<div class="mainartshort">Малое приграничное движение может начаться уже 3 мая. Пока только на польской стороне</div>
Малое приграничное движение может начаться уже 3 мая. Пока только на польской стороне, сообщает «Вечерний Брест».

Трения между официальными властями Польши и Беларуси  не смогут помешать малому приграничному движению. Таков лейтмотив состоявшейся на днях конференции в польском Белостоке с участием бизнесменов и общественных деятелей обеих стран.

Конференция была созвана по инициативе ОО «Союз приграничья» (сокращенно СП), для обсуждения наиболее актуальных проблем. Возможно, такой диалог стал реакцией наших и польских НГО на недавнее заявление белорусского МИДа о том, что малое приграничное движение между странами не может быть реализовано в ближайшее время по причине «достаточно жесткой антибелорусской позиции, которую занимает правительство Польши». Однако лед все же тронется.  Растопить его готовы уже не политики, а представители так называемого третьего сектора – ученые, общественники, бизнесмены, причем весьма влиятельные.

– Я не могу понять, почему люди, простые граждане двух стран, должны оставаться заложниками политических неурядиц? – говорит один из лидеров СП Анджей Сикановский, польский предприниматель с белорусскими корнями (родился под Каменцем). – Если политики на протяжении нескольких лет не могут договориться, чтобы дать людям возможность ездить друг к другу без виз и длительных очередей на границе, значит, надо вмешиваться общественности. Люди этого хотят, интересы бизнеса этого требуют. Малое приграничное движение может дать очень сильный толчок развитию экономики обеих стран, а главное – не будет серьезных препятствий для общения. Наши народы многое связывает, и негоже в двадцать первом веке отгораживаться визовыми барьерами.

– Так вы предлагаете полностью отменить визы? – спрашиваю собеседника.

– В идеале – да. Но мы понимаем, что сразу это осуществить невозможно, по многим причинам, не столько политическим даже, сколько экономическим. Поэтому предлагаем нашим правительствам решать этот вопрос поэтапно. Для начала нужно ввести безвизовый режим на территории малого пограничного движения, которую стоило бы расширить до 70 км, чтобы наш Белосток также попадал в эту зону. Затем постепенно, шаг за шагом, в течение, допустим, ближайших пяти лет, мы могли бы двигаться к полной отмене виз.

– Насколько велики шансы, что в руководстве Польши и Беларуси с пониманием отнесутся к вашим предложениям, и они будут реализованы?

– Думаю, что шансы есть. Ведь прежде чем озвучивать эту идею, мы детально обсудили ее в различных структурах, в том числе внешнеполитических и пограничных ведомствах. Они к этому готовы и понимают, что вопрос давно назрел. Не хватает лишь политической воли на самом верху. Польская сторона ближе к тому, чтобы такую волю проявить. Поэтому мы предлагаем, чтобы Польша взяла на себя смелость и в одностороннем порядке приняла такое решение, объявив с 3 мая (напомню, это День Конституции нашего некогда единого государства Речи Посполитой) 70-километровую приграничную территорию свободной для посещения гражданами соседних регионов Беларуси.

– Но это может создать огромные очереди на границе?

– Не думаю. Повышенный поток людей скорее всего возникнет лишь в первые несколько недель. Потом, когда все свыкнутся, что это всерьез и надолго, он пойдет на убыль. Зато работы у консульства точно поубавится.

Поделился пан Сикановский и своими бизнес-планами. Он возглавляет крупную логистическую компанию и готов вкладывать деньги в развитие, точнее, возрождение транспортного коридора Гродно – Белосток – Брест. Если посмотреть на карту, это самый короткий путь между двумя областными центрами Западной Беларуси. Когда-то и Белостокский край был территорией компактного проживания белорусов. Но волею исторических судеб эти земли нынче расположены по разную сторону границы. Так вот, Анджей и его компания Bug Logistic хотят максимально сблизить бывших соотечественников, чтобы те как можно меньше чувствовали влияние кордона, более тесно контактировали в разных сферах. Если идея о 70-километровом МПД будет взята на вооружение, поляки готовы предложить Белорусской железной дороге совместный проект, по которому поезда смогут курсировать между Брестом и Гродно через Белосток. Для этого потребуется всего лишь восстановить небольшой участок между нашим Высоким и польским городком Черемша. Швейцарская фирма Shtadler сможет изготовить по специальному заказу четыре электропоезда, оборудованных устройством быстрого перевода колесных пар с узкой колеи на широкую и наоборот – таким образом, вся эта процедура займет не более десяти минут. Таможенный контроль предполагается осуществлять непосредственно на вокзалах. Скоростной электропоезд будет следовать из Бреста в Гродно с одной лишь остановкой в Белостоке. Технические возможности швейцарской электрички позволят доезжать из Бреста до Белостока за час двадцать, из Бреста до Гродно – примерно за два часа. Сегодня даже на легковом автомобиле этот путь составляет минимум три часа.

P. S. У пана Сикановского и его коллег-единомышленников есть также немало других предложений – как активизировать сотрудничество и деловую активность в приграничных регионах. Но для этого, по его словам, необходимо сперва добиться, чтобы малое приграничное движение стало реальностью. Возможно, на первых порах потеряют бюджеты двух государств, но эта потеря несоизмерима с теми выгодами, которые могут иметь обе страны в результате сближения. И начинать нужно именно сейчас — убежден поляк, считающий себя в равной степени белорусом.   

Борис Павловский