https://www.traditionrolex.com/8
<p>Автобусные путешествия оптимально сбалансированы в плане стоимости и возможностей получения новых впечатлений</p>

В минувшее воскресенье близ Антверпена попал в аварию польский автобус с туристами, большая часть которых была из России. В результате погибли трое россиян и двое граждан Польши. Еще 19 человек пострадали. Это происшествие в очередной раз подлило масла в огонь дискуссии о безопасности автобусных туров, которые уже не первый раз заканчиваются серьезными авариями. Так совпало, что день спустя один из авторов «Спор-кадра» получил по почте подробнейшую программу автобусных путешествий одной из турфирм. За изучением предложений на летний сезон 2013 года его и застал оппонент, питающий стойкую неприязнь к такого рода странствиям. Почему мы готовы терпеть дискомфорт дальних поездок на автобусе? Можно ли переварить все впечатления, полученные в таких вояжах? Не пора ли отказаться от подобных туров в пользу более удобных авиа- и железнодорожных маршрутов? Сейчас, когда все мы строим планы на сезон отпусков, такой разговор представляется весьма актуальным, сообщает «Беларусь сегодня».

Что скажут читатели?

Андрей Дементьевский: Вход – рубль, выход – два

Cмотрю на рекламу автобусных туров в ЕС или Крым без энтузиазма. Буклеты сулят насыщенные впечатлениями и беззаботные путешествия, приемлемые цены, но, полагаю, овчинка выделки не стоит. Признаться, сам в подобных вояжах ни разу не бывал, но о том, что такое длительные «заседания» в автобусах, кое-какое представление имею. Рейсы с минского автовокзала в Калининград, Клайпеду, Москву, переезды альпийских тоннелей запомнились затекшими ногами, гудящим позвоночником, скукой и тревогой. Так что перспектива нагрузок, раз в 10 превосходящих мой прежний автобусный опыт, вовсе не вдохновляет.

Уверен: в своих сомнениях я не одинок. Особенно полку противников автотуров прибавилось после недавней аварии в Бельгии: по пути во Францию разбился автобус с юными россиянами. Не следует забывать и о прежних ДТП, в которых пострадали туристы из разных стран, в том числе наши соотечественники. Неужели мы так быстро забываем хотя бы прошлогоднюю дорожную хронику? Что ж, с болью напомню: «В ночь на 22 июля в Каланчакском районе Херсонской области на 105-м километре автодороги Симферополь – Херсон грузовой микроавтобус Ford Transit столкнулся с пассажирским автобусом SETRA, который перевозил 46 граждан Беларуси из поселка Черноморского в Минск. Автобус перевернулся на бок и столкнулся с легковым автомобилем. В больницы Херсонской области и Крыма госпитализированы 32 гражданина Беларуси».

Надеюсь, что в турсезоне-2013 черных вестей мы не услышим. Но сам рисковать ради галопа по Европам даже не планирую. «Скупой платит дважды», «Вход – рубль, а выход – два» – эти пословицы банальны, но проверены, в том числе и на туристах. Не хочу трое суток шагать вслед за торопливым гидом, трое суток не спать в душном салоне. Не желаю увидеть Париж и, словно заложник, умереть из-за роковой ошибки усталого водителя. А ведь он тоже заложник, зависимый от европейских правил, регламентирующих время нахождения за рулем. Мониторю один из туристических форумов: «Шофер обязан отдыхать. Но иные туристические фирмы возят своих туристов с явным нарушением графиков. И если такой автобус задерживают где-то в центре Зальцбурга или Мадрида, то турфирма выкладывает кругленький штраф, а автобус припарковывают к обочине, где он и стоит необходимые по графику 8 часов. Значит, вся программа – на грани срыва».

Отсюда – и спешка автобусов, нервозность туристов, гидов. Конфликты, происшествия: от перебранки до драк и ДТП. Все спешат, скандалят, а красивейшие города мелькают за окном. Туристу зачастую не до них! Дотянуть бы до туалета, не опоздать бы на место сбора, выдержать храп соседей, плач детей, которых иные тащат за собой в специфическое турне.

Эти и другие тяготы и лишения легче всех преодолевают сухопутные алкопассажиры, которые не хотят «просыхать». А как выдерживают дорожный стресс попутчики очарованных немецким пивом странников? Во имя чего? Подозреваю, что клиенты автотуров движимы не только соображениями экономии (увидеть 5 стран за 400 евро – магнит посильнее того, что крепят на холодильник), но и тщеславием. «А вот мы в Праге. Здесь мы с малышом в Диснейленде. Люксембург? Так, ничего особенного... Вена больше понравилась!» – в эпоху интернета эти, небрежно брошенные в разговоре с подругами, фразы можно подкрепить фотогалереей на Одноклассниках, Фейсбуке, ВКонтакте. Понты никто не отменял! Потому туристы гордо демонстрируют виртуальным «френдам» портреты себя, любимых, на фоне Эйфелевой башни. И само собой, не афишируют, как пичкали себя «Роллтоном» на заправках, бегали «в кустики» и, скрючившись в салоне, с нетерпением ждали стоянки. Зато на родине, уже под вымышленными именами и никами, бедолаги изливают душу в разделах отзывов на сайтах турфирм. «Из-за задержки автобуса (водитель не мог найти отель, где мы ждали) в Амстердам мы прибыли на 5 часов позже, чем предполагалось, а в Брюссель в этот же день заехали всего на час, и то уже в темноте. Предстояла ночь в отеле Парижа, но мы провели ее в автобусе, т. к. водитель до 8 утра не мог найти отель. Таким образом, мы получили «бонус» в виде двух ночных переездов подряд. После прогулок по французской столице вечером опять-таки дожидались наш автобус полтора часа. Запланированная поездка в Версаль была отменена из-за недостатка времени на отдых шофера», – это лишь одна из многих жалоб клиентов, падких на туристический фаст-фуд.

