<p>Дошедшие до нас благодаря летописям, леденящие кровь сюжеты еще ожидают своих Хичкоков</p>

Белорусское прошлое скрывает немало историй, от которых волосы шевелятся и мурашки бегут по телу. Вот некоторые из них, сообщает "Наша Нiва".

Кровавое убийство князя Жигимонта

Великий князь литовский Жигимонт (Сигизмунд) Кейстутович на протяжении семи лет продвигался к верховной власти. Шел по трупам — иначе не бывало в далеком XV веке. Он победил в тяжелой гражданской войне своего двоюродного брата Свидригайло, поставил на колени магнатов, залив кровью мятежные княжества.

Но борьба за власть превратила Жигимонта в крайне подозрительного человека. Мы сегодня даже сказали бы — в параноидально подозрительного… В глазах любого он видел измену, в каждом кубке — яд, в рукаве у каждого — кинжал…

Жигимонт метался по покоям замка в Троках (ныне Тракай) как дикий зверь, пытал подозреваемых в заговорах подданных, отбирал их земли.

Заговор в такой обстановке просто не мог не возникнуть. Князья Чарторыйские, виленский воевода Давгерд и троцкий воевода Лелюш решили избавиться от жестокого властителя-вампира.

Но как его достать в неприступных Троках, о которые ломали свои стальные зубы крестоносцы.

Хитрец Чарторыйский привел в замок обоз из трехсот возов сена. В каждом возу был спрятан вооруженный воин.

Разоружив охрану, заговорщики бросились искать Жигимонта. Тот заперся в часовне.

Как заставить князя открыть тяжелую дверь? Начнешь ломать — уйдет подземным ходом, а потом милости ждать не придется.

И тут Чарторыйский увидел неподалеку любимого княжего медведя — и «от его имени» поцарапался ногтями в дверь. Что там были за ногти — можно себе представить, если Сигизмунд поверил, будто царапается настоящий медведь и открыл.

Заговорщики ворвались, долго гонялись по часовне… Наконец, загнав жертву в угол, разбили князю голову кочергой. Пятна Жигимонтовой крови на стенах показывали и много лет спустя после убийства.

А верного слугу, пытавшегося вступиться за князя, сбросили с высокой замковой башни.

Еще долго в воздухе был слышен его последний крик…

Надо отметить, правда, что жестокость князя Сигизмунда была расписана уже после его трагического ухода из жизни — в хрониках, составленных по заказу «партии победителей».

А самым мирным и кротким в этой дикой истории выглядел медведь: даже мухи не обидел.

«Кто кого смог, тот того съел»: каннибализм в Кремле

1

Людоедство — пристойное занятие в фильмах ужасов.

Но что значит жалкий одиночка Ганнибал Лектор по сравнению с целым литовско-польским гарнизоном, оказавшимся без провизии в московском Кремле? Вот где сюжет!

В 1612 году наши предки отправились в Москву, сажать на великокняжеский престол королевича Владислава Вазу. Однако — не заладилось. Королю польскому и великому князю литовскому Жигимонту III (Сигизмунду III) захотелось экстренно перекрестить Московию в католичество. Население заупрямилось, восстало, и несколько тысяч дворян оказались осажденными в московском Кремле.

«Диариуш» (дневник) Мозырского хорунжего Иосифа Будилы дает страшную картину голода шляхты:

«Трусковский, поручик пехоты, двоих сыновей своих съел, гайдук один также сына съел, другой — свою мать; товарищ также один слугу съел своего; одним словом, сын отцу, отец сыну не давал пощады; пан для слуги, слуга для пана не был безобидным: кто кого вообще смог, тот того съел, тот, что поздоровее, слабого убил». Нашло отражение в «Диариуше» и верховенство права, которое царило у наших предков: «В отряде п. Леницкого гайдуки съели умершего гайдука; покойника родственник из другого десятка жаловался перед ротмистром: мол, я имел право первым его съесть, как родственник.

Те же оправдывались: мы, прежде всего, имели право его съесть, поскольку с нами в одном строю и отряде был.

Ротмистр же не знал, какое вынести решение, боясь, чтоб какая-либо из обиженных сторон самого судью не съела…»

И все это — на фоне закопченных стен, под крики вороньих стай и грохот осады… Правда, историки подозревают, что мог Будила преувеличить, находят растиражированные подобные описания и в других воспоминаниях того времени… Кто бы не преминул, вернувшись из похода, поразить женщин и дворню повествованием о пережитых ужасах. Кинематограф же тогда еще не изобрели.

Крещение мертвого отца

Популярный в фильмах ужасов сюжет c мумифицированным трупом, который психически больные родственники хранят где-нибудь на чердаке, также имеет аналоги в многострадальной истории Великого княжества Литовского.
2

В 1636 году княгиня Анна-Алоиза (на портрете), последняя из славного рода князей Острожских, решила перекрестить своего отца из православия в католичество. Ее не останавливало даже то, что Александр Острожский, внук славного гетмана Константина, автора оршанской победы, уже 30 лет как… умер.

Фанатично религиозная женщина, воспитанница иезуитов, которая всю жизнь придерживалась аскезы и носила под одеждой колючий проволочный пояс, она не могла вынести той мысли, что ее отец умер «схизматиком».

Летопись сообщает, как в ночь перед Пасхой дворня Анны-Алоизы окружила православный Богоявленский собор…

«Привели священника, хотя и не хотел церковь отмыкать… А когда вошли в церковь, увидели, что саркофаг ценно отделанный на столько тысяч, что сами иезуиты удивлялись, стоял на склепе, где князья лежат. Саркофаг тот разломали, отодвигая, и добрались до склепа, и нашли в гробу только кости, поскольку уже года 34, как помер князь, а гроб цинковый. И понесли ее в кляштор [католический монастырь].

