https://www.traditionrolex.com/8
<p>Городской фольклор пополнило новое слово «Марксщатик». Так неофициально называют первую пешеходную минскую улицу. Ирония это или комплимент? Виднее острословам, которые смешали Маркса с Крещатиком</p>

На проспекте Независимости, улицах Комсомольской и Карла Маркса появятся информационные знаки, предупреждающие о закрытии движения. По пятницам вечером на въездах на пешеходную улицу будут устанавливать ограждения, сообщает «Минский курьер».

Городской фольклор пополнило новое слово «Марксщатик». Так неофициально называют первую пешеходную минскую улицу. Ирония это или комплимент? Виднее острословам, которые смешали Маркса с Крещатиком.

За «круглым столом» «МК» обошлось без сравнений. Говорили, как создать такое пешеходное пространство, которое устроит и жителей улицы Карла Маркса, и других минчан, и туристов, пешеходов и автомобилистов.

Корр.: В минувшем году новый культурный проект — пешеходная улица Карла Маркса — стал одним из самых обсуждаемых в городе (если судить по прессе и отзывам на всевозможных форумах). Но прежде чем переходить к оценкам, что получилось, а что нуждается в доработке, разберемся с терминологией. Всякая ли улица, свободная от автомобильного движения, претендует на статус пешеходной?

Часть улицы Карла Маркса — от Володарского до Комсомольской — с мая по сентябрь минувшего года по выходным была свободна от автотранспорта. Пешеходной на это же время она станет и в нынешнем сезоне.

Ольга Белова: Отсутствие транспорта — это лишь один фактор, способствующий более комфортному потреблению городской среды. Одного этого недостаточно, чтобы закипела общественная жизнь. На Карла Маркса пока мало притягательных для пешеходов объектов. Для чего нам туда идти? Ответы могут быть самыми разными. Наиболее очевидный — эстетическая привлекательность. Беспроигрышный путь — организация пешеходных пространств в исторической среде, где сконцентрированы памятники архитектуры. С этой точки зрения улица Карла Маркса довольно скупа. И тем не менее в истории городов существует множество примеров создания пешеходных пространств на территориях без исторического контекста, но где ярко выражена образная привлекательность.

Не менее важен момент удобства. Установлены ли скамейки? Легко ли ориентироваться: есть ли система указателей? Какое освещение? Просто ли найти урну, туалет? Насколько безопасно пешеходы чувствуют себя здесь?

Корр.: Что может служить точками притяжения к пешеходным пространствам?

Ольга Белова: Набор стандартный. Конечно, торговля: наличие магазинов, разнообразных как с позиции ассортимента, так и ценовой категории. То же с питанием. Хорошо, когда на пешеходной улице есть и заведения класса «люкс», и точки, где можно купить fast food или мороженое.

Мастерские ремесленников, музеи, выставочные залы должны активнее проявлять свое присутствие в городской среде. Чтобы люди посещали концерты либо другие культурные мероприятия не только адресно, но и попутно. Проходили мимо, заинтересовались, что здесь происходит, и зашли.

Корр.: Успех пешеходной улицы зависит главным образом от ее облика либо тех культурно-развлекательных событий, которые там происходят?

Ольга Белова: Выстраивать ­иерархию, что на первом, а что на втором месте, некорректно. Образ улицы и ее культурный контекст едины.

Корр.: У жителей улицы Карла Маркса были претензии по формированию развлекательных программ. Жаловались на громкую музыку, поздние концерты. Удалось прийти ко взаимопониманию?

Сергей Медведев: И отдел культуры администрации Ленинского района, и управление культуры Мингорисполкома оперативно реагировали на замечания. Сделали выбор в пользу более камерных концертов и зрелищ, где музыка не нужна вовсе. Сократили время проведения культурно-развлекательных программ.

Напомню, 9 мая открывается второй сезон работы пешеходной улицы. С администрацией Ленинского района решаем насущные вопросы. Нужно поставить туалеты. Организовать точки быстрого питания. Хотя сеть общепита на Карла Маркса достаточно хорошо развита, выездной торговли не хватает.

Олег Рыжков: Проживание в центре города предполагает определенные неудобства. Пешеходная улица должна стать брендовой и придерживаться своей концепции. Иначе проект умрет или станет формальным.

Корр.: Олег Гарьевич, на ваш взгляд, музей и пешеходная улица могут быть полезны друг другу?

Олег Рыжков: Конечно. Исторический музей располагает шикарным внутренним двориком. Пока он используется в основном как автостоянка. Мы обратились к городским властям, чтобы нам официально было разрешено задействовать эту территорию для культурных мероприятий. На­деюсь, в скором будущем дворик полностью перейдет в собственность музея.

Сегодня уже прозвучала мысль о том, что пешеходная улица должна иметь точки притяжения. В Бресте, например, горожане специально приходят посмотреть, как фонарщик зажигает огни. Это происходит в определенное время. Внутренний дворик нашего музея тоже может стать одной из подобных точек притяжения. Но прежде нужно решить несколько проблем. У музея нет оборудования, которое необходимо для выступлений артистов. И пока нет куратора креативных проектов. Освободил ставку, чтобы взять человека, который будет этим заниматься. Сейчас ищем специалиста.

Внедрение музея в пешеходное пространство не должно выглядеть планшетным выставочным проектом. Нужны новые формы работы.

Пешеходная улица должна стать брендовой и придерживаться своей концепции.

 Корр.: Олег Гарьевич, на работу на машине ездите?

Олег Рыжков: Когда как.

Корр.: Интересуюсь не из праздного любопытства. Национальный исторический музей находится как раз на пешеходной части улицы Карла Маркса. В будние дни там все заставлено машинами. Куда они исчезают в выходные — на штрафстоянку, что ли? Сергей Феликсович, поясните, пожалуйста.

Сергей Туркин: В будние дни там паркуются те, кто приезжает на работу. На Карла Маркса много административных зданий, офисов.

В прошлом году, когда пешеходная улица только-только появилась, в ночь с пятницы на субботу приходилось эвакуировать машин по 50. Но буквально через две-три недели люди привыкли, что по выходным Карла Маркса становится пешеходной. Если и нужно было убирать транспортные средства с пешеходной зоны, то лишь единицы.

Корр.: Насколько перекрытие участка Карла Маркса увеличивает автомобильную нагрузку близлежащих улиц?

Сергей Туркин: Карла Маркса не слишком загружена транзитным движением. Рядом проходят скелетные улица Кирова, проспект Независимости. У них большая пропускная способность. Есть варианты объезда закрытого участка, причем безболезненно для граждан, по проспекту Независимости, улицам Кирова и Володарского.

Что касается автотранспорта жителей улицы Карла Маркса, то выездов со дворов на ее пешеходном участке практически нет. Они ориентированы на Володарского, проспект.

Корр.: Госавтоинспекция принимала участие в выборе, какую улицу города сделать пешеходной?

1

Сергей Туркин: Решение принимали на уровне города. Если рассматривать центр Минска, то с точки зрения интенсивности дорожного движения выбранный участок улицы Карла Маркса наименее проблематичен.

Мингорисполком выделил средства на закупку технических средств, которые позволят обеспечить дорожную безопасность на этой улице на более высоком уровне. На проспекте Независимости, улицах Комсомольской и Карла Маркса появятся информационные знаки, предупреждающие о закрытии движения на пешеходном участке. В пятницу вечером на въездах сюда будут устанавливать ограждения. Рассматривают несколько вариантов — как декоративные изгороди, так и стандартные малые архитектурные формы, которые будут выставлять по пятницам вечером. В субботу утром на пешеходной улице транспортных средств быть не должно. Поэтому водителям не следует оставлять здесь машины в пятницу вечером. После полуночи они будут эвакуированы.

Корр.: Но ведь на Карла Маркса есть рестораны, кафе и бутики, куда обычно приезжают на авто.

Сергей Туркин: Эта проблема надуманная. На Кирова в выходные дни обычно есть места для парковок. На Ульяновской и в районе Концертного зала «Минск» тоже можно поставить машину. Другое дело, что у нас люди чуть ли не в офис или домой на автомобиле заезжают. В рабочие дни это можно объяснить спешкой. Но в выходные… Элементарная лень. Если вы хотите провести время в кафе, значит, настроены на отдых, общение. Неужели нужно подъезжать на машине к самому входу в заведение, куда вы собрались? Все-таки пешеходная улица — это имидж города. Это интересно. А немного пройтись полезно для тонуса.

Корр.: Владимир, знаю, вы помогали в организации некоторых проектов на пешеходной улице. Поделитесь впечатлениями, как оцениваете художественный уровень тех представлений, которые показывали публике в прошлом сезоне?

Владимир Галак: Cамо появление такой улицы — огромный плюс городу. Она интересна своей необычностью, экспериментальностью, возможностью для самореализации. Но не все, кто выступал на Карла Маркса минувшим летом, работали профессионально. Унылого и откровенно халтурного зрелища все-таки не должно быть. Как говорится, назвался груздем — полезай в кузов.

Олег Рыжков: А мне кажется, что пешеходная улица дает возможность как раз таки начинающим артистам и любителям про­явить себя. И нет ничего страшного, если у мимов потек грим, потому что его нанесли не по правилам. Не следует требовать от пешеходной улицы каких-то невероятных развлечений. Она не должна выполнять роль клоуна. Нужно уходить от понятия «культура потребления», необходимо уметь из предложенного выбрать то, что близко именно вам. Можно просто сидеть в кафе на той же улице Карла Маркса, пить кофе и наблюдать за происходящим. А можно целенаправленно прийти послушать какой-то концерт. Важно самостоятельно определиться, что интересно именно вам. А у нас часто так: «Дайте это, дайте то». А в итоге все не нравится.

Корр.: Насколько я знаю, те, кто выступал на Карла Маркса в минувшем сезоне, работали на энтузиазме. Без гонораров. Понятно, что новичков и любителей больше, чем профессиональных артистов. Хотя были и они. Та же группа «НагУаль», к примеру.

Сергей Туркин: Живу на Ленинградской. Это недалеко от Карла Маркса. Прошлым летом с ребенком гуляли по пешеходной улице. Смотрели огненные шоу, выступ­ления роллеров. Это было интересно.

Корр.: Вопрос Владимиру. Как вам кажется, появление в городе пешеходной улицы может способствовать повышению мастерства театров, которые работают на открытых пространствах?

Владимир Галак: Не думаю, что ее появление особенно повлияет на развитие уличного искусства. Другое дело, что у коллективов, которым раньше было сложно представить себя в городском пространстве, появилась возможность выступать. Сам по себе уличный театр синтетичен. Он может включать акробатические, огненные, танцевальные шоу. Те представления уличных театров, которые видел на Карла Маркса, довольно среднего уровня, а местами и ниже среднего. Но это не проблема этого проекта. У нас к уличному театральному движению относятся как к игрушке. В академии искусств его в принципе не изучают.

Сергей Медведев: В этом году планируем реализовать абсолютно новый для города проект, который соберет в Минске белорусские и зарубежные уличные театры.

Владимир Галак: Сейчас документы на согласовании. Надеемся, в мае будет готово положение о проведении проекта. Он пройдет с мая по сентябрь в парке имени Горького и на пешеходной улице. А на 20–23 сентября намечен праздник уличных театров. Хотим пригласить 15 отечественных и 20 зарубежных коллективов. Как я уже говорил, в Беларуси не­много уличных театров, которые работают на фестивальном уровне.

Корр.: Когда в разных городах России начали появляться пешеходные улицы, архитекторы были недовольны их однотипностью. Благоустройство многих из них проводилось без учета особенностей территорий. Ольга Васильевна, интересно ваше мнение, сформирован ли облик минской пешеходной улицы и нуждается ли он в корректировке?

Ольга Белова: У студентов нашей кафедры были попытки сделать архитектурный проект для Карла Маркса. Но не вышло. Это сложившееся пространство. Улица плотно застроена. Серьезных изменений здесь быть не может. Было бы интересно поработать с существующими кулуарами — тем же музейным двориком. На дворовую территорию жилых домов общественное пространство не имеет право вторгаться. Об этом речь не идет.

Облик улицы можно оживить за счет малых архитектурных форм. Полезно заменить покрытие планшета. Асфальт не совсем подходит для пешеходного пространства. Существует множество приемов сезонного озеленения. Новый световой сценарий оформления может заставить архитектуру заиграть по-новому.

Но, на мой взгляд, в основе проекта должна быть идея развития не пешеходного пространства самого по себе, а публичного пространства столицы. Того, что принято называть городским образом жизни. В Минске он пассивный. Не сформирована привычка переносить частную жизнь в публичное пространство. Например, посмотреть футбол по телевизору не лежа на диване, а в компании друзей в кафе, где транслируют спортивные матчи. Пора переходить от потреб­ления культуры к жизни в культуре.

Корр.: Как будет развиваться проект в нынешнем сезоне?

Владимир Галак: Идея создания пешеходной улицы шикарна. Было бы здорово сформировать творческую группу или художественный совет, который помогал бы в составлении программ выходного дня. Потому что в прошлом сезоне это по большому счету легло на плечи одного человека — начальника отдела культуры администрации Ленинского района Оксаны Никитиной, которая проводила на Карла Маркса каждые выходные.

Сергей Медведев: Не нужно ожидать, что минская пешеходная улица уже завтра превратится в Монмартр. Это эксперимент. Здесь интересно тем людям, которые движутся вперед. Пешеходная улица — не профессиональные подмостки. Это место, где у любого талантливого человека есть возможность выразить себя. Те, кто хочет выступить на Карла Маркса в нынешнем сезоне, могут подавать заявки в отдел культуры администрации Ленинского района. Ремесленники, как и в прошлом году, получат возможность торговать авторскими изделиями. Хочется, чтобы и туристы, и минчане, гуляющие по Карла Маркса, чувствовали себя здесь комфортно. Предлагаю подходить к этому новому для Минска явлению с позиций оценки, но не критично изначально.

Ирина Юдина

https://www.traditionrolex.com/8