<p>С. Плыткевич: Я ничего не предлагаю, я констатирую факт: аэропорт мрачный, неуютный и неудобный. Потом, там невозможно решить проблемы с транзитом. Внутри маленькие помещения, какие-то закуточки. Пассажирам нечем заняться. Транзит для нас был бы шансом. Но...</p>

До чемпионата мира по хоккею — год. До туристического сезона вообще рукой подать. А значит, нашим авиаторам предстоят горячие деньки. Справятся? Заработают на этом? Как разумнее всего делать деньги, как говорится, из воздуха? Обсудить это в конференц-зал «СБ» мы пригласили директора Республиканского союза туристических организаций Валентина ЦЕХМЕЙСТЕРА; заместителя директора Национального агентства по туризму Жанну ВОЛОКИТИНУ; заместителя начальника по туризму ГУ «ЦентрКурорт» Елену БРОК; консультанта отдела перевозок, сертификации, регистрации и внешнеэкономических связей Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Светлану КАЛЕНИК; заместителя генерального директора по производству Национального аэропорта «Минск» Василия КОРНЕВА; заместителя генерального директора Национальной авиакомпании «Белавиа» Игоря ЧЕРГИНЦА и главного редактора газеты «Туризм и отдых» Сергея ПЛЫТКЕВИЧА.

«СБ»: Предлагаем начать со статистики. Много ли народу приезжает к нам в страну? Насколько массово за рубежом отдыхаем мы сами?

Ж. Волокитина: В прошлом году в страну въехало более шести миллионов человек. Выехало почти восемь с половиной. В 2011 году — 5 и 7,5 миллиона соответственно. Оговорюсь, это данные о пересечении границы. Не только с целью туризма. Считаются служебные поездки, личные... Что касается непосредственно туристов, то здесь цифры гораздо скромнее. В позапрошлом году мы встретили 67,5 тысячи гостей, в прошлом — 46 тысяч. А за рубежом отдохнули 201 тысяча и 239,6 тысячи наших соотечественников соответственно.

В. Цехмейстер: В начале 90-х картина была другая: выезжали за рубеж в среднем в год 1,5 миллиона человек, а въезжало менее 100 тысяч.

И. Чергинец: Пусть это данные статистики, но уже видно, что они не соответствуют реальному положению дел. Понятно, что люди въезжают и выезжают самыми разными видами транспорта. Но если взять данные только по чартерным рейсам авиакомпании «Белавиа», то уже на выезд наберется более 400 тысяч человек.

«СБ»: А каковы перспективы этого года?

В. Цехмейстер: Сложно сказать. Но вполне возможно, что выедет примерно столько же туристов, сколько и в прошлом.

И. Чергинец: Нет. По нашим скромным оценкам, спрос на авиатуры возрастет где-то на 50 процентов. Соответственно и чартерных рейсов станет больше. Для нас, скажем так, это большой сюрприз. Рост зарплат есть, но ведь не наполовину в валютном эквиваленте. Если сравнивать лето прошлого года с летом позапрошлого, возможно, здесь проявился в полной мере такой фактор, как стабильность в экономике страны.

С. Плыткевич: После трудного 2011 года у людей появилась уверенность, возможность отложить какие-то средства. Но посмотрите, что происходит сегодня в мировой экономике, в странах Евросоюза. Мне кажется, наши люди, видя все это, считают, что лучше, чем сегодня, уже не будет. И пока есть такая возможность, стараются использовать ее – и сами отдохнуть, и детей свозить к морю.

И. Чергинец: Вполне возможно, сократится поток туристов в Турцию или Египет. Есть вероятность того, что эти направления, как говорится, приелись нашим отдыхающим.

В. Цехмейстер: Не то чтобы приелись. Здесь другое. Сама ситуация в Северной Африке настораживает. Хотя, по правде сказать, наших туристов уже ничем не напугаешь: ни террористами, ни акулами.

И. Чергинец: А по некоторым направлениям тем временем рост просто огромный. Например, в Грецию. Заявок туда у нас в два раза больше, чем было в прошлом году. В эту страну открыто 3 новых направления: на острова Кос, Закинтос и Араксос.