Там один иезуит сел за гробом, прикрылся, а другой спрашивает, а тот отвечает от имени тех костей. И говорит: «Александр, зачем сюда пришел?» А тот отвечает: «Спасения ищу». «А почему же раньше не искал?». «Ибо не знал, что вера лучше римская». А княжна кости перемыла, травами пахучими переложила.

Иезуиты крестили в свою веру кости и водою покропили, и имя сменили на Станислава…»

Эта история «прославила» Анну-Алоизу на всю Речь Посполитую своей исключительностью даже в условиях царившей тогда межконфессиональной розни.

Ведьмак Максим Знак

Темные маги и ведьмы — встречалось и такое в Золотом да и последующих веках белорусской истории. Примером может послужить Гродненское дело 1691 года, описанное историком Владимиром Лобачем. «Основанием для него стала жалоба (протестация) на жителя имения Коханово Максима Знака, подданного гродненских бригиток, со стороны Симона Юхальского с женой, горожан Гродно, владельцев шинка, на «счарование лиц с детьми вышеупомянутых и целого дома».

3

Знак отрицал вину, признаваясь лишь в знахарских способностях: «не понимаю ничего больше, чем только подуть умею, если кто на живот больной».

Суд приступает к пыткам. Во время первой Знак признается, что послал чары на шинок Юхальского: «плюнул и клял такими словами: чтобы как слюна исчезла, так и они (Юхальские. — В.Л.) чтоб исчезли», однако, открыть своих чар не может.

Выясняется и мотивация совершенного преступления — конкуренция в торговле! Заказчицей чар выступила арендаторша другого шинка «Полька Жидовка», коммерческие дела которой шли похуже, чем у Юхальского.

Пытку продолжили, чтобы изобличить как можно больше колдунов… Знак упоминает и некую Буслову из Коханова, которая «умеет детям малым вредить, от коров молоко отнять, вредить в шинках», а также умеет летать; упоминается Патейко из Путришек, что «передом и задом ходит и головой вертит» (необычное поведение могли воспринимать как знак колдовства); называет Расола из Вертелишек, который, «обойдя кругом дом» Юхальского, магическим путем освободил заключенного там Знака. Не забыл Знак вспомнить и «бабу Пухнову из Каплиц», которая варила взвар из «упудника» и лечила им людей.

Знак дал показания о том, что Расол из некоего Банкечья (Bankieczcza) летает на гору Роспную (Rospne), где есть столб. Вполне возможно, что речь шла о тайном языческом святилище. Признания Знака были подписаны судьями, и о его дальнейшей судьбе мы не знаем.

Известно, что Максим Знак как признавший свою вину в колдовстве и связях с другими ведьмаками, был осужден на сожжение…

Замурованная женщина

Это в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» смешно звучит: «Замуровали, демоны!» А если бы вместо Гайдая фильм снимал фон Триер?

Леденящую кровь легенду о Белой Даме рассказывают в Гольшанах. Павел Стефан Сапега, на средства которого велось строительство францисканского монастыря в Гольшанах, наметил его завершение к большому религиозному празднику. Почти все уже было готово. Но при осмотре новостройки одна из стен неожиданно обрушилась. Магнат приказал срочно ее восстановить. Но стена пала и во второй раз.

Строители решили, что постройка требует от них жертву. А принести в жертву нужно самое дорогое. Договорились, что замуруют ту из жен, которая первой принесет своему мужу на стройку обед.

Услышав это, заволновался молодой плотник, стал молить Бога, чтобы его красивая жена завозилась по дому и не оказалась первой. Но его молитвы, видно, не были услышаны. Именно ее, молодую и красивую, замуровали в стену… Прошли века, разрушен оказался Гольшанский замок, сколько раз перестраивали костел, а монастырский корпус стоит прочно. Душа молодой женщины поддерживает его…

4

И будто бы в середине 1990-х при реставрации монастырского корпуса, который со времени постройки — начала XVII в. — сохранился почти в первозданном виде, в подвалах обнаружили замурованный в нише женский скелет. Кости лежали странно. Ноги — под стеной, череп — в направлении к центру здания, руки раскинуты крестом… Как будто эта женщина, стоя на коленях, «поддерживала» здание. И вскоре от того самого места, откуда извлекли останки, через всю стену прошла трещина…

С тех пор в угловой келье монастыря, что на первом этаже, начал появляться призрак Белой Дамы — полупрозрачный силуэт женщины с зачесанными назад длинными волосами.

Конечно же, пошли слухи, о призраке писали в газетах. Гости и туристы, решившиеся остаться в бывшем монастыре на ночь, с ужасом потом рассказывали, как им казалось, что двигались стены, кружился потолок. На любопытных наваливалась и прижимала их какая-то темная сила, слышались шаги, поскрипывал пол.

Случалось, искатели приключений теряли сознание, а в себя приходили уже на полу — далеко от того места, где они ложились спать.

Вооруженные приборами «охотники за привидениями» фиксировали в здании сильные локальные электромагнитные поля. Похоже, что душа потревоженной жертвы мстит людям за нарушенный ими покой…

Что ж, призраки — мощный козырь туриндустрии.

А вам, дорогие читатели, где бы вы ни ночевали, хочется пожелать после прочтения этого материала спокойных и приятных снов.

Сергей Микулевич