<p>С 2006 года у нас прекратили изготавливать цимбалы в промышленных масштабах. Когда закрылось основанное в Борисове в 1935 году предприятие музыкальных инструментов, встал вопрос: где брать новые?</p>

Изучая роскошные старинные цимбалы, пытаясь понять, какую же тайну замуровали народные мастера прошлого под слоями отсвечивающего янтарем лака, я вдруг поймала себя на мысли, что живу в такое время, когда мои ровесники народные инструменты видят редко, и то лишь сквозь музейное стекло, пишет «Беларусь сегодня».

И баян для теперешних школьников — скорее сетевой мем, чем что-либо музыкальное. Коллекционер Дмитрий Ровенский соглашается с моими наблюдениями, в частности с тем, что цимбалы сегодня — натура, как говорят поэты, уходящая. К слову, собрание Ровенского пополнялось в течение 50 лет:

— Сегодня даже просто хорошие цимбалы из качественного дерева, с правильными струнами найти непросто. Своей внучке, студентке-цимбалистке, инструмент подыскиваю больше года.

Завод, да не тот

С 2006 года у нас прекратили изготавливать цимбалы в промышленных масштабах. Когда закрылось основанное в Борисове в 1935 году предприятие музыкальных инструментов, встал вопрос: где брать новые? Можно, конечно, поискать инструмент, который неплохо сохранился в чьих-то заботливых руках. Такой вариант считает самым лучшим известная цимбалистка Вероника Прадед:

— Мне повезло, инструмент достался в подарок, но я то и дело слышу от знакомых, как трудно выйти на хорошие цимбалы. Покупают с рук у тех, чей ребенок закончил обучение, и пусть это будет не совсем первоклассный инструмент, но из хорошего дерева. Стареет «парк» цимбал, уже теперь это острая проблема. А что будет через 50 лет?..

Еще вариант — найти мастера, который штучно изготавливает инструменты. Есть определенная практика: один изготавливает корпуса, другой — оснащает их, и так далее. Своего рода мануфактурное производство. Но можно ли быть уверенным в качестве кустарного инструмента?

Третий способ — сделать под заказ, к примеру, на Львовском заводе музыкальных инструментов. Венгерские цимбалы (а именно их изготавливает львовский завод) гораздо крупнее белорусских. На них и струн больше 100, на наших же — 84, соответственно и звучание национального инструмента особое. В тонкости посвятил профессор Белорусской академии музыки Евгений Петрович Гладков:

— Львовский завод пытался выпустить белорусские цимбалы, но получилось что-то среднее: их и венгерскими не назовешь — струн меньше, по габаритам не такие массивные. И для нас инструмент не подходящий: увеличен диапазон, появились басы, больше струн, чем нужно, соответственно к такому инструменту не подходит прежняя длина молоточков.

Директор Минского государственного музыкального колледжа имени М.И. Глинки Наталья Ефименко сама цимбалистка и о проблеме приобретения хороших инструментов знает не понаслышке:

— В колледже их, конечно, не хватает, да и качество уже не то. Последние партии закупали в 2000 году, перед закрытием борисовской фабрики. Стараемся поддерживать инструменты ремонтами, но вечно это продолжаться не может. Есть энтузиасты — мастера из Гродно, Пинска, к примеру, в Борисове в Лядищенском центре культуры и досуга возобновляется производство цимбал, но пока это лишь частная инициатива.

Поезд дальнего следования

Любопытно, что сегодня инструмент с пометкой «г. Борисов» можно найти, например, в России. В Новосибирске существует межрегиональный молодежный центр «Лелека». Он координирует развитие игры и обучение на цимбалах и бандурах в соседних регионах. Удалось побеседовать с руководителем центра Сергеем Пилипенко:

— Первые цимбалы в нашем центре оказались белорусскими, поэтому музыкальный проект, который задумывался как украинский, теперь позиционируем как украинско-белорусский. Из Минска я привез трое цимбал. Некоторые нашли здесь, в Сибири. Например, белорусские цимбалы 1975 года выпуска мы случайно обнаружили на складе ДК города Барабинска.

Увидев в интернете объявления о продаже нерабочих цимбал в Минске, Пилипенко тут же за ними прилетел. Заодно приобрел струны, молоточки. А в главной «книгарне» купил нотный материал. Мало того, для него на складе магазина всего за день разыскали сборники произведений наших цимбалистов 1990 — 2000 гг.

Если у нас сегодня остро стоит вопрос, где взять хорошие цимбалы, то в Сибири — где найти первоклассного цимбалиста: большинство из них — самоучки, и желающих освоить инструмент очень много.

Кстати, на музыкальных форумах от Вены до Кубы все еще показывают высокие результаты именно белорусские музыканты-«народники». Юная и блистательная Вероника Прадед, лауреат многих международных конкурсов, не только сама знает все секреты виртуозной игры на белорусских цимбалах, но уже и передает студентам академии музыки основы своего мастерства. Было бы на чем передавать, а профессионалы у нас имеются.

Компетентно

Заместитель начальника управления капитального строительства и материально-технического обеспечения Министерства культуры Владимир Пантелейко:

— Восстанавливать борисовскую фабрику в данный момент экономически нецелесообразно. Если раньше инструменты выпускались на большую территорию, то сегодня при хорошем стечении обстоятельств сбыт будет осуществляться у нас и в России. Окупить себя такая фабрика сможет через 37 лет. Тем более что за инструментами обратиться сегодня есть куда. В Гродно, например, выпускает цимбалы частная фирма. Да и необязательно покупать новые за 1000 долларов. Есть сейчас и услуги по ремонту музыкальных инструментов: за 300 долларов отреставрируют цимбалы так, что не отличишь от новых.

Любовь ВЕНСЛАВОВИЧ