<p>Такие новости и такие проблемы у нас принято обсуждать очень тихо. Совсем тихо. Тише некуда – так, чтобы голоса собственно белорусского турбизнеса, агентского и операторского рынка, и слышно не было. Как будто ни рынка, ни турбизнеса в стране нет. Или по крайней мере происходящее нас не касается.  Хотя такое событие напрямую отразится и на туристах, и на турфирмах</p>

Такие новости и такие проблемы у нас принято обсуждать очень тихо. Совсем тихо. Тише некуда – так, чтобы голоса собственно белорусского турбизнеса, агентского и операторского рынка, и слышно не было. Как будто ни рынка, ни турбизнеса в стране нет. Или по крайней мере происходящее нас не касается.  Хотя такое событие напрямую отразится и на туристах, и на турфирмах.

Крупный российский игрок, имеющий собственное представительство в Беларуси, известная туроператорская компания «Натали Турс» впервые за десять лет в этом сезоне не будет продавать свои турпакеты с вылетом из Минска авиакомпанией «Белавиа». «Натали Турс», у которой основной профиль, напомним, Испания, но также сильные позиции и по ряду других направлений, – нет ни в блоках на различных чартерах, консолидируемых «АэроБелСервисом», ни на регулярном рейсе «Белавиа» в Барселону. По словам агентов, ранее проданные билеты в турпакетах «Натали Турс» на самолеты «Белавиа» в настоящее время выписываются или будут выписаны, согласно договоренностям, однако приблизительно с конца  апреля продажи прекращены. Все блоки компании на всех рейсах «Белавиа» аннулированы.

К сожалению, и глава белорусского представительства «Натали Турс» Ольга Вышинская, и заместитель гендиректора «Белавиа» по маркетингу и внешнеэкономической деятельности Игорь Чергинец отказались комментировать, при каких условиях и по каким причинам был расторгнут договор. Поэтому возьму на себя смелость изложить очевидные факты, а также рассказать, что думают агенты, на продажах которых (как и любого оператора) держится «наталевский» турпродукт, относительно перспектив компании в наших условиях.

Напомним, что в прошлом сезоне позиции «Натали Турс» по различным направлениям были закреплены в жестких блоках, которые компания имела на чартерах «Белавиа», консолидируемых «АэроБелСервисом»:

Испания – 40 мест

Родос – 20 мест

Крит – 20 мест

Анталья – 15 мест

Кроме того, «Натали Турс» грузила места на итальянском чартере компании «Гулливер». Также традиционными направлениями компании являются Кипр, на который белорусы добираются регулярными рейсами из Минска, и, безусловно, ОАЭ, Таиланд, куда «Натали Турс» отправляет клиентов из белорусской столицы рейсами авиакомпании «Этихад». Важно подчеркнуть, что на вышеперечисленных направлениях компания является признанным игроком на российском, украинском, казахском и белорусском рынках, имеет сильные позиции. Добавим, что общее количество мест на жестких блоках национального авиаперевозчика не отражает реальный вес оператора на белорусском рынке, на самом деле он больше.  Скажем, столь популярные у белорусов недорогие турпакеты в ОАЭ с вылетом из Киева лоукостером  Flydubai также принадлежат оператору «Натали Турс» и весьма активно реализуются нашими турагентами.

Добавим, что в отличие от другого крупного российского игрока – компании «Тез Тур» – «Натали Турс» никогда не имела собственных, целиком принадлежавших ей чартеров из Минска, продавала блоки на различных направлениях, и блоки эти с годами, увы, не росли.

Видимую трещину партнерские отношения с «Белавиа» дали в 2011-м, когда в разгар кризиса «Натали Турс» резко отказалась грузить свой блок мест на Испанию на чартере «АэроБелСервиса». Ситуация, как помним, тогда была критической и в турбизнесе, и в стране в целом.  Программы по всем направлениям оптимизировались, те чартеры, которые было возможно снимать из полетной программы, снимались. На Испании снимать особо было нечего – последние 15 лет на Барселону летал лишь один чартер, направление не росло. Поэтому самолет в тот памятный год остался, но  грузили его достаточно напряженно.

То, что «Натали Турс», выражаясь грубым каламбуром, «вылетела» со всех чартеров «Белавиа», все агенты, весь белорусский туррынок называет новостью номер один в сезоне. Но, строго говоря, это новость номер два. Первой сенсацией все-таки является приход на белорусский рынок испанской бюджетной авиакомпании Vueling, причем в тесном сотрудничестве с «Натали Турс», блок которой, по непроверенным данным, на рейсах дискаунтера составляет около 100 кресел. То есть это практически весь самолет. Еще 10–20 билетов реализируются в свободной продаже и, как всякие подобные остатки билетов, по цене абсолютно «нелоукостовой», что крайне удивляет неосведомленных людей. Напомним, что самолет испанской авиакомпании начинает летать из Минска со 2 июня.

