https://www.traditionrolex.com/8
<p>Споры о том, кто и какими методами должен ковать кадры для туристической индустрии страны, стихнут нескоро. Кто-то отдает предпочтение белорусским университетам, кто-то – зарубежным, а некоторые и вовсе считают, что образование не имеет ни малейшего значения и главное – умение продавать, общаться с людьми, и так далее. Магистрант программы «Культурное наследие» Европейского гуманитарного университета Илона Беляцкая согласилась пролить свет на то, как в Европе подходят к образованию в сфере туризма</p>

Споры о том, кто и какими методами должен ковать кадры для туристической индустрии страны, стихнут нескоро. Кто-то отдает предпочтение белорусским университетам, кто-то – зарубежным, а некоторые и вовсе считают, что образование не имеет ни малейшего значения и главное – умение продавать, общаться с людьми, и так далее. Магистрант программы «Культурное наследие» Европейского гуманитарного университета Илона Беляцкая согласилась пролить свет на то, как в Европе подходят к образованию в сфере туризма

– Почему вы решили связать свою жизнь с туризмом?

– Откровенно говоря, изначально я сомневалась в выборе между двумя программами: «История и практики современного искусства» или «Туризм». Культурой я всегда интересовалась, но в итоге выбрала вторую специальность, потому что она показалась мне более перспективной и динамично развивающейся. А на 3-м курсе, когда начались специализированные предметы, поняла: это правильный путь. Университет за границей выбрала потому, что у ЕГУ более гуманитарная направленность. В Беларуси же туризм изучается в тесной связке с экономикой, от которой я далека. К тому же захотелось и заграничного опыта.

– На чем же тогда делается упор в ЕГУ?

– Мы очень конструктивно занимались музееведением: весь второй курс был посвящен ему и кураторской деятельности. Тогда же у нас была музейная практика, большинство студентов проходили ее по месту прописки. Я, например, стажировалась в музее Наполеона Орды, что в деревне Вороцевичи Ивановского района. Там я должна была вникнуть в схему работы, специфику экспозиций и прочее, и на основе этого предложить какие-то новые направления относительно развития музея. Но эта практика была очень короткой – длилась она всего неделю. Экономику мы и вовсе изучали на последнем курсе бакалавриата и достаточно поверхностно, так что мне хотелось бы более глубокого изучения. А после курса маркетинга мы практиковались в турфирмах. Я ездила в Верону, где работала в организации, специализирующейся на приеме туристов из России, и занималась в основном визовыми вопросами. Но в то же время большинство моих одногруппников практиковались в белорусских турфирмах.

– А кто предоставляет возможность стажироваться за границей?

– ЕГУ этим не занимается. Но если ты сам договоришься, то деканат всегда пойдет навстречу, выдаст рекомендательное письмо и так далее. У меня, например, в Италии были знакомые, которые помогли организовать практику. У студентов практически нет возможности практиковаться даже в столице Литвы, потому что по закону для этого обязательно знание языка. Но мне повезло – третью практику я проходила в одном из вильнюсских турагентств, где анализировала созданное его сотрудниками мобильное приложение Vilnius Tourism, а потом на основании этого написала бакалаврскую работу.

Почему вы выбрали именно это направление?

– Мы проходили очень интересный предмет под названием «Новые медиа в туризме». Несмотря на то, что курс длился всего 2 недели, преподаватель (которая, кстати, скоро получит степень доктора наук в одном из университетов Швейцарии) дала нам максимум знаний. Вообще новые медиа – это инновационные подходы, которые сейчас применяются в туризме: социальные сети, вытесняющие гидов мобильные приложения, электронные системы бронирования. Даже то, что сейчас мы в том же RyanAir сами бронируем себе места в самолете, – уже инновация в туризме! Это заинтересовало меня, оттого и тема диплома – «Mobile challenges for travel destinations. Vilnius Tourism mobile application case study».

– Несмотря на то, что ЕГУ находится в Вильнюсе, он позиционирует себя как белорусский университет. Как обучение там ориентировано на Беларусь?

