https://www.traditionrolex.com/8
<p>Об этом интересном и модном направлении шла речь на семинаре «Туристические кластеры: практика и перспективы», который прошел в рамках нового совместного проекта БОО «Отдых в деревне» и Грайфсвальдского университета (Германия) «Создание сельских туристических кластеров в Беларуси: инновации, интеграция и институционализация как основа устойчивого развития сельских регионов», стартовавшего в декабре прошлого года</p>

Об этом интересном и модном направлении шла речь на семинаре «Туристические кластеры: практика и перспективы», который прошел в рамках нового совместного проекта БОО «Отдых в деревне» и Грайфсвальдского университета (Германия) «Создание сельских туристических кластеров в Беларуси: инновации, интеграция и институционализация как основа устойчивого развития сельских регионов», стартовавшего в декабре прошлого года.

Проект получил поддержку Программы поддержки Беларуси правительством Германии и завершится в марте 2014 года.

Основной целью проекта является стимулирование устойчивого развития сельских территорий через создание туристических кластеров. Методологию создания подобных структур поможет разработать Институт экономики НАН РБ, а испробовать ее на практике решено на трех пилотных территориях  – в  Воложинском и Браславском районах и Видомлянском сельском Совете. Всего в проекте три тематических блока: «Инновации и продукты», «Кооперация и информация» и «Обучение и качество».

Состоявшееся мероприятие, которое было организовано на базе Минской областной спортивно-оздоровительной базы «Галактика», послужило как бы стартом данного проекта и привлекло специалистов из разных сфер деятельности, представителей научных учреждений и местных властей, владельцев агроусадеб.

Открывая семинар, Вадим Кармазин, директор Департамента по туризму МСиТ,  отметил, что слово «кластер» в Беларуси научились произносить совсем недавно, но теперь оно стало широко известным, в том числе и  в связи с проектом ПРООН (USAID), связанным с развитием туризма в Брестской и Гродненской областях: «Более 70% поданных заявок на этот конкурс так или иначе представляют собой кластеры, потому что это – другой, более высокий уровень развития туризма в регионах». Бетина Мелисс, немецкий координатор проекта,  подчеркнула, что высоко оценивает перспективы сотрудничества с Беларусью в данном направлении.

Своим опытом создания туристического кластера поделился известный в мире эксперт Торстен Киршнер, директор Карпатского туристического кластера, что находится в Румынии. Он рассказал, что тема создания кластеров – не очень новая: еще лет 10–20 назад подобные объединения появились в США. Правда, это была не туристическая, а производственная кооперация. Кластеры в туризме имеют ряд особенностей. Прежде всего это связано с тем, что турист должен получить все услуги в одном регионе, где на него «работает» множество разнообразных бизнесов. Гость размещается, питается, посещает магазины, кафе, театры и пр. Все эти кусочки мозаики складываются в единое целое. По мнению эксперта, главное предназначение кластера: получение всеми его участниками дополнительной прибыли. А главная ошибка организаторов туризма в стране – построить дороги и отели и ждать, когда хлынут туристы. Но в случае, если туристы приехали, необходимо их задержать. Условие получения повышенной прибыли – это высокое качество: если турпродукт или его составляющие высокого качества, то можно повышать на них цену.  Разумеется, существуют различные кластеры – формальные и неформальные, большие (целая страна) или маленькие (одна деревня). Но существуют и общие черты, позволяющие дать такое определение: кластер – это объединение всех участников туристической цепочки, географически сконцентрированные. Это ассоциация, куда участники привносят только лучшее, что у них есть.

Торстен Киршнер рассказал, что когда он пять лет назад приехал в Румынию, то туристический слоган страны звучал так: «Просто удивляет». В это время власти начали разрабатывать новую туристическую стратегию, причем было выбрано три основных приоритета: нетронутая природа, историческая аутентичность и уникальное историческое наследие (не правда ли, очень похоже и на наши «фишки»?). Долго шла разработка нового слогана, и наконец он стал звучать так: «Следуйте в Карпатский сад!». И тогда появилась идея создать в Карпатах крупный межрегиональный туристический кластер. Теперь он успешно работает, и в его состав входят представители 25 различных туристических и околотуристических  направлений. Созданы рабочие группы по велотуризму, кулинарному турпродукту, историческим событиям и фестивалям и пр. И каждая из групп разрабатывает всю туристическую цепочку по своему направлению от начала до конца. Членство в Карпатском кластере платное – около 80 евро в год. В качестве примера успешной идеи, которая работает уже не первый год, эксперт назвал проект «Мобильная кулинария». В основе проекта лежит передвижная кухня, которая странствует по всей стране и посещает, к примеру,  старинные замки, где проходят различные мероприятия, готовит блюда средневековой кухни, поднимается на вершины гор, спускается в дельту Дуная, принимала участие в «колбасном», «сосисочном» фестивалях и «Охоте за трюфелями». Представители деревни Мотоль немедленно пригласили мобильную румынскую кухню на свой кулинарный фестиваль, и получили предварительное согласие. Продвигают и продают этот турпродукт туристические компании, которые платят кластеру небольшой процент. Второй популярный проект – исторические фестивали, на которые приглашаются клубы из многих стран мира.

В своем выступлении руководитель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова привела примеры наиболее удачных кластеров. Образцом для подражания может служить, к примеру, Тироль, где создана дестинация-мечта, где можно отдохнуть на высокогорной или «органической» ферме, в историческом месте, там, где можно кататься на лошадях, там, где хорошо людям с аллергиями или инвалидам, где созданы винные туры и пр. Она назвала также необходимые компоненты для создания кластера: географическая близость субъектов, наличие уникальных предложений, близость туристических рынков, наличие инноваций, кооперация и координация, совместные мероприятия, качество и образование. Она подчеркнула, что сегодня в Беларуси уже есть примеры деятельности кластеров: успешно сотрудничают между собой представители различных направлений в Воложинском районе, что позволило не только разработать «зеленый маршрут» «Воложинские гостинцы», но и сделать его чрезвычайно популярным. Начинают работать кластеры в Копыльском и Сморгонском районах.

Татьяна Вертинская, заведующая отделом мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики Национальной академии наук Беларуси,  подчеркнула, что кластеры могут не только способствовать развитию туризма, но и повышать экономический уровень страны. Несмотря на то, что до 2010 года слово «кластер» вообще не упоминалось в законодательной базе и не звучало ни в каких документах, вполне возможно, ситуация может вскоре измениться в положительную сторону.

Затем о своих возможностях по созданию туристических кластеров рассказали представители регионов. Председатель Видомлянского сельсовета Марина Королева основной задачей создаваемого кластера считает задачу задержать туриста на агроусадьбах, в санатории «Белая вежа», организовать интересную программу на сельхозпредприятиях и пр. Главной идеей кластера «Зеленый оберег Гродно» станет охрана окружающей среды, продвижение экологически чистых продуктов, фитоаптек, организация небольших сельских базарчиков, фестивалей ягод, лисичек, широкое развитие инфраструктуры. Много планов и идей в Сморгонском районе, где все субъекты туризма объединяются вокруг местного благотворительного фонда «Северные Афины».

При подведении итогов организаторы семинара отметили, что туристические кластеры – это будущее белорусского туризма, интересная перспектива и хорошая возможность для привлечение туристов.

 

 

https://www.traditionrolex.com/8