Е. Брок: В прошлом году, когда были еще достаточно высокие цены в Греции, мы переориентировали туристов на раннее бронирование на следующий год. Так и произошло. Все места распроданы.

С. Плыткевич: Помнится, в прошлом году в одном из интервью говорилось, что семья на раннем бронировании может очень серьезно сэкономить.

Е. Брок: Были дни, когда цена путевок в Грецию и на Кипр падала на 40 процентов.

Ж. Волокитина: На Кипре в экономике ситуация очень непростая. Там, возможно, как раз все подешевеет из-за кризиса. Это привлечет туристов.

И. Чергинец: В Ларнаку, кстати, летом будет добавлен дополнительный рейс.

В. Цехмейстер: А в Болгарию в прошлом году поток вырос вообще в 4 раза. Посольство не успевало даже выдавать визы.

И. Чергинец: В Бургас, кстати, в этом году можно будет улететь и из Бреста. Вообще что касается чартерных направлений, возобновятся рейсы в Черногорию — на Тиват, в Хорватию — Пулу и Задар, откроется маршрут в испанскую Пальма-де-Майорку. Нешуточная борьба между компаниями развернулась за итальянскую Катанью.

«СБ»: Вы готовы удовлетворить все эти заявки?

И. Чергинец: Абсолютно все! Дело в том, что заказ чартерного рейса — это не просто отсылка факса. Не только наше теоретическое подтверждение. Естественно, это и финансовые обязательства туристических операторов, и оплата выставленных счетов. Те немалые суммы, которые мы получили по предоплате летних рейсов, позволяют более реально оценивать текущую ситуацию.

«СБ»: Значительная часть туристов предпочитает добираться на отдых чартерами из Москвы, Киева, Вильнюса...

Ж. Волокитина: В то же время немало и тех, кто стремится вылетать именно из Минска. Кого-то напрягает, к примеру, дорога в Москву. Особенно зимой. Случается, автобусы с туристами опаздывают к чартерам, бывает, и наоборот — автобус на Минск уходит, не дождавшись каких-то рейсов.

И. Чергинец: Этот вопрос нас действительно волнует. Другое дело, что реальных цифр нет. Как-то я прочитал интервью директора аэропорта «Вильнюс». Он привел какие-то фантастические данные о том, что чуть ли не 250 тысяч белорусов вылетело в 2012 году из их аэропорта. Но достоверно точно подсчитать это невозможно! Ведь при вылете из Вильнюса в страны Евросоюза нет даже пограничного контроля.

 Можно, конечно, взять данные, кто и когда пересекал литовскую границу, у пограничников. Но определить, кто приехал покупать товары в торговых центрах, а кто поехал дальше — например, в Латвию, нереально. Тем более, кто полетел в другие страны на отдых. Мы можем только приблизительно оценить количество таких людей. Это примерно около 50—60 тысяч белорусов. А вот узнать, сколько человек путешествуют через Москву, вообще нельзя. Границы между нами нет. Другой вопрос, почему люди поступают таким образом. Мы анализировали. Начнем с того, что число маршрутов из Минска и из Вильнюса примерно одинаково. Из Москвы же и Киева их гораздо больше. Спрос выше. Доходы москвичей ведь не 500 долларов. Поэтому вполне понятно, что на Мальдивы или на Кубу прямых рейсов у нас нет. И в ближайшее время вряд ли будут.

«СБ»: Речь, Игорь Николаевич, больше не о них. О чартерах в Турцию, Египет, Испанию... Куда и «Белавиа» летает. Проблема? Это же ваши потенциальные пассажиры, которые отдают валюту не нашему перевозчику, а иностранному!

И. Чергинец: Проблема. Но есть ряд причин. Первая — географическая. Понятно, что людям, живущим на Гродненщине в приграничных районах, проще добраться в Вильнюс, чем в Минск. Жителям Гомельской области — в Киев. Брестчанам — во Львов. И как только аэропорт там закрылся на ремонт, у нас сразу же резко увеличилось число пассажиров.

Ж. Волокитина: Да-да, я сама из Новогрудка, часто там бываю. И когда интересуюсь, летают ли за рубеж жители района, отвечают, что летают. Пусть немного, но такие есть. И в основном как раз через Вильнюс или через Варшаву. Поскольку многие жители Гродненской области по самым разным вопросам посещают и Польшу, и Литву.

И. Чергинец: Представляете, некоторые туристические фирмы, особенно в областных и районных центрах, даже и не пытаются предлагать турпакеты с вылетом из Минска. Я у них интересовался, почему. Говорят, не устраивают налоги. Их не так давно обязали платить НДС с продажи авиабилетов. Хотя говорить, что с этого компании имели такой уж существенный доход, нельзя. В результате небольшие фирмы штатом 2-3 человека заключают договоры с иностранными туроператорами. Налоговым органам их, естественно, не показывают.

Ж. Волокитина: Туристических фирм, которые официально отчитались о своей деятельности, у нас сегодня 958. Когда в 2009 году был введен порядок добровольной сертификации туристических услуг, некоторые решили, что подтверждать качество и безопасность своих услуг нет необходимости. Можно, мол, и так работать. Правда, сейчас число получивших сертификат снова стало расти. Знаете почему? Все дело в том, что сначала литовское, а затем и посольства других стран стали требовать этот документ для аккредитации...

И. Чергинец: Есть еще одна тема, которую нет смысла замалчивать. О своих успехах открыто — через СМИ — рапортуют налоговые органы. Знаете, как выявляют тех, кто уклоняется от уплаты налогов? Оценивают их покупки: недвижимость, автотранспорт, приобретение туристических путевок и поездки за рубеж. Точно знаю, значительное число людей предпочитают выезжать из Беларуси наземным транспортом. Скажем, в Вильнюс. Говорят, что за покупками. Проверить, так это или нет, налоговым службам сложно. Или в Москву – якобы по работе. А на самом деле там они садятся в самолет и улетают на отдых. К тому же они покупают путевки не в Беларуси, а в Литве, Украине, России. Как с этим бороться, не знаю. Это общегосударственная проблема, и подходы к ее решению должны определяться на соответствующем уровне.

«СБ»: Представители туристической отрасли, ответьте: как мотивировать компании, как мотивировать туристов приносить доход именно своей стране?

В. Цехмейстер: Вступив в рыночные отношения, мы должны понимать, что как рыба ищет, где глубже, так и человек ищет, где дешевле. И бороться с этим бесполезно. Всегда найдется способ обойти любую административную преграду. Если человек работает, получает зарплату, заставить его тратить свои деньги на одно и не тратить на другое практически невозможно. Должно быть право выбора, и хорошо, что оно есть. Через другие страны вылет дешевле. А противопоставить этому можно только встречные скидки и преференции. За потребителя можно бороться только с помощью качества сервиса и ценовой политики. А чтобы увеличить мотивацию турфирм, позиционирующих въездной туризм, не надо всех причесывать под одну гребенку. Необходимо дать таким компаниям ряд преференций, ибо они несут дополнительные собственные расходы на продвижение имиджа Беларуси, которые, кстати, гораздо выше, чем в выездном туризме. Как вариант, в частности, можно не повышать аренду сразу и на 60 процентов, выделять более престижные места расположения офисов в городе, предоставлять скидки в размещении рекламы...

Ж. Волокитина: Уровень зарплат в Минске и регионах разный. Безусловно, немногие туристы из райцентров, конечно же, из всех возможных туров выберут самый дешевый.

И. Чергинец: Отвечу по ценам. Есть показатель стоимости перевозки одного пассажира. Если задействован самолет небольшой вместимости, билеты будут дороже. Самая низкая себестоимость — на самолетах типа «Аэробус А-380» или «Боинг-747», которые могут одновременно перевозить около пятисот пассажиров. То же самое касается и туроператоров. Наши фирмы, условно говоря, продают в сезон 100 мест. Московские же оперируют гораздо более высокими цифрами. Естественно, они могут позволить себе существенные скидки на туры. Это закон рынка. Конечно, и мы можем приобрести широкофюзеляжные «Боинги». Даже к следующему лету. В туристический сезон по определенным направлениям загрузить их сможем. Только все остальное время они будут невостребованными.

С. Каленик: Я бы хотела рассказать, из чего формируется себестоимость. Из стоимости топлива, которая постоянно растет, из стоимости аэронавигационного и наземного обслуживания. Дело в том, что самолет находится над территорией нашей страны максимум 30 минут. Все остальное время — за ее пределами. И несмотря на то что с россиянами мы 17 лет живем в Союзном государстве и 2 года в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, это не мешает им устанавливать одни цены аэронавигационных сборов для своих авиакомпаний и другие — для нас. То же самое и в Украине. И здесь мы по всем параметрам находимся далеко не на самых выигрышных позициях. Украинский самолет, например, летит в Болгарию, не пересекая воздушное пространство других стран. Платит за пролет по своей территории копейки. Мы же выкладываем за пролет над Украиной очень даже приличные деньги. И изменить ничего не можем.

С. Плыткевич: Но даже объективные причины — это не оправдание. Значит, нужно думать о том, как что удешевить. Этого не будет, пока не будет конкуренции внутри страны.

И. Чергинец: Мы отнюдь не монополисты. Мы находимся в конкуренции с «Люфтганзой», «Аэрофлотом», с Австрийскими, Чешскими, Турецкими авиалиниями... Все они летают в Минск. И что с того, что в Беларуси будет не одна сильная компания, а две или три слабых? Ничего.

С. Плыткевич: Моя теща, ей 72 года, летела из Вильнюса в Париж лоукостером — бюджетной авиакомпанией. Если уж пожилой человек полетел, что уж говорить о молодежи?

«СБ»: А действительно, почему бюджетных авиаперевозчиков нет на нашем рынке?

С. Каленик: Они выставляют ряд очень жестких условий. Например, скидки по наземному и пассажирскому обслуживанию, проведение пиар-кампании и рекламных акций. В конечном счете это выглядит так. Вы, уважаемый аэропорт, берете на себя часть расходов, которые авиакомпания обычно несет сама, за счет чего мы снижаем тарифы.

И. Чергинец: Вы делите шкуру неубитого медведя. У вас был хотя бы один запрос от лоукостера?

С. Каленик: Нет, официальных запросов не было. К тому же их не устраивает наша «сложная» визовая политика. Хотя это стандартная международная процедура: сдать документы, получить визу.

И. Чергинец: К слову, бюджетные авиакомпании в основном используют только самолеты большой вместимости — не менее 180 кресел. Это к вопросу о стоимости билета. И самое главное, на линии должен быть соответствующий пассажиропоток.

С. Плыткевич: Сделать его интенсивным можно, просто снизив стоимость виз. Если мы подсчитаем и сложим в кучки деньги, заработанные на выдаче виз, и деньги, которые мы потеряли из-за того, что иностранные туристы предпочли более дешевые поездки в страны Балтии, Украину и Россию, кучки будут просто несопоставимы. Каждый турист мог привезти в страну тысячу и более долларов или евро, потратить их здесь. Жаль, что у нас такой экономикой никто не занимается. Иначе для кого мы строим отели? А стадионы, музеи? Для кого восстанавливаем замки?..

С. Каленик: Буквально на днях у нас была встреча с украинскими коллегами. Мы знаем, что в Украину попасть из Евросоюза можно без визы. Несмотря на это, европейские власти им постоянно и методично закручивают гайки, выставляя самые разные требования, вплоть до того, что украинцы уже оформляют визы на въезд в страны ЕС не по 35, а по 60 евро. Так что здесь не все так просто. И не только от нас все зависит, нужно встречное движение. Я спрашиваю часто представителей самых разных авиакомпаний: неужели вам не нравится в нашей стране? Нравится! А почему вы не хотите посетить ее в качестве туриста? Отвечают: народ у нас ленивый. Чтобы поехать в Беларусь, надо сначала сходить в посольство и сдать документы. А потом сходить второй раз и получить визу. Гораздо проще сесть в самолет и улететь в Украину. Знаю, что в Евросоюзе раньше было модно на выходные слетать в Киев, чтобы погулять, потусоваться по ночным клубам, барам и так далее.

«СБ»: Поток туристов, понятное дело, увеличится ближе к чемпионату мира по хоккею. Сколько их планируется?

С. Плыткевич: Я думаю, большого потока, к сожалению, не будет. Приезжал к нам футбольный клуб «Барселона». Казалось бы, суперкоманда. И что, было много болельщиков из Испании? Хотя на чемпионат Европы по футболу, который прошел в прошлом году в Польше и Украине, их действительно понаехало. Все стадионы были заполнены. Возникает вопрос: почему к нам не едут? Отчасти дело и в том, что на Западе целенаправленно создавали нам негативный имидж. Я сам видел путеводители для туристов, где было написано, что прежде чем въезжать в Беларусь, переночевать следует в Польше. И идет перечень всяких небылиц о «последней диктатуре». Этот стереотип восприятия Беларуси как «страшной страны» в сознании западных европейцев постоянно подпитывают СМИ. А с другой стороны, вряд ли привлекают туристов наши гостиницы с их заоблачными ценами и низкого уровня сервисом. Что касается общепита, то вечером в кафе даже минчане сегодня попасть не могут. Что тут говорить об иностранных туристах, а тем более о болельщиках.

Е. Брок: Я не разделяю вашего пессимизма. Дело в том, что мы сейчас проводим за рубежом массированную рекламную кампанию в преддверии чемпионата по хоккею. Мы были и в Лондоне на выставке, и в Хельсинки, и в Берлине. Интерес есть. И с учетом безвизового въезда в страну мы ждем достаточно большого количества болельщиков. Этот чемпионат будет открытием туристических возможностей страны. И с 1 сентября, когда начнется продажа первых турпакетов с билетами, мы сможем увидеть контуры общей картины посещаемости. Понимаем, что примерно 70 процентов туристов к нам прибудет из России, где хоккей любят. На матчи КХЛ в Минск приезжало много болельщиков со своими командами.

«СБ»: Светлана Николаевна, а есть ли смысл на период чемпионата давать разрешения иностранным перевозчикам на открытие новых рейсов?

С. Каленик: Сегодня очень сложно прогнозировать ситуацию. Мне кажется, строить какие-то прогнозы можно будет, после того как пройдет чемпионат в Швеции и Финляндии. Мы будем иметь определенную информацию о пассажиропотоках в эти страны и исходя из этого строить нашу стратегию.

И. Чергинец: Да, заявок на групповые перелеты пока еще не было. Но из тех стран, команды которых будут участвовать в чемпионате мира, мы сегодня не выполняем рейсы лишь в США и Канаду. И, видимо, еще очень нескоро будем их выполнять. Что касается рейса в Цюрих, то некоторые варианты мы прорабатываем. Словакия — маленькое государство, они летают, как правило, через Вену. Вообще, я считаю, чемпионат мира по хоккею в какой-то степени престижнее соревнований хоккеистов на Олимпийских играх. Поэтому спрос будет хороший. Я помню игры КХЛ между динамовцами Минска и Риги. Трибуны были заполнены. В том числе из Латвии приехало очень много болельщиков. Хотя по уровню это был рядовой матч, ничего, по сути, не решающий, не сопоставимый с чемпионатом мира. Если все будет у нас организовано как следует, то приедут не только из стран Балтии, но и из Швеции, Финляндии. Мне кажется, здесь больше вопросов к нашей готовности принять гостей. Особенно это касается гостиниц. У нас катастрофически не хватает недорогих отелей. 4 и 5 звездочек — это несколько другое. Массовый туризм сориентирован в основном на три звезды, но чтобы они были действительно добротными, сопоставимыми по цене и качеству обслуживания с западноевропейскими. К сожалению, чемпионат мира — мероприятие краткосрочное. А мы будем жить и до него, и после. Как бы ни говорили, что у нас здесь все в порядке, мне кажется, в этом направлении нам надо еще много сделать.

«СБ»: А наш аэропорт готов принять такое большое количество гостей?

