах, куда мы возим своих клиентов (автобусами) в музеи, достопримечательности и т.д., нет общественных туалетов. Ивенец, Раков и даже райцентр Воложин. Куда сходить в туалет группе в 40 чел.? Где Вы такое видели в “Эуропи 21 в.? 4. Цивилизованное обустройство Налибокской пущи. Стоянки, велодорожки, пункты проката. Где они? 5. Путеводители. За чей счёт должны издаваться? 6. Систематическай исследовательская и другая креативная работа по развитию территорий. Где она? Так вот, будут сладкоречивые рассказчики о кластерах что-то вкладывать в указанную выше (не полностью) необходимую инфраструктуру? Нет? Значит, для того этот шум и организовывается чтобы замаскировать отсутствие усилий и вложений. А потребителя, особенно “дурного замежного пана”, который, якобы, так и мечтает прильнуть к самобытности, не обманешь. Ну какую дестинацию у нас в стране можно всерьёз рекламировать за рубежом? Да даже и у нас в стране? Конечному потребителю, а не тусовке из журналистов и “специалистов по устойчивому развитию”? И если ТиО себя позиционирует как профессиональный туристический портал, то нужно стараться глубже разбираться в ситуации, а не просто транслировать услышенное на парадных мероприятиях. Или тогда уж посылайте на них стенографисток, и пусть публикуют беспристрастные стенографические отчеты. Или просто просите у организаторов официальные пресс-релизы. А зачем нужен жанр “стенографический отчет, но краткий и приукрашенный стилистически”, ума не приложу
Аватар

04.03.2013 20:08
Andrei Burdenkov, guide
ответить

Вот он - конструктивный диалог кластерян) Интересно, что там у вас в краю с дорогами...
Аватар

04.03.2013 20:22
Anonymous
ответить

Наболело человеку!

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах