<p>Если к хлебу белорусы привыкли, то необычная закуска из масла для многих настолько хорошо забытое старое, что не все даже знают, как выглядит масляный баран. Масляный баран готовится следующим образом: масло, обязательно домашнее, как пластилин, мнут руками. Из килограммового куска получится барашек, который помещается в селедочницу</p>

Блюда белорусской кухни – масляной баран и ржаной хлеб – признаны нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО, сообщает «МИР 24» (видео см. по ссылке).

Если к хлебу белорусы привыкли, то необычная закуска из масла для многих настолько хорошо забытое старое, что не все даже знают, как выглядит масляный баран.

Масляный баран готовится следующим образом: масло, обязательно домашнее, как пластилин, мнут руками. Из килограммового куска получится барашек, который помещается в селедочницу. Такого барана делают только в семье Марины Хрол, каждый год на Пасху. Вообще же этой традиции уже 200 лет.

«Иногда священник говорит, что Иисуса Христа принесли в жертву людям, как ягненка. Я думаю, поэтому предки делали барана», – рассуждает Марина.

На одного барашка у хозяйки уходит целый час. Самое сложное – сделать кудрявую шерсть. Для этого масло по кусочкам выжимают через два слоя марли. Глаза – из перца-горошка. Особенно вкусен такой ягненок с черным хлебом, который готовят по особому рецепту.

Ржаной хлеб, как хорошее вино, требует выдержки. Выдержка, правда, меньше, чем у вина. Выдерживают его примерно 12 часов в специальной дежке – из сосны с дубовыми клепками. Если тесто начало опадать, значит, его уже можно замешивать. Запах – как будто дрожжевой. Но здесь нет ни грамма дрожжей. Весь секрет – в специальной закваске из ржаной муки и воды. Рецепту уже несколько столетий. Жительница деревни Дерковщина Глубокского района Витебской области Степанида Лупач вспоминает, что раньше хлеб пекли на три недели вперед. Краюхи было принято одалживать соседям, у которых не было своей муки.

«А вот дежку не хотели одалживать. Каждая хозяйка готовит хлеб по-своему. А если что-нибудь горячее, например, в дежку влить, то дежка запарится. Уже не то, уже будет не та кислота у хлеба», – рассказывает Степанида Лупач.

Тесто замешивают полчаса руками. Степаниде Лупач помогает внук. Понемногу добавляют просеянную муку. «Если тесто ползет немножко, значит хватит муки», – подсказывает внуку бабушка. Затем тесто оставляют примерно на два часа, пока топится печь. Выпекают сначала формовой хлеб, ему нужно больше времени, а затем подовый. Степанида Лупач кладет его на кленовые листья, которые насушила осенью. Из 8 килограммов муки получается 10 буханок. Хватит и себе, и внукам. Они хоть и живут в столице, но деревенскую кухню очень любят.