– Моя специальность называлась «Культурное наследие и туризм», и все, что мы проходили в рамках культурного наследия, относилось к Беларуси или к Литве. Согласно политике университета, исследовать Францию, Испанию и другие страны студент может только в том случае, если жил там и знает ситуацию изнутри. Так что в основном занимались Беларусью: кто-то делал интерпретацию наследия Заславля, кто-то рассматривал «Дудутки», кто-то – экологический туризм. У меня тоже было много идей. Например, в рамках предмета «Антропология архитектурного наследия» мы должны были провести исследовательскую работу о том, как внедрить тот или иной недвижимый объект в туристские маршруты, как правильно его презентовать и так далее. Я писала о пивоварне, которая находится в Могилевской области, – предлагала отреставрировать ее и организовывать на этой базе что-то наподобие пивного фестиваля. Для того чтобы сделать апробацию проекта, нужно было опубликовать его в интернете. Некоторые отреагировали на мою идею с пивоварней хорошо, а кто-то говорил: «Зачем нам это надо? В Беларуси и так много пьют». А мои одногруппники рассматривали, как включить усадьбу Огинских в Сморгонском районе в туристские маршруты. Пытались продвинуть проект, но он, как обычно, «застрял» на региональном уровне – местный райисполком сказал, что это не подходит.

В белорусских университетах большинство преподавателей – теоретики. А как с этим дела обстоят в ЕГУ?

– Например, то же музееведение у нас вел Александр Колбаско, один из самых известных музейщиков Беларуси, который многое сделал для развития комплекса «Заславль» и других известных туристических мест страны. В этом русле работала и Елена Краснова – преподаватель курсов «Экскурсоведение» и «Интерпретация культурного наследия». Был курс, который вела руководитель Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова, также часто проводились различные воркшопы. Увлекательный курс «Социология в туризме» преподавал известный урбанист и социолог Сергей Любимов. Суть этого предмета – в исследовании изменения sense of place, когда, например, маргинальные районы становятся туристической меккой – тот же Ужупис в Вильнюсе раньше был страшным местом, куда люди боялись заходить вечерами. Сейчас это уже «республика» со своими праздниками, привлекающая гостей города.

 

– Как у вас проходил процесс обучения иностранным языкам?

– Основной язык – английский, несколько лет мы проходили его достаточно интенсивно. Сейчас я практически свободно им владею. К сожалению, преподавателей из Европы у нас н нимать и знать. К тому же бакалаврскую работу я писала на английском. Второй иностранный – немецкий, но его я знаю немного хуже – пока не пришлось нигде применять. И буквально год изучали третий иностранный, в моем случае – итальянский.

илона1

– Вы – магистрант ЕГУ. Заметили ли какие-то недостатки в процессе обучения?

– В Европе, например, в Швейцарии, много учебных заведений с полным циклом обучения туризму. Для получения диплома студентам нужно не только штудировать учебники, но и стоять на лобби в гостиницах, и официантами работать. Мой университет более теоретически направлен, у нас мало практики, и это существенный минус. Не помешало бы организовывать побольше воркшопов, конференций по различным направлениям, дать возможность студентам стажироваться в европейских странах. Тем не менее ЕГУ в значительной степени изменил как мое сознание, так и видение мира, и я ему за это благодарна. Сейчас моя магистратура связана именно с культурным наследием. Большинство семинаров проходит он-лайн, и несколько раз в год – очная сессия. Я изучаю перспективы культурного туризма в Беларуси, планирую связать с этим будущий магистерский диплом. Много езжу по различным конференциям – например, в апреле буду представлять одну из работ на мероприятии в Испании.

– Насколько реально студентам после ЕГУ устроиться на работу в Беларуси?

– Без проблем можно устроиться разве что в музеи, потому что там не хватает кадров. Там работают бывшие преподаватели литературы, искусства и так далее, но их не так много – поэтому выпускников, в том числе из ЕГУ, берут с удовольствием. А наиболее сложно устроиться в отели и туркомпании. Некоторые мои одногруппники работают в белорусских турфирмах, но их берут на работу скорее по знакомству. Большинство не совсем нормально реагирует на диплом ЕГУ, поэтому если человек придет с ним на собеседование, то скорее всего получит отказ.

А у вас какие планы? Собираетесь ли возвращаться на Родину и поднимать белорусский туризм?

– Скорее всего буду поступать либо в еще одну магистратуру, либо в докторантуру. Не хочу просто работать в турфирме, продавая туры в Грецию и Египет, – это не мое. Въездной туризм в Беларуси находится в сложной ситуации, есть масса проблем – и чтобы пробовать что-то менять, необходимо приобрести еще больше знаний. Я хочу заниматься продвижением дестинации – например, презентовать Минск не только как город – олицетворение бывшего СССР с широкими и чистыми проспектами. Надо напомнить миру, что мы тоже когда-то были частью ВКЛ, что у нас сохранилось множество интересных мест… А то возникает чувство, что наша столица существовала только с 1917 по 1990-е годы. А до и после этого ничего не было!..

https://www.traditionrolex.com/8