В Праге пятый год подряд проводят фестиваль «Лодки на воде». Организаторы утверждают, что с каждым годом он становится все крупнее и представительней, а тех, кто выставляется, и тех, кто приходит на выставленное посмотреть, становится все больше. В общем, полноценный такой фестиваль для тех, кто любит путешествовать на яхтах по рекам и каналам (морских яхт в силу понятных причин – у Чехии нет выхода к морю – не было).
Но сначала пару слов о том, как я вообще на этом фестивале оказалась. В сентябре 2012 года мы были в китайском городе Янчжоу, где проходила Всемирная конференция городов на каналах («Туризм и отдых» писал об этом). Вот на этой-то конференции я и познакомилась с Томашем Колариком, главным редактором чешского журнала «Водные пути и внутренняя навигация». Мало того, что он оказался большим энтузиастом лодок любого размера (что вполне естественно для человека, возглавляющего журнал с таким названием), так еще очень интересовался водными путями в Беларуси (об этом чуть позже). Поэтому, узнав, что мы в Чехии, он пригласил нас своими глазами посмотреть, как «развивается внутренняя навигация в его стране и как она становится популярнее год от года».
Влтава – конечно, река замечательная, и Прага – город необыкновенной красоты, но к европейским масштабам после китайских мне нужно привыкать!
То, что в Праге кажется «большим», в Китае сочли бы событием районного масштаба, да и то не слишком хорошо организованным. С другой стороны, такие европейские мероприятия, в отличие от китайских, выглядят милыми и домашними.
«Лодки на воде», по словам Томаша Коларика, стали возможны потому, что: 1) в Чехии стало больше состоятельных людей, 2) они интересуются яхтами (пусть и речными). Поэтому выставка – не только посвящение водным развлечениям (хотя в первую очередь, конечно, о них), но и реклама определенного образа жизни.
Выставлены были также красивые машины и красивые девушки, представлявшие Playboy (пан Коларик так и объяснял: «Девушки на палубе, шампанское – мечта любого чеха!»). Хотя девушки, завидев наш фотоаппарат, почему-то смущенно поворачивались к нам «хвостиком» (может быть, полагали, что это самая впечатляющая их часть?).
Особенностью фестиваля этого года стало то, что он проходил одновременно на двух берегах Влтавы (что наглядно демонстрирует ежегодный рост интереса к фестивалю), а главным развлечением – стилизованная под старину переправа между берегами (вполне себе атмосферная и, что особенно приятно, бесплатная).
Стилизация под старину сейчас вообще в моде (и, как мне кажется, не только в Чехии).
Ну, а если серьезно, то только в прошлом году в Чехии зарегистрировано 600 новых маломерных судов, на которых активно ходят по рекам и каналам.
Принята специальная программа, направленная на развитие такого вида отдыха и такого вида транспорта (реки чистят от мусора и при необходимости углубляют и расширяют русла, чтобы можно было перевозить грузы из голландских и немецких портов). Только в этом году и только на один участок правительство выделило 3 млрд крон (более 150 млн долларов США), все инвестиции – государственные.
Чехия, пусть и не имеющая выхода к морю (как и Беларусь), богата водными ресурсами (опять же – как Беларусь). На ресурсах этих можно отлично зарабатывать – как в смысле туризма, так и в смысле транспортировки грузов. Хотя преобладает пока все же туризм. «Раньше речные круизы в Прагу были делом только иностранных туристов, – рассказывает Томаш Коларик, – в основном это были немцы и голландцы, для нас такое недельное путешествие по воде было дорогим удовольствием. Но сейчас ситуация меняется, все больше чехов увлекается водным туризмом – те, кто собственную яхту купить не в состоянии, с удовольствием отправляется в речные круизы на арендованных яхтах (конечно, вместе с капитаном). Например, такое путешествие в Голландию занимает 10 дней».
Теперь о Беларуси. Пана Коларика и его журнал очень интересуют белорусские каналы – прежде всего Августовский и Днепровско-Бугский. Говорит, два года назад он буквально завалил электронными письмами наше Министерство транспорта, но «я не говорю по-русски, а они, похоже, не говорят по-английски». В результате за два года активной переписки настойчивому чеху удалось «выбить» из нашего министерства материал о Днепровско-Бугском канале, который и был опубликован в его журнале «Водные пути и внутренняя навигация». Каналы и реки Беларуси и сплав по ним чешским коллегам по-прежнему очень интересны. Они мечтают пройти по рекам от Гданьска до Херсона и печалятся, что поляки о своих каналах заботятся хуже белорусов, а потому от Варшавы до Бреста пришлось бы пробираться по суше, но это их не слишком смущает – «одолеем!». Может, организуем? И наша лодка появится на Влтаве.