В. Корнев: Да, готов. Дело в том, что в 2014 году будет работать наш филиал — аэропорт «Минск-1», который также будет принимать чартерные и бизнес-рейсы. При этом мы еще проработали вариант длительной стоянки самолетов с использованием аэропортов Могилева и Гомеля. Опыт в организационном плане у нас есть. Кроме того, мы отработали вопрос контейнерной обработки багажа. Справимся. Успеем закончить реконструкцию аэровокзала, особенно зон для вылетающих и прилетающих пассажиров. Также мы расширяем багажное отделение, выдвигаем его в сторону перрона. Сделаем единую зону регистрации и единую зону контроля. Пока же получается, что мы распыляем силы работников служб авиационной безопасности, таможни, пограничной службы. Проводится согласование расписания автобусов. Мы настояли на том, чтобы «Минсктранс» отправлял к нам лишь автобусы большой вместимости. Чтобы движение было исключительно с автовокзала «Центральный». Этим они поднимут свой престиж... А то был момент, когда пассажиров возили на небольших «Радимичах». Кроме того, за свой счет мы приобрели информационное табло, на котором в том числе будет отображаться расписание и время, оставшееся до прибытия следующего автобуса.

С. Плыткевич: Наш аэропорт сейчас производит впечатление неприветливого, мрачного. Это все давит.

С. Каленик: Побойтесь бога, он строился в 1983 году по советским проектам. Вы предлагаете его снести и возвести новый? Или раскрасить как-то по-другому?

С. Плыткевич: Я ничего не предлагаю, я констатирую факт: аэропорт мрачный, неуютный и неудобный. Потом, там невозможно решить проблемы с транзитом. Внутри маленькие помещения, какие-то закуточки. Пассажирам нечем заняться. Транзит для нас был бы шансом. Но...

С. Каленик: Аэропорту сегодня выделены деньги, чтобы завершить реконструкцию.

В. Корнев: В том числе сделать там транзитный терминал. Сейчас мы работаем с транзитными пассажирами, скажем так, водя их за ручку.

С. Плыткевич: Это все надо. Но если не будет улучшен общий вид аэропорта... Реконструкция в том виде, в каком она сегодня проводится, — это полдела. Если мы рассчитываем на развитие авиаперевозок, привлечение транзита, нужно решать все вопросы одновременно, в комплексе.

И. Чергинец: И я вижу перспективу развития именно в транзитных перевозках. В Беларуси проживает всего около 10 миллионов человек. Это немного. Общий уровень доходов пока еще недостаточно высок, чтобы рассчитывать на серьезный рост спроса на услуги авиаперевозчиков среди соотечественников. Он есть. Но небольшой, в пределах 5—7 процентов в год. А благодаря транзиту мы и наш аэропорт имеем годовой прирост примерно 20—30 процентов. Есть и барьеры. Те, кто летал в Евросоюз, транзитом пересекая разные страны, понимают, о чем я. Допустим, вы путешествуете из Минска через Варшаву в Париж. Вы сдаете здесь багаж, а получаете его во Франции. Хотя ваша первая остановка — Польша. Если же вы летите через Минск, багаж получить вам придется. Затем подняться с ним на верхний этаж, найти таможенника, пройти таможенный контроль и спуститься назад. Для бабушки в 75 лет это непросто.

«СБ»: И в Москве точно так же.

И. Чергинец: Но там пытаются решить эту проблему. В «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково» начат соответствующий эксперимент. И в Варшаве проводится просвечивание багажа. Но там присутствие пассажиров не требуется. Если только в его сумке не найдут что-то не разрешенное к провозу.

С. Каленик: Но сегодня мы работаем согласно законодательству Таможенного союза и Единого экономического пространства, в соответствии с которым прохождение пограничного и таможенного контроля осуществляется в первом пункте посадки на территории ТС.

И. Чергинец: Если мы хотим развивать транзит и зарабатывать на этом, нужно дорабатывать законодательные нормы и требования. Чем больше мы будем перевозить транзитных пассажиров, тем больше откроем новых направлений, которые сегодня не загружены в полной мере. Это позволит иметь более широкую сеть маршрутов с более высокой частотой выполнения рейсов. Например, на Цюрих. Прямой спрос на перевозки из Беларуси недостаточен, и открытие рейса будет убыточным. Но с привлечением российского транзита это вполне реально. Более активное формирование и использование транзитных потоков — это мировая тенденция. Речь об одном из тех ресурсов, который дает шанс сегодня авиакомпаниям и аэропортам развиваться.

 Советская Белоруссия № 76 (24213). Среда, 24 апреля 2013 года.

Авторы публикации: Иван КИРИЛЕНКО, Дмитрий УМПИРОВИЧ