Шесть аргументов в пользу установки памятника князю Ольгерду в Витебске

21.05.2013 - Новости

Шесть аргументов в пользу установки памятника князю Ольгерду в Витебске

Современному Витебску не хватает монументальных скульптурных композиций

В Витебске планируется установить памятник князю Ольгерду, основателю витебских замков. Монументальный всадник призван пропагандировать историю родной страны и древнего города на Двине. На данный проект получено согласие главы государства. Однако недавно в интернете появились публикации не согласных с установкой памятника князю, воевавшему с русским соседом. Попробуем разобраться вместе, сообщает «Народное слова».

Аргумент первый. Муж государственный

Ольгерд был одним из успешных великих князей литовских, русских и жемойтских. Родился в 1296 году. После смерти его отца Гедимина княжество оказалось разделенным между семью сыновьями и братом. Каждый был самостоятельным, и никто из них не пользовался старшинством, но вскоре Ольгерд и Кейстут взяли на себя руководство в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском (ВКЛ), и причиной тому послужила угроза вторжения ливонских рыцарей.

Как известно, первой столицей ВКЛ был город Новогрудок. До конца XVIII века современные белорусские земли называли Литвой, а предков-белорусов – литвинами.

Около 1318 года Ольгерд женился на дочери витебского князя Марии Ярославне, которая была русской, как и ее отец. Нигде не указывается, что они относили себя к литвинам, называли себя русинами.
Ольгерд был дважды женат, второй раз – на русской княжне из Твери Ульяне Александровне.

В 1341 году вместе с братом Кейстутом Ольгерд был приглашен псковичами для защиты их земель от ливонских рыцарей. От княжения в Пскове отказался, оставив там своего сына Андрея.

За годы правления  Ольгерда территория княжества увеличилась практически в два раза.

Аргумент второй. Патриот и гражданин

Ольгерд все действия направлял на то, чтобы максимально расширить пределы своего княжества, усилить влияние в Новгородской, Псковской и Смоленской землях. Более значительного влияния Ольгерду удалось добиться в Смоленске. Явившись защитником смоленского князя Ивана Александровича, действовал вместе с ним. Сын Ивана, Святослав, со смоленской ратью сопровождал Ольгерда в походах против крестоносцев. В Новгороде даже оформилась партия сторонников Ольгерда. Данью уважения стало размещение скульптурного изображения князя среди фигур государственных деятелей Руси на памятнике «Тысячелетие России», установленном в Великом Новгороде еще в 1862 году.

Таким образом, Ольгерд был одним из тех, кто боролся за объединение  земель в одно государство.

 – Князь Ольгерд многое сделал для Витебска, – говорит витебский археолог, кандидат исторических наук Татьяна Бубенько. –  Этот памятник – еще один шаг к объединению народов. Ведь именно Ольгерд первым одержал крупную победу над татарами на Синих Водах в 1362 году, положив начало освобождению восточнославянских народов от ордынского господства. Витебск объединяет народы через культуру, международный фестиваль искусств «Славянский базар». Поэтому установка памятника князю в нашем городе станет важным и символичным событием.

Аргумент третий. Признак европейского города

Современному Витебску не хватает монументальных скульптурных композиций. Однако сегодня мы являемся свидетелями масштабных преобразований в развитии инфраструктуры областного центра. Витебск достойно представлен в ряду европейских городов, привлекательных для международного туризма. Разрабатывая новый архитектурный и художественный облик города на Двине, специалисты учитывали все нюансы, в том числе и тот, что скульптура всадника считается признаком европейского города. В Киеве на Софийской площади – Богдан Хмельницкий на коне, во Львове – основатель города князь Даниил Галицкий, в Петербурге – медный всадник Петр І, в Варшаве – бронзовый князь Понятовский, в Риме – Марк Аврелий.

Полоцк по наличию памятников историческим деятелям и даже букве белорусского алфавита обошел Витебск. В 2007 г. в Полоцке тоже появился всадник – Всеслав Брячиславич (Чародей), который княжил с 1044 по 1101 год и существенно расширил земли Полоцкого княжества. Кстати, полочане собирали деньги на этот памятник, как говорится, всем миром. Помогали спонсоры, проводили субботники. И сегодня это одна из достопримечательностей древнего Полоцка, откуда зарождалась белорусская государственность.

Аргумент четвертый. Почитай историю

Витебску не повезло: после Великой Отечественной войны в городе практически не осталось уцелевших зданий, а ведь они умеют хранить историю и могут рассказать о многом.

Территория исторического центра Витебска формировалась как система трех замков. И сегодня о древней Замковой горе напоминает улица Замковая, ведущая от Кировского моста к площади Свободы и Летнему амфитеатру. Но еще два столетия назад в центре Витебска возвышался крутой холм, похожий на усеченную пирамиду. Первые археологические исследования древнего Витебска были выполнены именно на Замковой горе в конце ХІХ века. Верхний замок обустраивался вдоль устья Витьбы, в нем были общественные здания: приказ, двор воеводы, а также Михайловская церковь. Нижний замок примыкал к Верхнему северной частью. На его территории стоит Благовещенская церковь. Возведение каменного оборонительного пояса вокруг города началось в І половине XIV века – в годы правления князя Ольгерда. В 1984 г. археологи нашли остатки фундамента одной оборонительной башни. Более чем через 20 лет на этом месте воссоздана стилизованная средневековая башня Духовской круглик, которая органично вписалась в современную архитектуру главной сцены «Славянского базара в Витебске». Ни одна экскурсия по городу теперь не обходится без посещения этого исторического объекта центра культуры «Витебск». Первый вопрос, который задают туристы, – откуда такое странное название. Да, фундамент имел четыре угла, а башенный верх – восемь, вот и круглая. Духовской – потому что напротив Свято-Духовской церкви, которая стояла на том месте, где теперь возвышается башенка Витебского облисполкома. В экспозиции выставочного зала Духовского круглика есть портреты, написанные художником Игорем Дуровым, князя Ольгерда и княгини Ульяны, основателей витебских замков.

Сегодня по улице Суворова, бывшей Узгорской, проходит один из туристических маршрутов. И вполне уместно, что памятник Ольгерду будет установлен на берегу Витьбы, где семь столетий назад стояли стены оборонительного замка.

Аргумент пятый. По закону борьбы противоположностей

Историю жизни и деятельности Ольгерда сегодня каждый трактует в свою пользу и, что особенно неприятно, использует как мощнейший инструмент пропаганды вражды и раздора. Дескать, «литвин в русском городе»… Одни историки ссылаются на летописи Быховца и Густынскую, свидетельствующие, что Ольгерд принял православие и православное имя Александр еще до женитьбы на Марии Ярославне, то есть до 1318 года. Другие – на «Ливонские хроники», по которым похороны Ольгерда были совершены по языческому обряду. В московских редакциях «Жития Виленских мучеников» значится и такой факт: по настоянию двора Ольгерд обрек на смерть трех придворных литвинов, обращенных в христианство, – Антония, Иоанна и Евстафия, будущих святых. При Ольгерде строились православные храмы: два в Витебске, один в Вильне во имя святой мученицы Параскевы (Пятницкая церковь). Великое княжество Литовское было полиэтничным и поликонфессиональным государственным образованием, включало наряду с литовскими землями обширные восточнославянские территории. (В течение XIV века в его состав вошли Киев, Полоцк, Туров, Брянск, Смоленск, Луцк, Владимир-Волынский.). Вполне понятно, что в XIV веке земли Восточной Европы находились на распутье этнокультурного пограничья, где пересекались интересы различных государств и религиозных традиций. По закону единства и борьбы противоположностей любой объект мы воспринимаем как сложное образование, которое может содержать несовместимые элементы. Однако цивилизованные отношения в обществе предполагают внимательное отношение ко всем противоречиям, чтобы впоследствии находить пути их разрешения.

Аргумент шестой. Не забывайте корней своих

 Никто не делает из князя Ольгерда героическую личность, равно как не следует лепить из него дьявола. История требует прежде всего уважительного отношения. Пренебрежение к ней, забвение ведет к духовной нищете. Знание своей истории, уважение к ней, напротив, делают нас богаче, а значит, и свободнее в своем выборе. Белорусы всегда отличались толерантностью, веротерпимостью, умением жить в ладу с окружающими людьми и природой. Давайте хранить традиции, возрождая национальное самосознание, и ценить то, что ценили наши предки. Каждая эпоха на определенном отрезке времени взращивала своих сыновей, которые приносили своей земле и народу несомненную пользу. Среди восточно-славянских народов белорусы отличаются наибольшим упорством в повседневном труде, привычкой добиваться успехов собственными силами, стараниями и глубинной привязанностью к малой родине. Разве это не является нашим национальным достоянием?

Светлана Дединкина

Рубрики: Общество

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

09.05.2016 14:43
Белорус
ответить

.

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах