https://www.traditionrolex.com/8
<p>Заместитель начальника Кравцовского таможенного поста Гомельской таможни Олег Паращенко поделился некоторыми секретами своей службы<strong></strong></p>

Заместитель начальника Кравцовского таможенного поста Гомельской таможни Олег ПАРАЩЕНКО поделился с газетой «Гомельская праўда» некоторыми секретами своей службы.

Сегодня Олег Анатольевич уверен: с профессией ему повезло, она любимая, интересная. Хотя судьба привела его 17 лет тому назад на службу в Гомельскую таможню случайно.

Окончив механический факультет Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта (нынешний БелГУТ), Олег успел поработать пару лет мастером на гомельском ПО «Коралл». В 1995 году, после очередной остановки производства (а времена тогда были экономически непростые на многих предприятиях), молодой человек задумался о другом месте работы, которое бы позволяло содержать семью. Решил попробовать себя в таможенном деле. «Никакого представления о том, чем занимается служба, не имел, — признается сегодня Олег Анатольевич. — Рассуждал, как и большинство обывателей: таможенники — это те, кто ходят по поездам и проверяют сумки». Успешно прошел собеседование, медкомиссию. И через полгода после обучения был зачислен в штат — инспектором отдела таможенной охраны.

В то время пограничной службы еще не было, поэтому основной задачей подразделения являлся контроль зеленой границы, точнее ее сухопутной части — лесные стежки-дорожки. Нарушителей задерживали практически в каждое дежурство. В обход таможенных постов люди пытались перевозить сигареты, алкоголь и продукты питания. Предприимчивые граждане пользовались несовершенством законодательства, которое в то время не предусматривало конфискацию автомобиля как средства совершения правонарушения.

В 1998 году, после образования Гомельского пограничного отряда, отдел таможенной охраны был ликвидирован. Олега Паращенко перевели на таможенный пост «Веселовка» на равнозначную должность старшего инспектора. «В отделе таможенной охраны стало понятно: весь товар, который перемещается вне пункта пропуска, незаконный, — рассказывает Олег Анатольевич. — Здесь же пришлось вникать во все тонкости оформления и перемещения через границу грузов как субъектов хозяйствования, так и физических лиц». Так что основная проблема, которую необходимо было преодолевать, — недостаточный объем знаний. Всему приходилось учиться. Тогда не было такой системы профессиональной подготовки, как сегодня: таможенное дело изучают в течение 5 лет в вузах (в том числе в БелГУТе). Во многое приходилось вникать в процессе самоподготовки. На занятиях в учебном классе сотрудники базовых отделов читали лекции. Но теория — это одно, практическая работа на таможенном посту — совершенно другое.

Еще большим объемом знаний пришлось овладеть, после того как молодого специалиста в 2000 году перевели главным инспектором на таможенный пост «Новая Гута». Здесь интенсивность движения была иной — перемещалось в разы больше грузов, чем через «Веселовку». Приходилось изучать новые документы, спрашивать совета у опытных товарищей. Через три года Олегу Паращенко предложили возглавить отдел таможенного оформления и контроля ТП «Новая Гута». Руководитель на таможне никогда не сидит исключительно в кабинете, управляя процессом. Это живая работа на полосе, с людьми. Так и Олег Анатольевич выходил на полосу контроля, чтобы помогать своим коллегам, особенно когда шел интенсивный поток транспорта.

В 2006 году Олега Паращенко назначили начальником ОТОиК пункта пропуска «Комарин», самого удаленного от Гомеля. Здесь уже пришлось отвечать не только за процесс оформления грузов, но и в целом за работу подразделения, содержание его территории, а также осуществлять взаимодействие с пограничниками и местными органами власти. Это была хорошая школа. Опыт и профессио­нальные успехи Олега Анатольевича были отмечены, и в 2009 году его назначили заместителем начальника Кравцовского таможенного поста. В его состав входит три автодорожных пункта пропуска: «Веселовка», «Комарин», а также самый крупный — «Новая Гута». Он находится на трассе Е95, 5-м международном транспортном коридоре Хельсинки — Афины. Этот пункт пропуска чаще всего используют как крупные международные перевозчики, так и простые граждане. Именно здесь чаще всего и выявляются таможенные правонарушения.

