Идея туристического освоения Королевского тракта повисла в воздухе

14.04.2013 - Новости

Идея туристического освоения Королевского тракта повисла в воздухе

Увы, уверенность Анатолия Гладыщука пятилетней давности в том, что за идею туристического освоения Королевского тракта ухватятся отечественные фирмы, пока не оправдывается, хотя после пересечения польско-белорусской границы древняя дорога идет через города, городки и деревни, которые сами по себе являются потенциальными туристическими объектами

В конце XIV века в европейских дипломатических документах появилось такое официальное определение, как «литовский (польский) королевский тракт». Он связывал столицу Польского королевства Краков и главный город Великого княжества Литовского Вильню (современная столица Литвы Вильнюс). Свое название дорога, иначе именуемая «Ягеллонский шлях», получила благодаря торжественному визиту великого князя литовского Ягайло из Вильни в Краков в 1386 году, на церемонию коронации его польским королем.

Под своей короной Ягайло (он стал королем Речи Посполитой, приняв имя Владислава II) объединил два государства – Польское королевство и Великое княжество Литовское, большую часть которого составляли современные белорусские земли. Властвовали на них представители знатных магнатских родов: Радзивиллы, Сапеги, Ильиничи, Чарторыйские, многие из которых вписали свои имена в историю Беларуси – как раз через их земельные владения, местечки и замки проходил кратчайший путь между двумя столицами. Сегодня на этом маршруте находятся Брест, Каменец, Шерешево, Волковыск, Мосты, Щучин, далее – через Лиду или Гродно – Вильнюс, сообщает «Вечерний Брест».

Это был действительно великолепный, на большей своей части мощеный путь, имевший стратегическое значение до 20-х годов XVII века. Когда умерла Барбара Радзивилл, ее супруг польский король и великий князь литовский Сигизмунд II Август пешком, держась за погребальный катафалк, прошел весь путь именно по этому тракту от Кракова до Вильно.

За проезд по тракту не взималась плата. Была организована специальная служба конюхов для высокопоставленных лиц. Брестчанин Анатолий Гладыщук при подготовке своей монографии «Замок Берестейский» (пока она существует только в рукописи), обнаружил любопытный документ 1566 года о повинностях конюхов, обслуживающих Королевский тракт. Конюхи были «приписаны» к Берестейскому замку, но сами получили за свою работу земли близ деревни Крынки нынешнего Каменецкого района. При этом указывается, что свою «конюшнеческую» деятельность они осуществляют «по стародавнему обычаю».

Скорее всего лица, названные просто «конюхами», содержали в порядке лошадей, которых можно было заменить в городе или местечке, где останавливался государь или знатный вельможа. Кроме того, они выполняли и курьерскую функцию, доставляя важные бумаги из Кракова в Вильнюс и обратном в направлении. Причем плата за работу была действительно королевской – каждый из конюхов получал во владение около 22 гектаров земли, с которых не взимали налоги.

Государственным мужам не приходилось беспокоиться о ночлеге – к их услугам были королевские замки, как, например, в Бресте, или усадьбы магнатов и богатых шляхтичей – каждый из них почитал за честь принять высокопоставленного гостя. Что касается рядовых путешественников, то к их услугам были небольшие постоялые дворы или, в крупных городах, т. н. «аустерии». В них можно было поесть, переночевать, в конюшнях близ заведения дать отдых лошадям.

В 2006 году под эгидой «Вечернего Бреста» и «Вечернего Гродно» (нам помогали ряд польских и литовских СМИ, дипломаты Беларуси, Литвы и Польши) была организована велоэкспедиция «Старый королевский тракт». Ее руководитель Анатолий Гладыщук был удивлен, что к месту старта акции прибыл президент Кракова Генрик Бонткевич (в Вильнюсе путешественников также встречали первые лица города). Постарались и путешественники – порой им приходилось пылить десятки километров по старым дорогам, по почти непроезжим тропинкам.

Руководитель экспедиции Анатолий Гладыщук перед началом поездки заявил: «Мы хотим показать, что этот тракт может стать международным туристическим маршрутом. Заинтересованность проявил ряд польских и литовских туристических фирм. Убежден, что наши бизнесмены схватятся за столь привлекательный маршрут. Если говорить о белорусской части Королевского тракта, то все на виду – церкви и костелы, которым 300 лет и более, уникальная природа. И самый простой путь из Бреста в Вильнюс. Правда, надо что-то делать с бобрами, которые «оккупировали» почти не тронутое людьми болото между деревнями Великое Село (Брестская область) и Новый Двор в Гродненской области».

Если быть предельно честным, то Анатолий Гладыщук, решив сделать хороший снимок бобра, строившего свою хатку на границе двух областей, провалился почти по пояс в настоящее болото, и некоторые его высказывания не предназначены для воспитанниц института благородных девиц. А в самих бобрах мы видели настоящих хозяев этой земли, которые мало обращали внимания на проезжих. Можете не верить, но в глазах этих аборигенов уникальной природы читалось: «Живу я здесь. Езжай дальше».

1

Увы, уверенность Анатолия Гладыщука пятилетней давности в том, что за идею туристического освоения Королевского тракта ухватятся отечественные фирмы, пока не оправдывается. Хотя после пересечения польско-белорусской границы древняя дорога идет через города, городки и деревни, которые сами по себе являются потенциальными туристическими объектами. Взять те же Мосты. Старый Королевский тракт проходил через Неман в имении Правые Мосты, современного райцентра в то время не существовало.

Юрий Рубашевский

Рубрики: Направления

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

15.04.2013 13:47
Anonymous
ответить

Боже мой, сколько вранья!!! По пунктам. [b]1.[/b] При Владиславе II Ягайло не было Речи Посполитой, она появится при последнем Ягеллоне -Сигизмунде Августе. [b]2.[/b] Ильиничи вымерли во второй половине 16 в. и никакой существенной роли в РП играть не могли, потому что последний из них ушел из жизни в год создания РП. [b]3.[/b] Король не прошел весь путь Краков - Вильня пешком за гробом своей супруги, потому что это даже по прямой (Краков - Брест - Лида - Вильнюс) ему надо было бы идти почти 900 км!!! 4. Некорректно, говоря о прошлом, упоминать имя Вильнюса, которое появилось у Вильни только в 1939 году благодаря товарищу Сталину. Это все равно что говорить о том, будто к святилищу на Святой горе добирались из Дзержинска, а не из Койданова.
Аватар

15.04.2013 13:50
МП
ответить

В Польше есть организация, пытающаяся возродить этот маршрут: http://www.tio.by/newspaper/9999 http://www.tio.by/newspaper/10139

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах