Ярослав Романчук: о шипах и пряниках белорусского туризма

28.03.2013 - Новости

Ярослав Романчук: о шипах и пряниках белорусского туризма

Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал доклад «Конкурентоспособность туризма и путешествий. Снижение барьеров для экономического роста и создания рабочих мест». Среди 140 стран рейтинга по туристической привлекательности Беларуси снова не оказалось. По оценке центра Мизеса АЦ «Стратегия» наша страна оказалась бы в самом хвосте первой сотни. Наши власти по-прежнему строят заборы, укрепляют визовые и административные шлагбаумы, блокируя богатый туристический потенциал страны

Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал доклад «Конкурентоспособность туризма и путешествий. Снижение барьеров для экономического роста и создания рабочих мест», сообщает «БелГазета». Среди 140 стран рейтинга по туристической привлекательности Беларуси снова не оказалось. По оценке центра Мизеса АЦ «Стратегия» наша страна оказалась бы в самом хвосте первой сотни. Наши власти по-прежнему строят заборы, укрепляют визовые и административные шлагбаумы, блокируя богатый туристический потенциал страны.

Точка роста – затычка в бочке

Эксперты ВЭФ напрямую связывают туристическую привлекательность, развитие транспортной системы с экономическим ростом и созданием новых рабочих мест. Этот сектор – один из ведущих создателей новых рабочих мест. В нем непосредственно занято более 98 млн человек, или более 3% всех занятых в мировой экономике. В течение ближайших 10 лет число новых рабочих мест будет увеличиваться на 1,9% в год.

В 2011 г. вклад сектора туризма и путешествий в мировой ВВП составил $2 трлн – более чем в два раза больше, чем автобизнес, и на треть больше, чем глобальный химический сектор. Доля Беларуси в мировом ВВП не превышает 0,1%, а доля доходов в объеме мировых доходов этого сектора оценивается на мизерные 0,004%. Это значит, что точка роста с огромным потенциалом используется нашими властями, как затычка в бочке.

В 2011 г. турсектор привлек $650 млрд инвестиций в основной капитал, что составляет 4,5% от общего объема заинвестированных ресурсов. По оценке ВЭФа, «на каждый миллион долларов, которые тратятся в секторе туризма и путешествий, генерируется $701 тыс. дохода. Это превышает доход в автомобилестроении, коммуникационном секторе, химическом производстве и добыче полезных ископаемых. Что касается денег, которые остаются в национальной экономике, то в среднем 91% расходов на развитие туризма остается в стране и только 9% утекает в виде импорта».

Самой привлекательной страной для туризма остается Швейцария, уверенно опережая Германию, Австрию и Испанию. Правительства этих стран понимают, что не только промышленностью и сельским хозяйством живет и развивается экономика. Туризм и путешествия генерируют сотни тысяч рабочих мест, добывают валюту стране, укрепляют ее доброе имя и разносят славу о гостеприимстве народа по всему миру. Эти простые истины «на отлично» выучил Сингапур (10-е место) и Гонконг (15-е). Лучшей из постсоветских стран стала Эстония (30-е место). Немного от нее отстали Чехия, Хорватия и Польша (42-е). Наша соседка Литва, привлекая более 1 млн туристов в год, оказалась на 49-м месте. Россия с ее уникальными природными ресурсами, историческими памятниками, культурой и фольклором заняла только 63-е место. Беларусь обогнали Украина (76-е) и Казахстан (88-е). Будучи в географическом центре Европы, наше правительство создало такие условия, что по привлекательности для туризма и путешествий наша страна интересна разве что контрабандистам, экстремалам, охотящимся за драйвом от посещения Парка советского периода, а также любителям азартных игр и проституции.

Туристическая привлекательность Беларуси

Индекс туристической конкурентоспособности основан на оценке большого числа факторов. Они собраны в 14 групп. В первую группу входят параметры правовой и регуляторной политики: распространение иностранной собственности, соблюдение прав собственности, влияние параметров бизнес-климата на привлечение прямых иностранных инвестиций, визовые требования, прозрачность процесса выработки политических решений, легкость и стоимость открытия бизнеса. По этой группе факторов Беларусь оценочно занимает 119-е место из 140 стран.

Вторая группа факторов описывает экологическую устойчивость. Здесь эксперты оценивают жесткость экологических стандартов и правоприменительную практику по их исполнению, эмиссию парниковых газов и т. д. По данному фактору Беларусь занимает примерно 85-е место.