Кстати, Роман, ты слышал такой анекдот? На пути домой туристы смотрят в автобусе фильм об Италии. На экране – Пизанская башня. Жена толкает мужа: «Слушай, мы это видели?» – «Не помню, напечатаем фотографии – посмотрим». Думаю, такой эпизод мог бы войти в будущую трагикомедию «Отпуск в Европе: давай сделаем это по-быстрому». Возможно, нечто подобное когда-нибудь снимут. И я буду рад, что не узнаю себя ни в одном из персонажей.

Роман Рудь: Дом на колесах

Андрей, с сожалением вынужден сообщить, что с тобой случилось одно из двух: либо ты безнадежно застрял в 90-х годах прошлого века, либо припал к неизвестным мне источникам финансирования, которые сделали из тебя любителя 5-звездочного комфорта.

Почти все недостатки автобусного туризма, перечисленные тобой, были свойственны ему лет 15–20 назад, когда такие поездки только-только зарождались. Сейчас они давно оторвались от своих прародителей – действительно ужасных шоп-туров, в которых была важна лишь вместимость автобуса. Тогда пассажиры с большими клетчатыми сумками, сметавшие ширпотреб на польских и украинских рынках, легко терпели любые неудобства: пережить дискомфорт им помогала мысль о возможной прибыли от тяжкого путешествия. Но как только люди поехали в Европу не за барышом, а за впечатлениями, турфирмы постарались сделать такие вояжи максимально приятными. За прошедшие годы значительно обновился парк машин, в салонах которых уже не пахнет топливом или выхлопами. Сегодня ты можешь найти автобусный тур вообще без ночных переездов (которые напрасно кажутся тебе такими уж утомительными), очень многие компании не рекомендуют брать в подобные поездки детей младше 10 лет, так что капризы малышни тоже не станут раздражать. Наконец, изменились сами туристы: демонстративная пьянка, которая раньше была в порядке вещей, теперь считается моветоном. Да и вряд ли встретишь среди автобусных туристов небритых выпивох, которые вдруг решили посмотреть Европу. В моем недавнем путешествии наша компания состояла в основном из влюбленных пар – как студенческих, так и пожилых. И да, в большинстве это были романтически настроенные люди, у которых нет лишних денег на самолет или поездку на собственном авто, но это вовсе не лишало их возможности увидеть те же города и достопримечательности, которые видят нувориши с плотно набитым карманом. Дело не в скупости, Андрей, а в рациональном распоряжении действительно невеликим бюджетом. Чем плохо сэкономить на средстве передвижения, чтобы на сбереженные таким образом деньги купить билет в еще один музей?

Был среди нас и Сергей Борисович, способный приобрести авиаперелет в любую страну мира, но сознательно выбравший автобусный тур. «Что самолет? – говорил он. – Пронестись по небу в железной трубе можно, когда опаздываешь на деловые переговоры. Я расстраивался, например, когда первый раз решил полететь на отдых в Испанию, а под крылом проносились страны, жизнь в которых я не увидел». Понимаешь, Андрей? Окно автобуса – это как телевизор, в котором ты неторопливо рассматриваешь не только парадные фасады чужих городов, но и всамделишный быт местных жителей. Вот несколько сербов с живописными бородами оживленно жестикулируют, выясняя, кто виноват в поломке их древнего автомобиля. Пожилой немец с грязными по локоть руками возится на клумбе у своего дома. Трое голландцев, явно довольных жизнью, неторопливо потягивают пиво в придорожном кафе. Старая парижанка волочит домой сумку с продуктами, из которой торчат во все стороны французские багеты. Такие сценки уличной жизни, увиденные из окна автобуса, надолго врезаются в память, потому что дают более глубокие представления о стране и ее гражданах, чем посещение извечных туристических достопримечательностей. Из иллюминатора самолета ты ничего этого не увидишь. Путешествуя на поезде, не сможешь найти маршрут без пересадок, который бы включал в себя сразу пять-шесть стран с возможностью погулять по их столицам. Отправляясь в дальний путь на своей машине, разоришься на топливе, платных дорогах, парковках и ночевках в гостиницах.

Автобусные путешествия оптимально сбалансированы в плане стоимости и возможностей получения новых впечатлений. Ты повторил популярную страшилку про ночные переезды, но на самом деле это вопрос привычки. Однажды мне пришлось 19 дней находиться в туре, в котором все переезды были ночными. Так по возвращении в Минск думал просить водителя подарить мне автобусное кресло, чтобы спать в нем и дома – настолько хорошо высыпался. Даже тело, по-моему, смирилось и приняло форму этого кресла. Вечерами в пути мы смотрели кино, с утра заваривали себе кофе на мини-кухоньке, а главное – все время находились в дружелюбной компании таких же путешественников, со многими из которых поддерживаем отношения до сих пор. Это был наш общий дом на колесах, на котором мы беспечально проносились мимо тысяч чужих домов в десятках незнакомых городов. И почти каждый из них дарил короткие, но приятные прогулки по своим улочкам и площадям.

Конечно, если ты сноб и бука, автобусный коллективизм тебя не порадует. Летай бизнес-классом, там, говорят, шторки есть, чтобы отгородиться от прочих пассажиров. Я же продолжу путешествовать автобусом: это недорого, удобно, весело и не так уж мучительно, как ты расписал.

https://www.traditionrolex.com/8