https://www.traditionrolex.com/8
В тот день я, кажется, был единственным посетителем музея. Если будете в Минске – зайдите: улица В. Хоружей, д. 28, минут двадцать небыстрым шагом от Комаровского рынка

Очень красивая Леля Хейфец. Смешной младенец Лара Шандалова. Семья Зильберглейд – черноволосые и черноглазые бабушка, мама и трое детей, мальчик и две девочки. Задумчивая девочка Майя Фитерсон. Усатый Лейб Штейнман с внимательным взглядом. Удивленный мальчик Боря Пруслин. Юная Роза Попкова. С плохо сохранившихся фотографий на меня смотрят люди, уничтоженные в Минском гетто. «Сохраним в памяти лица…» – крошечный буклетик, один из нескольких, изданный Музеем истории и культуры евреев Беларуси. Я оказался в этом музее накануне дня Катастрофы – не специально, просто так совпало. Теперь вглядываюсь в лица на черно-белых фотографиях, пишет в ЖЖ taktovot (Россия).

Указ о создании Минского гетто вышел 19 июля 1941 года. И сразу началось уничтожение. Известно, что 31 августа 1941 года, например, было уничтожено 916 человек. А 7 ноября – 12 тысяч. 2 и 3 марта 1942 года – около пяти тысяч. 28–31 июля 1942 года уничтожили в том числе обитателей больницы, детского дома и дома инвалидов – всего около 30 тысяч человек. Не считая угнанных на работу и бежавших, в Минском гетто, просуществовавшем с 20 июля 1941-го по 23 октября 1943 года, выжили 13 человек из более чем ста тысяч.

Музей истории и культуры евреев Беларуси – небольшая комната при Минском еврейском общинном доме. Там собраны фотографии, книги, редкие предметы быта. В основном, конечно, фотографии – от минских евреев мало что осталось. Например, осталась фотография – целая толпа серьезных евреев напряженно смотрит в камеру, это Всероссийский съезд сионистов, проходивший в Минске в 1902 году. Они не зря съехались в Минск – этот город не просто так называли еврейским. Только в Минске действовало 83 синагоги (потом они все были разрушены, причем не только до и во время войны, но и после – уже в 1960-е; сохранилось то ли три, то ли четыре здания, но теперь молельных домов в них нет, в одной из старинных минских синагог сейчас расположен Национальный академический драматический театр им. А. М. Горького – раньше это здание, возведенное в 1906 году на деньги минских еврейских общин, занимала хоральная синагога, потом, после революции в течение трех лет, – Национальный еврейский театр БССР, потом кинотеатр «Культура», после войны здание было передано Русскому театру, никакой мемориальной доски о том, что здесь располагалась хоральная синагога Минска, нет), а идиш был одним из четырех государственных языков наряду с белорусским, русским и польским. Большая часть маленького музея посвящена Холокосту – гетто, партизанские отряды, сопротивление, казнь юной подпольщицы Маши Брускиной. И снова – черно-белые фотографии людей, которых уже нет.

Еще один буклет с черно-белыми фотографиями посвящен сопротивлению в гетто. В Минском гетто существовала подпольная организация – около 300 человек. Красивые мужчины и женщины, большинство из которых были казнены в 1942 году. Очень серьезный мальчик Вилик Рубежин, двенадцатилетний проводник в полосатой рубашке и кепке, – такие, как он, выводили людей из гетто и возвращались за следующими. Восстания вспыхивали не только в Минском гетто, но и по всей Беларуси, где таких гетто были десятки. Бежавшие присоединялись к партизанским отрядам или создавали свои: отряд им. Кагановича под командованием Ш. Зайндвайса насчитывал порядка 500 человек из Барановичей, Кобрина и Пинска. Еще один буклет с фотографиями: улыбающаяся подпольщица Рая Эпштейн, руководитель подпольной группы Минского гетто Михаил Кантарович, суровый бородач Ицек Гершенгорн, бывшая узница гетто Лахвы и Ленино Роза Юлевич в залихватски сдвинутой набок папахе.

Подпольем Минского гетто руководил Михаил Гебелев – на фото 1940 года он смотрит в камеру внимательными глазами. Его казнили 15 августа 1942 года, ему было 37 лет. И так далее.

«Нам некуда было деваться, и никто из нас не знал, куда идти. Из-за банд, охотившихся на беззащитных евреев, мы не каждую ночь отваживались выйти из леса. Становилось ясно, что рано или поздно нас в лесах перебьют или же погибнем от холода и голода. Но хотелось раздобыть винтовку или наган, чтобы можно было покончить с собой или погибнуть в бою с врагом…», – пишет в «Воспоминаниях еврея-партизана» Мейлах Бакальчук-Фелин.

Еще один буклетик посвящен еврейским семейным партизанским отрядам: более трех тысяч беглецов объединилось в 28 лагерей, из которых и вышли отряды, самый известный из них – отряд братьев Бельских. А бежавшие узники Минского гетто организовали так называемый Партизанский отряд № 106 – в июне 1944 года он насчитывал 596 человек, руководил им Семен Зорин. «Здесь были люди из разных городов и местечек… Все они потеряли кого-либо из родных, а многие – всех. Здесь были жены, мужей которых замучили немцы, матери, оплакивающие убитых на их глазах детей, мужчины, видевшие, как расстреливали жену и детей… Люди иногда переговаривались, но больше молчали – они трудились изо всех сил, стараясь работой заглушить воспоминания, такие страшные, не дающие покоя ни днем, ни ночью. Рассказывать – бередить незажившую рану. Лучше – молчать…» – это уже из книги Николая Сченсовича «Записки актера и партизана».

Поразительно, конечно, – сидят такие вот люди типа нас с вами, роются в архивах, выискивают какие-то там черно-белые фотографии, выясняют какие-то там подробности, делают музей, печатают буклетики, крошечными тиражами издают книги (я привез книжку «Выжить – подвиг» – воспоминания двух женщин, выживших в Минском гетто). А ведь вот эти самые выцветшие черно-белые фотографии – чаще всего единственное, что осталось от людей, уничтоженных семьдесят лет назад. Людей, которые жили свои жизни, растили детей и делали хлеб. А потом, в одно мгновение, этих людей не стало.

В тот день я, кажется, был единственным посетителем музея. Если будете в Минске – зайдите: улица В. Хоружей, д. 28, минут двадцать небыстрым шагом от Комаровского рынка. Мы ведь мало что можем сделать для этих людей, от которых остались лишь выцветшие черно-белые фотографии. Но мы можем хотя бы помнить.

--

"Музей истории и культуры евреев Беларуси" находится по адресу ул. Веры Хоружей, д. 28, Минск. Часы работы: Пн.– Вс. — По предварительной записи. Телефоны: +375 (17) 2867961, +375 (29) 8018635.

https://www.traditionrolex.com/8