https://www.traditionrolex.com/8
<p>В каждом городе есть «элита архитектуры» – здания, которые показывают во всех экскурсиях. Нужно выходить из этого порочного круга и показывать горожанам и туристам другие объекты, не лишенные очарования и значимости.</p>

Самые познавательные выходные весны!

CityDog.by публикует текст и фотографии экскурсии о стеклянной архитектуре Минска 1960-х, где архитектор Галина Левина показывает знакомые объекты с необычного ракурса.

НВЦ «БелЭкспо»

– Если посмотреть на здания, которые проектировались до ВДНХ, то видно, что это такой сбой в системе развития города и архитектуры: после маленьких окон и роскошных колонн появляется ультрасовременная постройка. Что появилось в 1960-е? Это завод «Луч», Музей ВОВ, горисполком. Стеклянный кубик действительно «взорвал» жизнь города, нарушил все правила. Архитекторов (Сергей Ботковский, Юрий Градов, Леонид Левин) обвиняли во всех грехах и в неэкономном расходовании электроэнергии, даже предлагали с позором выгнать из профессионального сообщества.

Ближе всего к мировым трендам мы были в 1930-е и 1960-е: авторы проекта ВДНХ опередили время, как и Лангбард когда-то. Сейчас здание затемнили с помощью специальной пленки, а раньше его можно было видеть насквозь. Если зайти сзади и посмотреть издали от Свислочи, то видно колонны и противоположную сторону, монастырь. Стеклянное здание хорошо вписано в ландшафт – оно перекликается с рекой и «Журавинкой» (которая 50 лет назад была совсем другой), хорошо смотрится с монастырем и Оперным. Но откуда бы вы эту красоту ни разглядывали, то точно увидите еще и дом у Троицкого, который превратил архитектуру в болтологию и разрушил целостность.

Если пойти к реке, можно поиграть с домом на Троицком в прятки – иногда он почти полностью прячется за «БелЭкспо».

В Минске сохранилось мало интерьеров 1960-х, а в выставочном центре еще можно застать элементы того времени: обмотанные пластиковым шнуром колонны или туалеты из модных тогда стеклоблоков. Вообще туалеты – это показатель отношения архитектора к людям.

Здание в плане чистый квадрат, и эта «квадратность» проявляется в некоторых элементах. Вот, например, что особенного  архитектор может сделать с лестницей? А здесь этот момент досконально проработан: крепления выполнены в стиле карниза, но с квадратным сечением. Внимание к таким деталям – это то, что делает архитектора архитектором, а город – городом. Горожанам необходимы вещи, которыми можно гордиться.

Внутри по периметру продолжаются такие же элементы, которые образуют своеобразный карниз на фасаде – в последнее время такие формы снова стали очень модными. Эта работа над деталями, лаконичность, черный и белый цвета как появление черного квадрата, только в архитектуре!

По дороге – Купаловский сквер

– Архитекторы Градов и Левин работали также над памятником Янке Купале. Первоначально это место выглядело иначе: фонари-восьмигранники с мотивом папоротника давали очень красивый свет. Суть таких элементов в – символических привязках. Вот дети ползают по памятнику и бронзовым листьям папоротника, и в их сознании понятия «Купала» и «папараць-кветка» откладываются где-то рядом.

Планетарий

– Планетарий и обсерватория в парке Горького – типовой проект, над ним работали архитекторы Усова и Афанасьева. Усова ушла в декрет, а Афанасьева, моя мама, тогда была беременна мной. Так что к планетарию у меня особенное отношение.

Такие проекты можно увидеть и в Вильнюсе, и в Москве, но там вход в обсерваторию находится на земле, а в Минске архитекторы подняли обсерваторию выше и добавили лестницу. Афанасьева задумала еще цветные ступени, но в реализации оставили лаконичный вариант.

Неизвестно, когда здесь будет ремонт и как все изменится, но пока у нас есть возможность видеть оригинальные светильники и членение окон – этих деталей обсерватория может лишиться, как планетарий лишился шрифтовой вывески.

Купол вам ничего не напоминает? Такой же, как на цирке!

В каждом городе есть «элита архитектуры» – здания, которые показывают во всех экскурсиях. Нужно выходить из этого порочного круга и показывать горожанам и туристам другие объекты, не лишенные очарования и значимости.

Алексей Литвинко

https://www.traditionrolex.com/8