<p>Плавать с китами на загадочных островах Окинавы, наблюдать за каракатицами, муренами и лобстерами под водами Бирмы или погрузиться вблизи Папуа-Новой Гвинеи, где в океане находятся огромные залежи военной техники. Все это составляющие жизни дайвера. Об увлекательном занятии, которое превратилось в дело всей жизни, о своей первой книге, а также о том, почему акваланг – это не только возможность понаблюдать за рыбками, рассказывает инструктор по дайвингу со стажем Олег Карцев</p>

Плавать с китами на загадочных островах Окинавы, наблюдать за каракатицами, муренами и лобстерами под водами Бирмы или погрузиться вблизи Папуа-Новой Гвинеи, где в океане находятся огромные залежи военной техники. Все это составляющие жизни дайвера. Об увлекательном занятии, которое превратилось в дело всей жизни, о своей первой книге, а также о том, почему акваланг – это не только возможность понаблюдать за рыбками, рассказывает инструктор по дайвингу со стажем Олег Карцев.

– Олег, вы, можно сказать, стояли у истоков белорусского дайвинга. Расскажите, с чего начинался дайвинг в нашей стране и как обстоят дела сейчас?

– Да, я фактически начинал заниматься дайвингом профессионально, а не как любитель, одним из первых в Беларуси. В 1996 году в стране появились первые курсы, на которых дайвингу обучали профессионально. Сейчас и обучение, и тренировки продолжаются, хотя профессия дайвера гораздо более востребована за рубежом. В конце 1990-х – начале 2000-х годов дайвинг-клубы развивались очень активно, это время можно назвать пиком дайвинга в Беларуси. Было много желающих и тех, кто мог позволить себе проходить дорогостоящие курсы подводной подготовки и получать лицензии. Сейчас, к сожалению, такого потока уже не наблюдается. Но для меня же дайвинг остался профессией, с помощью которой я объездил все части света и все океаны. Ведь акваланг – это не просто возможность понырять и посмотреть на рыбок. Это в первую очередь повод путешествовать и смотреть мир. Мы с моими учениками и приятелями постоянно выбираем новые места для погружения, интересные и не избитые туристами. Например, не так давно решили отправиться на Окинаву в Японию, потому что наши туристические фирмы туда не возят. К сожалению, процент белорусов, которые отправляются с нами в такие поездки, очень мал. В основном в такие туры ездят россияне. У нас есть тусовка единомышленников, к тому же у меня громадное количество учеников по всему миру, и они уже находят меня сами, если хотят куда-то съездить.

DSC_0358(1)

Есть ли перспективы у белорусского дайвинга?

– Беларусь в этом плане достаточно любопытная страна. Года 4 назад у нас были попытки создать особый проект на озере Рудаково. Мы получили все документы, господдержку на уровне Управделами президента. Но вскоре проект закрыли, так как в законодательном плане в Беларуси еще много сложностей. Например, в мусульманских странах не придумывают никаких новых законов, а 1000 лет живут по законам шариата. У нас же в законодательном плане постоянно происходит непонятное броуновское движение. Один разрешает, другой запрещает. Поэтому проект проектом и остался.

PICT0044

Сейчас, насколько я знаю, проводятся курсы дайвинга в бассейнах, выезды понырять на белорусские озера. В целом сейчас дайвинг в Беларуси – это не больше чем база для прохождения курсов перед поездкой за границу для дайвинга. Дайвинг как туристическую аттракцию также можно было бы развивать, но сейчас для его развития нет никаких подвижек. Белорусы мало этим увлекаются.

– Сколько в Беларуси есть мест, где можно понырять с аквалангом?

– Иностранцы все время спрашивают, что это за страна такая – Беларусь? Чем она может похвастаться? Высокие ли у вас горы? Что там производят? Потому что никто не знает, что мы производим, кроме украинцев и россиян. Но мне всегда есть что ответить на такие вопросы – у нас в стране более 10 000 рек и озер. Но, конечно, для дайвинга из них пригодно только процентов 10.

20130407-AF9B5021

Но, к сожалению, посмотреть в этих озерах почти нечего. За последние 10–15 лет из озер исчезли многие виды рыбы, которую можно было посмотреть с аквалангом. Сейчас, если мы едем на какое-либо озеро, то набираем там ведро раков, а потом, вместо того чтобы есть их с пивом, просто выпускаем в те места, где они никогда не водились. Иногда договариваемся с рыбными хозяйствами, берем у них мальков и также запускаем в озера, чтобы потом посмотреть на них при нырянии.

Вообще подводный ландшафт Беларуси очень напоминает надводный. Например, прогулка с аквалангом по озеру Рудаково немного походит на прогулку по Лошицкому парку.

20130224-AF9B2584

– Где в Минске можно обучиться дайвингу и сколько времени это займет?

– Есть большое количество курсов дайвинга. У нас в Минске этим серьезно занимается более десятка квалифицированных инструкторов. Некоторые виды подготовки ориентированы на обучение новичка с нуля за неделю. А интенсивный курс можно пройти и за один день. Хотя результат после такого обучения мне не нравится. Если кого-то обучаю я сам – то учу «под себя». Мне же самому с ними потом нырять. В Беларуси есть курсы, которые организуются в течение летнего периода. Также если кто-то хочет понырять во время отдыха выходного дня, инструктор может провести краткий инструктаж, и затем можно будет нырнуть. А вообще дайвингу можно учиться до бесконечности.

спасение-фотика-плыткевича

– Расскажите о вашей недавно вышедшей книге «Мой дайвинг».

– Моя заглавная профессия – журналист. Благодаря работе я не только много путешествовал, но и много писал. И в один момент решил собрать все истории о дайвинге и о путешествиях по всему миру в одном месте. Так и получилась эта книга, вышедшая тиражом в 2000 экземпляров. В книге рассказывается о дайвинге как о стиле жизни. А также о том, почему мне нравится нырять с аквалангом. Во-первых, это дает возможность путешествовать по неизбитым туристическим маршрутам, которые не предлагаются в туристических фирмах, но которые развивают фантазию и открывают перед тобой все прелести мира.

20120701-IMG_1023

20130210-AF9B1896

DSC05265

Одним из таких путешествий можно назвать недавнюю поездку в Танзанию или на море Бисмарка. Дайвинг позволяет посмотреть такие вещи, которые рафинированный турист никогда не увидит. Под водой еще остались места, посещая которые, ты можешь быть первопроходцем, и акваланг позволяет это сделать. 

Хотя в Беларуси книга вряд ли найдет своего читателя. Она более подходит для выставок, под клиентуру, которая учится дайвингу и проходит специализированные курсы, для бутиков зарубежных отелей. Книгу уже оценили мои ученики Николай Басков, Дима Дибров, которые осваивали дайвинг «из белорусских рук».

baskov

Скоро экземпляр доберется до Вадика Галыгина. Дайвинг – явление интернациональное, и, для того чтобы ознакомиться с моей книгой, совсем необязательно читать по-русски. Один экземпляр подарен королю Иордании, Абдулле II, который является заядлым дайвером, и ему было интересно посмотреть не только картинки и карты. Больше всего его поразила фотография «полчища» белорусских комаров на крыше джипа перед ночным погружением. С удовольствием приобрели книгу мои друзья из Швеции, Испании, австрийцы и даже ныряющее семейство Ротшильдов. Возможно, я переведу ее на немецкий язык. Там самый емкий рынок для подобных изданий.