https://www.traditionrolex.com/8
<p>Официальный отсчет Шклов ведет с 1535 года — первого письменного упоминания о нем в Никоновской летописи. Хотя археологические находки свидетельствуют: люди в здешних местах начали селиться тысячелетия назад. А первым «адресом» города можно считать Старый Шклов — поселок недалеко от райцентра. Именно здесь обнаружены остатки древнего городища, которое, по мнению ученых, появилось примерно в V веке нашей эры</p>

Свой официальный отсчет Шклов ведет с 1535 года — первого письменного упоминания о нем в Никоновской летописи. Хотя археологические находки свидетельствуют: люди в здешних местах начали селиться тысячелетия назад. А первым «адресом» города можно считать Старый Шклов — поселок недалеко от райцентра. Именно здесь обнаружены остатки древнего городища, которое, по мнению ученых, появилось примерно в V веке нашей эры, сообщает «Белорусская нива».

Раскопки здесь ведутся несколько лет. И каждый год приносит новые интересные артефакты. Много различной керамики, в том числе диковинных изразцов, пряжек от пояса, свистулек.

Одна из находок — нательная серебряная иконка — и вовсе бесценная. Во-первых, потому, что до этого самая ранняя белорусская икона датировалась началом XVII века. А теперь выяснилось: шкловские мастера создавали их чуть ли не тысячу лет назад. Изображена на ней Божия Матерь с Младенцем Иисусом, оба держат в руках по цветку. Скорее всего образок был собственностью кого-то из знати.

Заинтересовал ученых и металлический обломок женского перстня с гравировкой птицы Гамаюн. Оказывается, пальчики шкловских красавиц XV века были очень миниатюрными! Любопытно, что кольцо напоминает почерк византийских мастеров. А в том, что оно попало в белорусскую глубинку, в принципе ничего особенного нет: город ведь находился на большом торговом пути из Европы в Азию, а по Днепру пролегал маршрут «из варяг в греки». Потому купцы своим вниманием Шклов не обходили.

Как древнее поселение выглядело сотни лет назад, сегодня «рассказывает» его макет-реконструкция. Дома князя и дружины огорожены деревянным забором, с трех сторон их «прикрывает» река. Врасплох враги наших предков никак застать не могли! Рядом с городищем — поселки. По мнению историков, они вполне могут оказаться частью одного города — посадами. Жизнь здесь бурлила вплоть до первой половины ХVI века, пока не случился пожар, превративший древний Шклов в пепелище.

47

— Владельцы города — Ходкевичи — отстраивать его на старом месте не стали, а решили перенести, — рассказала старший научный сотрудник Шкловского историко-краеведческого музея Ирина Гапеева.

Следы средневекового Шклова долгое время считались утерянными. Где он находился с XVI по XVIII век, археологи установили только в начале двухтысячных годов. Выяснилось, вторым местом «прописки» города стал берег Днепра, где сейчас находится деревня Рыжковичи. Восстанавливая по крупицам картинки прошлого, историки пришли к выводу: в эпоху Средневековья здесь был красивейший замок. Судя по большому количеству найденных гвоздей, металлических скоб и других строительных материалов, развивалось поселение того времени стремительно. Многие жители занимались ремесленничеством.

— А в 1762-м Шклов получил право основания магистрата и герба с изображением безмена, что говорит о значимости торговли в его жизни. Город имел и свою печать, — отметила Ирина Гапеева.

Под Рыжковичами археологи откопали осколки вестфальской керамики и фарфоровой посуды, иностранные монеты, кольца и пуговицы работы европейских мастеров. Здешние земли также оказались просто-таки «напичкаными» ядрами и пулями: Шклов не раз оказывался в эпицентре борьбы Речи Посполитой с Русью. Но в очередной раз исчез c лица земли не из-за разрушительных войн, а опять-таки сгорел в огне. Исторические хроники сообщают: во время большого пожара 1769 года сгорело более 300 домов!

Князь Черторыжский, владевший на тот момент Шкловом, тоже не стал перестраивать его, а перенес на километр севернее — туда, где город стоит по сей день.

Переломным для райцентра стал XVIII век: в составе Могилевской губернии Шклов был присоединен к царской России. Местные земли щедрая Екатерина II подарила своему фавориту — князю Потемкину, а затем местечко перешло в собственность графа Семена Зорича. О периоде «графа Зорича» шкловчане и сегодня говорят с особой гордостью.

— Он открыл в Шклове кадетский корпус для детей обедневших дворян, шерстяную, шелковую, канатную и другие мануфактуры, — рассказала директор Шкловского историко-краеведческого музея Лариса Силивестрова. — Но самое главное — создал театр, который гремел на всю округу. Были здесь также балетная и музыкальная школы.

В день рождения Екатерины II Зорич всегда давал балы с фейерверками, равных которым не было нигде. На праздники в Шклов приезжала московская и петербургская знать. Причем в ее среде почиталось за честь получить такое приглашение. «Представления здешние превосходили по великолепию придворные спектакли русские, былые польские, императорские австрийские в Шенбрунне и французские спектакли в Версале», — писал знаток истории русского театра Василий Сахновский.

А в 1780 году в Шклове побывала сама императрица, назначившая на Могилевщине встречу австрийскому императору Иосифу. Царственных особ Зорич встречал с царской роскошью: грандиозной трапезой и фейерверком из 5 тысяч ракет, тем самым доказав государыне свою бесконечную любовь и преданность.

Светлана МАРКОВА

Фото автора

https://www.traditionrolex.com/8