https://www.traditionrolex.com/8
<p>Некоторые захоронения на белорусских кладбищах, по мнению этнографов, представляют еще и историко-культурный интерес. Так, до наших дней на деревенских кладбищах Беларуси встречаются, хоть и очень редко, необычные погребальные сооружения в виде домиков – отголосок языческих обрядов. В Кличевском районе на Могилевщине их принято называть «теремками»</p>

Некоторые захоронения на белорусских кладбищах, по мнению этнографов, представляют еще и историко-культурный интерес. Так, до наших дней на деревенских кладбищах Беларуси встречаются, хоть и очень редко, необычные погребальные сооружения в виде домиков – отголосок языческих обрядов. В Кличевском районе на Могилевщине их принято называть «теремками», сообщает ОНТ.

Людмила Русецкая, научный сотрудник Кличевского краеведческого музея: «Так когда-то хоронили наши предки-славяне. Над могилой возводится домик в виде теремка с окошечком, в которое, считали наши предки, выглядывают души умерших».

Надмогильный «теремок» на кладбище деревни Борки Кличевского района, по данным этнографов, – один из немногих, сохранившихся в Беларуси. «Домики мертвых», «избы смерти», «домовины» – это все названия подобных типов захоронений, в особенности распространенных на бывших территориях дреговичей. Такие языческие погребения во многих белорусских местечках долгие века уживались не только с христианскими обрядами. Даже в эпоху воинствующего атеизма некоторые крестьяне продолжали хоронить в теремках. Этот в 1939 году родственники некоего Кузьмы Цмыга соорудили над его могилой.

Игорь Марзалюк, доктор исторических наук, профессор: «На том свете, согласно с языческими традициями, человеку надо поесть и где-то жить… Человеческая душа, как дымок, как сам человек, только уменьшенная копия. И если нам нужно есть каждый день, то душе хотя бы 2 раза в год: на весенние и осенние «Дзяды».

Через окошко в теремке в поминальный день просовывали угощение. Схожая традиция дожила до наших дней.

Это развалины старинной каплицы и руины еще одного погребального теремка. Кличевские краеведы ратуют за сохранение, как вариант – реконструкцию, «теремков». Ведь скоро и рассказать о древнем обряде будет некому. В деревне Борки – всего несколько жителей. Старожилом считается 60-летняя Тамара Кондратенко, как выяснилось, праправнучка похороненного под теремком Кузьмы Цмыга. Но и она не знает, в чем сакральный смысл сруба на могиле.

Этнографы утверждают: как это ни удивительно, все мы с раннего детства знакомы с объектом, прототипом которого была изба смерти. Вот она – избушка на курьих ножках. На самом деле, «курьих», видимо, ошибка при переводе. Ножки, а точнее, пни под погребальной избушкой, «обкуривали» дымом. Возможно, от насекомых и грызунов.

Сегодня во многих европейских странах набирает популярность так называемый кладбищенский туризм. Ведь некоторые некрополи расскажут о стране, ее истории, укладе жизни больше любого путеводителя. По мнению историков и краеведов, и на белорусских кладбищах тоже сохранились уникальные захоронения и древние погребальные обряды.

https://www.traditionrolex.com/8