Связь новости номер один с новостью номер два очевидна. Итог: российский оператор оказался в уникальном для белорусского рынка положении – в состоянии своей собственной игры. До сих пор все более-менее значимые «игры» на белорусском туристическом рынке происходили при непосредственном участии «Белавиа», которая со своими самолетами контролирует практически все массовые туристические направления из Беларуси. В условиях абсолютно непрогнозируемого в последние три года объема нашего рынка, ограниченного парка самолетов  и некого подобия конкуренции между операторами именно «Белавиа» фактически решает судьбу направлений. Особенно заметно это проявляется, когда речь идет о новинках сезона. Так, например, было в этом году с Сицилией и Пелопоннесом, претензии на которые предъявило сразу два консолидатора, связанных с  различными операторскими пулами. Именно «Белавиа», выступив в роли эксперта, поставила точку в этой истории, отдав Сицилию «АэроБелСервису», а Пелопоннес  «Аэротрэвелу». А вот могла бы и перетасовать эту колоду...

Важно отметить, что новое положение «Натали Турс» на нашем рынке, в частности ее сотрудничество с компанией  Vueling,  целиком вписывается в стратегию компании по формированию собственного турпродукта. В конце 2012 года собственник компании Владимир Воробьев давал интервью украинскому порталу prosto turist, где на вопрос о том, на чем основывается «наталевский» турпродукт, выделил три фактора. Первый, конечно, эксклюзивные отели, второй – фирменный, клубный стиль отдыха и третий (цитирую): «…стараемся наладить эксклюзивную перевозку, потому что она также напрямую связана в восприятии клиентов с качеством «Натали Турс». Например, в России у нас эксклюзивное право на использование рейсов компании «Трансаэро» по направлению Испании. Отправляя около 150 тыс. туристов в эту страну ежегодно, авиаперевозчик является стратегическим партнером. В Украине заключили эксклюзивный контракт с авиакомпанией flydubai…» Ключевые слова – «эксклюзивная перевозка». Другими словами – «третий фактор» пришел в Беларусь. Что же это меняет на рынке и как же все-таки может сложиться дальнейшая судьба оператора в Беларуси?

Главный вектор интереса – это, конечно, Испания. Направление в этом году ожидает четырехкратное увеличение объемов. Новый чартер на Майорку, два регулярных рейса в неделю «Белавиа» в Барселону плюс один рейс в каталонскую столицу Vueling. Интересно, что все довольно лихо продается. Кроме «Натали Турс», на видимых операторских позициях – «Тез Тур», «Корал Трэвел», «АэроБелСервис», «Сакуб» и «Вояжтур» (они имеют блоки на рейсах «Белавиа»). В принципе не так уж много игроков.

Агенты втихую обсуждают, что с одной стороны разрыв партнерских отношений с «Белавиа» – это, конечно, плохо: и для агентов, и для оператора. С другой – все происходящее дает «Натали Турс» возможность «проявить характер и показать уровень своего профессионализма». Сотрудничество «Натали Турс» с Vueling по сути – это шанс выйти на рынок с новым турпродуктом  и предложить белорусским туристам иные программы отдыха в Испании. «Рейс Vueling, – считают агенты, – дает возможность делать хорошие комбинированные программы со стыковками – на Майорку, на Тенерифе, на Коста-дель-Соль, на Бенидорм.  Во всех этих регионах у «Натали Турс» очень сильные позиции. Если они этим будут заниматься, вряд ли мы сможем конкурировать по ценам».

Некоторые агенты, работающие с Испанией, признаются, что уже ждут осени и второго рейса в неделю на Барселону от Vueling, что, по их мнению, полностью поменяет характер продаж такого все более популярного у белорусов межсезонного направления, как Тенерифе. Сейчас белорусы в основном летают на Канары из Вильнюса, есть возможность добраться «Белавиа» до Барселоны и стыковочным рейсом долететь до Тенерифе. Но два еженедельных рейса Vueling с турпакетами от «Натали Турс», конечно, могут «вышибить» все, считают представители турагентских компаний. В общем, честно говоря, в первую очередь тут есть о чем подумать «Белавиа»… и, возможно, подготовиться к такому развитию событий.

Думается, многое зависит от того, является ли по сути белорусский рынок таким уж стратегически важным для «Натали Турс». Таким, например, как украинский. Из Киева Vueling и «Натали Турс» летают в Барселону три раза в неделю. Понятно, что наш рынок, мягко говоря, специфический. Здесь в таком духе не разгонишься, как на Украине или в России. Пространство для маневра очень узкое. Но, как видим, именно «Натали Турс» удалось его хоть и своеобразно, но «расширить». ««Натали Турс» – компания, которая выделяется своей четкой стратегией, – считают агенты. – Компания всегда приходит со своим сильным турпродуктом, образно говоря, «рвет рынок», ставит реальную цену и зарабатывает. Это компания, которая всегда идет своим путем». Эти слова  напрямую перекликаются и с тем, что говорила Ольга Вышинская в интервью нашему изданию в мае 2010 года: «Компания «Натали Турс» всегда выбирает свой собственный путь – касается ли это выхода на новое направление или способов борьбы с ценовой конкуренцией. И в большинстве случаев такой подход приводит к положительным результатам».

В любом случае все сходятся во мнении, что создан прецедент. Один из игроков рынка действительно пошел своим путем и повел свою игру. В связи с этим Испания, возможно, – не единственное направление, на котором в перспективе будет интересная, необычная раскладка сил. Теперь все гадают, какое направление будет следующим – Кипр?..