Третья группа факторов посвящена безопасности. В ней оцениваются издержки бизнеса от угрозы терроризма и преступности, надежность услуг полиции. По этому фактору Беларусь можно поставить на 53-е место.

Четвертый фундамент индекса – здравоохранение и гигиена. Здесь оценивается наличие врачей, качество системы оказания медпомощи, доступ к улучшенным санитарным условиям и питьевой воде. Здесь Беларусь находится на 45-м месте.

Пятый блок факторов – приоритет сферы путешествий и туризма. Оцениваются расходы на данный сектор, эффективность маркетинга и брендинга для привлечения туристов, своевременность предоставления информации по туризму и путешествиям. С этим фактором у нас серьезные проблемы. Усилиями МИДа страновой маркетинг скорее мертв, чем жив. Отсюда 126-е место.

Шестая группа факторов индекса – авиационная инфраструктура. Оценивается ее качество, интенсивность внутренних и международных полетов, количество аэропортов и вовлечение их в международные транспортные сети. Руками государственной «Белавиа» и Минтранспорта Беларусь застряла в сфере развития авиаперевозок в далеком советском прошлом. Отсюда 120-е место в мире.

Следующая группа факторов посвящена наземной транспортной инфраструктуре: качество дорог, придорожной инфраструктуры, портов и т. д. Здесь у нас гораздо лучше, чем с самолетами, но придорожный сервис – ниже плинтуса. Отсюда 79-е место.

Восьмая группа факторов – это собственно туристическая инфраструктура: число комнат в гостиницах, наличие компаний по аренде автомобилей, возможность оплачивать услуги карточками признанных международных платежных сетей. Государство по-прежнему является основным оператором турбизнеса. Основные столичные гостиницы находятся в руках Управления делами президента. Отсюда скудность услуг и чрезвычайная, неадекватная дороговизна. Латте в гостинице «Европа» в Минске стоит дороже, чем такой же напиток в центре Парижа или Нью-Йорка.

Следующий фундамент индекса – телекоммуникационная инфраструктура. Эксперты оценивают ее качество для оказания услуг в режиме «бизнес – бизнесу» и «бизнес – потребителю». Здесь учитывается число пользователей широкополосным интернетом и мобильными телефонами. В последние годы Беларусь активно сокращает расстояние до лидеров, но скорость интернета, покрытие страны беспроводным интернетом отбрасывают нас на 82-е место.

Десятая группа факторов – ценовая конкурентоспособность в секторе туризма и путешествий. Она включает наличие сборов в аэропортах, налоги на билеты, покупательную способность, уровень цен на топливо, цен номеров в гостиницах и эффективность налоговой системы. Руками правительства Беларусь по этой группе факторов находится на 109-м месте.

Следующая группа факторов – образование и тренинг. Учитывается охват начальным, средним образованием, качество образовательной системы, наличие местных человеческих ресурсов по проведению исследований и тренинга, качество рынка труда, легкость найма иностранцев, продолжительность жизни и распространенность СПИДа. По этому фактору наша страна занимает 70-е место.

12-й фундамент – это оценка открытости туризму, отношение населения к иностранным туристам, степень ориентации на потребителя. К туристам у нас люди относятся без особых предубеждений и агрессии, а вот ориентация на потребителя – это еще пока проекция будущего. Поэтому неприятное 97-е место.

13-й и 14-й блок факторов оценивают природные ресурсы и ресурсы культуры. Качество природы, защита лесных, водных ресурсов, число всемирных культурных площадок, стадионов, международных выставок – это тоже важно для общей оценки туристической привлекательности. Озера у нас красивые, но практически без инфраструктуры для туризма. Леса красивые, но опять же только для любителей палаток и близкого соседства с полчищами комаров. А вот культурными, историческими памятниками мы по сравнению даже с Литвой, Россией, Польшей и Украиной обделены. Отсюда места в конце первой сотни.

По оценке экспертов ВЭФ, наибольшее позитивное влияние на экономический рост из 14 фундаментов имеют пять: 1) ориентация на развитие туризма (благоприятный деловой климат для развития туризма, развитие малого бизнеса, поддержка предпринимательства); 2) правовая и регуляторная среда; 3) ценовая конкурентоспособность; 4) экологическая устойчивость; 5) безопасность. По ним у нас еще непочатый край работы. Государство, не выпуская сектор туризма и путешествий из своих рук, является основным виновником того, что очень часто даже в Европе люди вообще не знают страны «Беларусь» и на ответ «I am Belarusian» они в лучшем случае говорят «Of course, Russian...»

Ярослав Романчук

Рубрики: Тенденции

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах