https://www.traditionrolex.com/8
<p>Впечатления неоднозначные. Выставка сдает свои позиции: скромнее масштабы в оформлении стендов, меньшее, чем 2-3 года назад, количество участников. Хотя это по-прежнему знаковое событие, и его размах все равно впечатляет: около 3 тысяч компаний из 190 стран</p>

В середине марта прошло одно из самых значимых событий для турбизнеса на постсоветском пространстве — состоялась XX Московская международная туристическая выставка, сообщает «Вечерний Минск».

Это мероприятие, традиционно определяющее основные тенденции развития этого сегмента бизнеса на ближайший сезон. Чем порадовал и огорчил путешественников нынешний форум, рассказала директор одного из минских турагентств Гелена Гаврилова.

— Каковы впечатления от юбилейного мероприятия?

— Довольно неоднозначные. По наблюдению многих, выставка сдает свои позиции: скромнее масштабы в оформлении стендов, меньшее, чем 2-3 года назад, количество участников. Хотя это по-прежнему знаковое событие, и его размах все равно впечатляет: около 3 тысяч компаний из 190 стран. Туристический бизнес нашей страны был представлен четырьмя стендами. Ведущие игроки рынка обсудили планы на будущий год, подвели итоги ушедшего, ответили на актуальные вопросы на конгрессах, семинарах.
Традиционно с московской выставки начинается и сам туристический сезон — становятся известны цены на курорты. У нас по этому поводу есть даже профессиональная шутка: «Лето начинается в марте». Однако уже в декабре 2012 года у гречес­ких и болгарских партнеров были определены цены на новый сезон с очень хорошими скидками и бонусами. Раннее бронирование летних туров началось с января.

— С чем связана подобная активность греков?

— Ни для кого не секрет, что в последние годы эта страна испытывает серьезные финансовые трудности. Представители отельных сетей боятся, что номера окажутся незаполненными. Поэтому и предоставляют скидки. В итоге слетать в Грецию по раннему бронированию становится дешевле, чем в Турцию. К примеру, хороший четырехзвездочный отель на две недели обходится в 500–600 евро. Вслед за греками подтянулись и болгары, которые тоже рано предоставили туры по выгодным для нас, а соответственно и для потребителей, ценам. Поэтому на июнь многие чартерные рейсы в Грецию и Болгарию из Беларуси уже забронированы.

— Появились ли в предстоящем сезоне новые туристические маршруты из Минска?

— В этом году организованы чартеры на Сицилию и в Апулию  (Италия). Хотя в Мос­кве подобные курорты давно известны и пользуются популярностью. Новые туры и у нас раскупаются очень хорошо, даже несмотря на то что стоят недешево  (отель «четыре звезды» с двухразовым питанием стоит от 900 евро на человека за 10 ночей). Видимо, путешественники истосковались по свежим предложениям. В Турции и Египте многие из них уже побывали по нескольку раз.

— Какие основные тенденции развития отрасли можно выделить после посещения московской выставки?
— Их несколько. Во-первых, в нынешнем году большое внимание было уделено теме медицинского туризма, потому как подобное направление востребовано и активно развивается. Свои стенды в этой области представило 45 стран, среди которых Израиль, Швейцария, Чехия, Сербия, Румыния, Япония.
Во-вторых, увеличилось количество компаний, предлагающих различные круизы: речные, морские, трансатлантические. Причем цены на них относительно стабильны из года в год. К примеру, пятидневный вояж по северным странам  (Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии) обойдется приблизительно в 400 евро, а вот недельное путешествие по семи странам Европы потянет где-то на тысячу евро.

В-третьих, возросло количество участников выставки, предлагающих специализированное программное обеспечение для систем бронирования туров и билетов, поисковых систем, процесса разработки туристичес­ких сайтов. Уровень внедрения интернет-инноваций в белорусских агентствах пока оставляет желать лучшего.
— А ведь интернет в каком-то смысле для турагентств — конкурент. Через специальные международные ресурсы турист может забронировать себе отель и билеты на самолет без вашей помощи.
— Действительно, людей, предпочитающих путешествовать самостоятельно, не прибегая к услугам агентств, становится больше. Особенно это касается туристов финансово состоятельных, привыкших считать свои деньги. Но все-таки большинство отдыхающих по-прежнему привязаны к пакетной продаже услуг, когда обо всех деталях организации их отдыха  (билеты, виза, медицинская страховка) заботится агентство.

Марина МАЙСКАЯ
https://www.traditionrolex.com/8