— Правда ли, что крупные задержания контрабандных грузов — всегда результат проверки имеющейся оперативной информации?

— Как правило, но не всегда. Если кто-то полагает, что сможет незаметно переместить через границу незаконную партию какого-нибудь товара (ведь «никто ничего об этом не знает»), он ошибается. Наверняка есть те, кто видел, как товар загружался, перевозился, и может сообщить об этом… А вообще таможня проводит огромную аналитическую работу. Есть целая система анализа и управления рисками. Мы стоим на границе не для того, чтобы «не пущать», а наоборот — чтобы максимально ускорить пропуск товаров, формировать благоприятные условия для развития внешнеэкономической деятельности наших предприятий, не создавая при этом трудности гражданам на границе. Естественно, это касается законопослушных граждан. Для них граница должна быть незаметной — это основной принцип. Конечно, можно сделать сито проверки очень мелким и тогда, если мы будем искать у каждого лишнюю бутылку алкоголя, очередь из автомобилей растянется до самого Чернигова. Цель ведь не в этом. В первую очередь система анализа и управления рисками направлена на то, чтобы выявлять, прогнозировать и предотвращать нарушения таможенного законодательства, имеющие устойчивый характер, связанные с уклонением от уплаты пошлин, налогов в значительных размерах, а также подрывающие конкурентоспособность товаров Таможенного союза.

— Приходится ли вам сталкиваться с неприязненным отношением со стороны граждан, пересекающих границу?

— Очень редко. Бывает, слышу негативные высказывания в свой адрес: дескать, кого-то там пропустили без очереди по договоренности, а меня держите. Задаю прямой вопрос: «Со мной лично вы когда-нибудь договаривались? Нет. Дайте конкретную информацию о том, с кем удалось договориться, и мы ее проверим». Так что эти обвинения не имеют под собой никаких оснований. Сотрудник таможни выполняет свои прямые обязанности. Если ты нарушил закон, то причем здесь таможенник? За что его ненавидеть? За то, что стал на твоем пути? Возможно, он уберег от более серьезного правонарушения в будущем и ему стоит сказать спасибо. Кстати, такие случаи в моей практике тоже были.

— Можно ли по поведению человека заподозрить, что он перевозит какой-то товар с нарушениями?

— Можно. В психологии известны некоторые жесты и знаки, которые выдают беспокойство человека. Сложность в том, что иногда их можно спутать с обычным волнением при пересечении границы. Но бывают совершенно обратные ситуации. Так, в 2010 году мы задержали автомобиль «Ягуар», в порогах которого был спрятан целый оружейный склад: снаряженные патронами 2 снайперские винтовки Дегтярева, автомат Калашникова, 4 пистолета-пулемета «Аграм». При этом у водителя ни один мускул на лице не дрогнул. Так что не каждому дано посмотреть на человека и увидеть в нем нарушителя, но в Гомельской таможне такие люди есть.

— Прошлое лето на «Новой Гуте» было очень напряженным. Чтобы пересечь границу, приходилось стоять в очереди по нескольку часов. Изменится ли ситуация нынешним летом?

— Думаю, что меньше транспорта, чем в прошлый сезон отпусков и каникул, на границе не будет. Основную массу гражданского потока летом составляют жители России, выезжающие на отдых на Черноморское побережье Украины. В последние годы и наши граждане чаще стали ездить на море на своих автомобилях. Причина понятна: это гораздо дешевле, чем проезд на железнодорожном транспорте, особенно если едет вся семья.

Хочу посоветовать, отправляясь в дорогу, заглянуть на интернет-сайты государственных таможенного (www.gtk.gov.by) или пограничного (www.gpk.gov.by) комитетов, где размещается достоверная информация о количестве транспорта во всех пунктах пропуска. На «Новой Гуте» установлена видеокамера, с помощью которой можно в режиме реального времени увидеть обстановку на границе.

Елена Аленченко

https://www.traditionrolex.com/8