https://www.traditionrolex.com/8
<p>В Москве в первый день конференции музейных библиотек «Романовы и книжная культура» состоялась презентация только что вышедшего, еще пахнущего типографской краской альбома «Императорские охоты в Беловежской пуще в фотографиях и акварелях». Его авторы, сотрудники музея «Московский Кремль» Ирина Пармузина и Анна Тихомирова, представили читателям фотографии и акварели, хранящиеся в фондах музея и посвященные пребыванию императоров Александра III и Николая II в Беловежской пуще</p>

В Москве в первый день конференции музейных библиотек «Романовы и книжная культура» состоялась презентация только что вышедшего, еще пахнущего типографской краской альбома «Императорские охоты в Беловежской пуще в фотографиях и акварелях». Его авторы, сотрудники музея «Московский Кремль» Ирина Пармузина и Анна Тихомирова, представили читателям фотографии и акварели, хранящиеся в фондах музея и посвященные пребыванию императоров Александра III и Николая II в Беловежской пуще, сообщает «Вечерний Брест».

Фотографические снимки были выполнены как хорошо известными в России и Европе фотоателье Мечковского и «К.Е. фон Ган и К», так и менее именитыми, но не менее достойными фотографическими заведениями Карасика из Гродно, Стамлера из Брест-Литовска, Краевского из Киева, «Кароли и Трочески» из Варшавы, а также знаменитым лесоводом бароном Крюденером. Автором акварелей является прославленный художник Михаил Александрович Зичи – придворный живописец четырех российских императоров.

Эти фотографии и акварели являются небольшой частью наследия Беловежского дворцового комплекса, которое было эвакуировано в Москву во время Первой мировой войны. Сначала имущество из Беловежи разместили в Александринском дворце в Нескучном саду, а в 1918 г. перевезли в Кремль, где тогда были собраны почти все дворцовые ценности Российской империи.

В 1921 году по Рижскому мирному договору в возмещение понесенных поляками материальных потерь Советская Россия передала польской стороне ряд культурных ценностей. Среди возвращенных предметов была и часть имущества Беловежского императорского дворца, но альбомы с рисунками М. Зичи и фотографии царских охот оказались тогда невостребованными и остались в хранилищах Кремля.

Таким образом, в музее «Московский Кремль» сейчас более 150 снимков Беловежской пущи, два альбома с акварелями, живописная картина, карты пущи и планы охот, а также некоторые предметы столового обихода из Беловежского дворца. Именно часть рисунков и фотографий из этих фондов составила иллюстрационный ряд нового альбома и стала настоящей сенсацией. Ведь на всеобщее обозрение они не выставлялись почти 100 лет!

1


В этом шкафу в музее-заповеднике «Московский Кремль» хранятся фотографии, посвященные Беловежской пуще. О размерах фотографий можно судить по размерам стеллажа. В каждой ячейке хранится по 10 фотографий. Среди них есть снимки, сделанные в начале прошлого века нашим земляком Стамлером из Брест-Литовска.

Сам альбом построен не в хронологическом порядке истории императорских охот в Беловежской пуще, а по тематическому принципу. В качестве тем авторы обозначили дворцовый комплекс, собственно охоты и тот довольно значительный пласт событий, которые происходили во время охотничьего сезона помимо охоты – богослужения, приемы депутаций. В каждом из разделов представлены акварели и снимки разных лет, поэтому альбом можно сравнить с калейдоскопом, в котором соединяются рисунки, фотографии и документы. Основным источником сведений о представленных на рисунках и фотографиях сюжетах стали дневники Николая II, а также сведения из камер-фурьерских журналов, дневников императорских охот, мемуаров и других источников.

Если суммировать все приезды императорской семьи в Беловежскую пущу, то получится, что Николай II провел на своей удельной даче, которую в дневниках называл «милым Беловежем», всего около двух месяцев. Образ жизни здесь во время охотничьих сезонов был близок к тому идеалу тихой уединенной жизни, которую так ценили император и императрица. Дебри лесной чащи словно ограждали от бурлящего политическими и социальными страстями мира, а охотничий азарт и любование величественной природой пущи позволяли немного забыть о грузе государственных дел. «Дачная» атмосфера отдыха и беззаботности сохранилась в акварелях и фотографиях, позволяя нам спустя век увидеть частную жизнь императорской семьи в самом удаленном из царских поместий.

Снимок воздушного шара, запуском которого любуются царские дочери из экипажа, а на заднем плане виден Беловежский дворец, стал символичным и наиболее подходящим для завершения авторами альбома своего произведения.

2

Фотоальбом вышел тиражом 2 тысячи экземпляров и пока не поступил в продажу.

3

Ирина Пармузина несколько лет назад в соавторстве с Николаем Черкасом написала великолепно иллюстрированную книгу «Царские охоты в Беловежской пуще. Страницы истории», которая стала победителем Национального конкурса «Искусство книги-2009» и получила диплом и статуэтку «Золотой фолиант» в номинации «Сокровища Родины».

4

Николай Черкас, кандидат биологических наук

https://www.traditionrolex.com/8