<p>Учитель географии Игорь Ткаченко вместе со своими учениками уже несколько лет занимается изучением одного из маршрутов «из варяг в греки», проходившего по этой земле. По оценкам исследователя, узденское ответвление известного пути можно считать наиболее привлекательным для путешественников того времени, поскольку оно имело только один суходольный волок, притом совсем короткий. Отрезок древнего маршрута может быть интересен и для современных туристов</p>

Ой, Нёман, і песня, і слава

Народа майго і зямлі…

БЕЛОРУССКИЙ поэт Анатоль Астрейко своей знаментой «Песняй пра Нёман», конечно же, не первым обратил внимание на своеобразие этой реки, внес нотки нежности, лиричности в ее неповторимый образ. Но ему, уроженцу деревни Песочное Копыльского района, больше был известен Неман после его «второго рождения» — слияния недалеко от этого селения речек Неманец, Лоши и Уссы, образующих единое русло. Только до места «водокрещения» в Неман славная река более двух десятков километров бежит сюда маленьким ручейком-Неманцем от своего исконного места рождения — своего Истока, сообщает «Белорусская нива».

Неманский исток давно беспокоил многих исследователей, краеведов. Дело в том, что он дает начало одновременно двум водотокам — Неманцу и Лоше, которые, разбегаясь в разные стороны сразу после выхода из земных недр за деревенькой Верх-Неман, соединяются вновь возле бывшего имения Над-Неман, чтобы стать Неманом. По этому поводу в народе живет немало интересных легенд. Но после мелиоративных преобразований в неманских верховьях, проведенных в 70-е годы прошлого века, как таковой криницы брендовой национальной реки не стало, она как бы затерялась в сети каналов.

Большую исследовательскую работу по изучению истока Немана и окрестностей провели в свое время и в последние годы писатели Алесь Махнач, Владимир Киселев, энтузиасты краеведения Михаил Лазарь, Игорь Ткаченко, Александр Ярмольчик, Анатолий Попко. Нынешний директор Узденского историко-краеведческого музея Тамара Лухверчик считает: рожденная на узденской земле, на водоразделе бассейнов Балтийского и Черного морей, крупнейшая белорусская река, ее исток могли бы лучше послужить идее экологического воспитания, изучения природы родного края.

Этой теме недавно здесь была посвящена краеведческая конференция «Ствараем будучыню разам». А несколькими месяцами ранее сотрудница музея поэтесса Зоя Колковская и местный энтузиаст Василий Лычковский подготовили фильм-презентацию под названием «Калыска Нёмана». Ролик не единожды использовался на различных культурно-просветительских мероприятиях и получил положительные отзывы. Василий Лычковский стал инициатором обобщения всех сведений о неманском истоке, создания мультимедийных книг, записанных и оформленных на DVD-дисках, и даже выпуска самодельных печатных изданий. Разумеется, в единичных экземплярах.

Теперь специалисты полагают: настало время для учреждения ежемесячного культурно-просветительского журнала «Выток Нёмана. Уздзеншчына», рассказывающего об истории, людях, природе этого края. Журнал можно было бы распространять в сети интернет. В запасниках энтузиастов есть и другие интернет-предложения насчет популяризации такого широкого и богатого явления, как Неман. Но мало интерес пробудить! На него нужно чем-то ответить, удовлетворить свежими привлекательными наработками.

Для начала следовало бы, настаивает местный предприниматель и краевед Александр Никитко, навести порядок на территории ландшафтного заказника местного значения «Исток реки Неман»: не допускать там сплошных рубок леса, очистить захламленные места. Важно также поставить точку в спорах, где именно находится исток: в месте, обозначенном нынче памятным камнем, или несколько в стороне. Как утверждают знатоки, конкретные координаты криницы можно установить, используя старинные карты и схемы, описания очевидцев. Важно достойно обустроить место истока, возможно, установить там скульптурную композицию, оборудовать место отдыха, наконец, предусмотреть, чтобы турист-паломник смог «омыть чело» водой из источника.

Предложений поступает немало. Учитель географии Игорь Ткаченко вместе со своими учениками уже несколько лет занимается изучением одного из маршрутов «из варяг в греки», проходившего по этой земле. По оценкам исследователя, узденское ответвление известного пути можно считать наиболее привлекательным для путешественников того времени, поскольку оно имело только один суходольный волок, притом совсем короткий. Отрезок древнего маршрута может быть интересен и для современных туристов.

По мнению генератора многих идей Тамары Лухверчик, как нельзя удачно связывается с брендом района и образ известного земляка поэта-сатирика Кондрата Крапивы. Уже буквально в этом году неплохо бы создать «Алею дзядзькі Кандрата», на которой вместе с бронзовой фигурой автора, «сеющего» свои байки, появятся и знакомые всем его герои — из произведений «Дыпламаваны баран», «Жаба ў каляіне», «Дзед і баба», «Махальнік Іваноў» и другие.

1

К воплощению задуманного готов подключиться молодой скульптор Ярослав Филиппович, ученик известного мастера городской скульптуры Владимира Жбанова, к сожалению, рано ушедшего от нас. Ярослав — автор нескольких привлекательных композиций в столицах республиканских «Дажынак» последних лет — Лиде, Молодечно, Горках. А к Узденщине имеет самое прямое отношение, поскольку рос в дедовском доме в деревне Куль, под влиянием отца, художника Алеся Филипповича, постигал красоты наднеманской земли. Открытие аллеи целесообразно приурочить к областному празднику «Дажынкі-2013», который будет проходить в Узде будущей осенью.

По большому счету, энтузиасты популяризации родного Узденского края хотели бы сделать районный музей центром краеведческой деятельности в районе. И это вполне реально. Через него можно объединить усилия всех заинтересованных энтузиастов, наработки школьных музеев. Не останется в стороне и местная власть, обещает заместитель председателя райисполкома Евгений Шкель. Богатое краеведческое исследование накоплено, например, в агрогородке Зеньковичи. Обобщаются материалы о местных художниках, мастерах декоративно-прикладного творчества... Иначе говоря, районный музей, его актив уже вышли за рамки традиционной экспозиционной деятельности. Местные проекты уже не просто просят, а требуют к себе внимания и государственных структур, и общественности. И верится, что оно будет.

Николай КОРОЛЬ

Фото автора