Фирменный стиль Минска: какого цвета интеллект и грозит ли городу нашествие бело-голубого?

27.04.2013 - Новости

Фирменный стиль Минска: какого цвета интеллект и грозит ли городу нашествие бело-голубого?

В основе та же идея — чередование белых и голубых полос одинаковой ширины. Однако теперь иллюстрируется, как может трансформироваться образ в зависимости от комбинации одних и тех же элементов — от строгих прямолинейных узоров до орнаментов

Мы уже писали о том, что разработчики фирменного минского стиля представили варианты, каким он может быть, сообщает «Минский курьер». Напомним: бренд столицы разрабатывает компания INSTID, выигравшая тендер Мингорисполкома. В декабре в интернете появилась иллюстрация — изогнутые бело-голубые линии, которую пользователи Сети приняли за возможный логотип Минска. Тогда и посыпались колкие комментарии, смысл которых: почему символ нашего города напоминает системную плату или праздник ВДВ? Тогда представитель британской компании INSTID Александр Гранд пояснил, что никакой это не логотип, а рабочий вариант графики, которую можно использовать при оформлении выставочных стендов, городских сайтов, объектов инфраструктуры.

И вот спустя три месяца на сайте brandminsk.by представлены новые варианты визуального фирменного стиля Минска. Разработкой графики и развитием концепции занимался российский дизайнер Максим Алимкин.

В основе та же идея — чередование белых и голубых полос одинаковой ширины. Однако теперь иллюстрируется, как может трансформироваться образ в зависимости от комбинации одних и тех же элементов — от строгих прямолинейных узоров до орнаментов.

И пока интернет-пользователи обсуждают новую концепцию визуального стиля Минска на уровне «нравится — не нравится», наш корреспондент побеседовала с доцентом кафедры графического дизайна Белорусской государственной академии искусств Вячеславом Семенько. Зачем создают фирменные стили городов? И как отличить удачный от «так себе»?

2

— В основе концепции бренда Минска утверждение «Минск — город интеллекта». В пояснениях к презентации, изложенных компанией INSTID, есть глава «Минск-2030 — интеллектуальный центр». Складывается впечатление, что заявленный стиль скорее о Минске будущего.

— Есть значение, а есть означение. Так вот, когда мне предлагают ассоциировать Минск с чем-то высокотехнологичным — это означение. То есть кто-то придумал — пусть будет так. Но из этого не следует, что так есть. Почему многие горожане не приняли ту графику, которая появилась в интернете в декабре? Помните обсуждения на форумах? Потому что она вызывает ассоциации с системной платой. А это не ложится на минский контекст. В нашем сознании нет опоры для восприятия системной платы как символа города. Люди просто не поняли, о чем это. Хотя в городах Японии или Южной Кореи она, возможно, была бы воспринята органично.

Вячеслав Семенько без малого 30 лет возглавлял кафедру графического дизайна БГАИ. Преподает композицию, дизайн-проектирование, дипломное проектирование. Участвовал в разработке концепции оформления ХІІ Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве как главный художник политической программы (1985 год); праздника «40 лет Курской битвы» (главный художник) в Белгороде (1984 год); Дней города Минска (с 1986 по 1996 год).

— Но ведь бренд может опираться на миф, разве нет? Тут как с созданием собственного имиджа. Он позволяет либо помочь выразить себя, либо то, какими нам хочется казаться.

— И так, и так может быть. Вопрос — какой путь выбрать. По сути, та концепция визуального стиля города, которую я видел, не бренд, а фирменный стиль города. Бренд все-таки более емкое, многовекторное понятие. Оно включает набор определенных качеств. В современном Минске нет ярко выраженного признака. Сложно обозначить, в чем идентичность нашего города. В этом я соглашусь с разработчиками.

1

Фирменный стиль складывается из базовых элементов: знак, логотип, шрифт, колористическая гамма. Он работает на эстетику, имидж. При его создании можно опираться на историческое прошлое. Но в современном мире все так быстро меняется… Поэтому поддерживаю мнение, что не стоит привязываться к какому-то событию, дате или архитектурному объекту. Нужно найти абстрактный образ, но который будет про нас. А мифы тоже необходимы. В какой город ни приедешь, экскурсоводы рассказывают истории, которые так нравятся туристам.

— Вы о таких легендах, как черная панна Несвижа?

— Да, туристы любят так называемые мифы места. И Минску они нужны. Те, что существовали, стерты, поскольку город был разрушен войной.

— Способен ли графический дизайн улучшить имидж города?

— Его возможности ограничены, конечно. И тем не менее фирменный стиль помогает сформировать эстетическое представление о городе. Дает понять, что люди, которые живут здесь, кое-что понимают в дизайне и со­временном искусстве.

 — Чтобы графика стала узна­ваемой, она должна регулярно использоваться. Но где?

— Теоретически предложенный фирменный стиль пригоден для сувенирной продукции. Для оформления праздника День города. Но для меня осталось непонятным, на какую аудиторию ориентирован этот визуальный стиль. На минчан? Вряд ли. На туристов? Возможно.

Но, как в таких случаях говорят мои студенты, не хватает солидола. То есть солидности. А конкретно — цифр, статистики. Некоторые формулировки, разъясняющие суть концепции, просто умиляют. Я даже выписал себе: «современные оригинальные полосы». Что это такое — современные полосы? Как тогда выглядят несовременные?

У нас на кафедре есть обязательное задание для студентов — разработать суперграфику. Это формальные композиции, которые можно переносить в масштабе на поверхности большой площади. Когда предлагают комбинации полос, преподаватели разочарованно говорят: «У-у-у-у». Такие изображения быстро приедаются. Представьте, что эту полосатую графику перенесли на фасады домов. Неделю, месяц это будет ново, прикольно. Но если жить в этом все время?

3

Всем, кто вырос в Советском Союзе, хорошо знакомо понятие «тотальный дизайн». Летом был в гостях в Тбилиси. У знакомых увидел полки точь-в-точь такие же, как у меня. Один и тот же образец — неважно, мебели, обуви или чего-то еще — тиражировался по всему Союзу. Поэтому и стоили такие вещи дешево. Теперь представьте, если фирменный стиль бездумно перенесут на плакаты, фасады домов, скамейки…

Для оформления фасадов есть куда более современные способы. Тот же стрит-арт. Да, изначально это было хулиганство. Но сегодня в этом стиле начали работать профессиональные художники. Это действительно интересное направление в искусстве.

— Правда ли, что за каждым цветом закреплены определенные ассоциации? Например, голубой — цвет интеллекта.

— Такие утверждения напоминают мне то, как студенты выдумывают какие-нибудь тезисы и выдают эти фантазии за аксиому.

— Предположим, вы разрабатываете фирменный стиль для компании, города — неважно. На что будете опираться?

— Выбор цвета субъективен. Как художники говорят: «Звонко!» Но в любом случае должны быть ассоциации, подкрепленные чем-то. Например, историческими фактами. Разрабатывая фирменный стиль для Беларуси, можно опираться на цвета национального костюма. Замечали, банки останавливаются на бодрых цветах — красный, оранжевый, насыщенный зеленый. Это скорее эмоциональный выбор. С разработкой логотипа, знака, графики сложнее. Должен сложиться образ. Важно учитывать, чтобы тот фирменный стиль, который вы предлагаете, не был вторичен.

— И все-таки где критерии отличия хорошего фирменного стиля от «так себе»? И существуют ли они? Как избежать субъективизма?

— Главный критерий — приживется стиль или нет. Будет работать или нет. Например, дизайнер придумал новую этикетку и бутылку для спиртного. Продажи пошли вверх. Значит, сработало. Это коммерческая эффективность. Второй аспект — социальная эффективность. Когда с помощью графических средств, например, плакатов, удается привлечь внимание общества к существующей проблеме и сформировать установку для ее восприятия.

Каким будет фирменный стиль Минска, пока неясно. Разработчики представили его визуальное решение (смотрите фото) и объяснили, почему так, а не иначе (подробнее на brandminsk.by).

 Отсутствие конкретного декоративного графического символа.

 Функцию логотипа выполняет написание названия города, выполненное фирменным минским шрифтом.

 Акцент на дополнительную графику, узор из чередующихся белых и голубых полос одинаковой ширины.

 Использование в качестве основных символов голубого цвета (символ интеллекта, абстрактного мышления и коммуникации) и линии (наиболее эффективная и гибкая гео­метрическая форма).

Ирина Юдина

Рубрики: Технологии

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах