https://www.traditionrolex.com/8

Рынок туруслуг Беларуси вздохнул полной грудью после валютного кризиса 2011 года, сообщает «Рэспублiка».

О вкусах не спорят. Для одних летний отпуск не удался, если прошел вдали от турецко-болгарско-греческих пляжей и волнующих южных закатов. Для других отдохнуть — значит, заказать полный курс санаторного лечения, принять минеральные ванны и отвести душу на омолаживающих spa-процедурах. Услада сердцу и уму третьих — оказаться на лоне деревенского пейзажа, испить парного молочка, порыбачить у тихого озера и пожарить шашлыки. Какому из этих вариантов отдают предпочтение белорусы в отпускном сезоне-2013? Сколько иностранцев готовится принять Беларусь этим летом? В какую цену обойдется отдых в агроусадьбе, отечественном санатории и на модном курорте?

Об этом и не только мы беседуем с Вадимом КАРМАЗИНЫМ, директором Департамента по туризму Министерства спорта и туризма, Валерией КЛИЦУНОВОЙ, председателем правления общественного объединения «Отдых в деревне», Юрием БОКИМ, начальником отдела маркетинга ОАО «Белагроздравница», Татьяной ВАСИЛЕВИЧ, главным терапевтом УП «Белпрофсоюзкурорт», и Алексеем БАЗЫЛЕВЫМ, заместителем директора компании ТEZ TOUR.

Этот сезон может повторить рекорд 2008 года

«Р»: Вадим Петрович, как вы оцениваете ситуацию с въездным и выездным туризмом на конец мая в сравнении с прошлым годом? Можно ли сказать, что после валютного кризиса 2011-го белорусы снова стали активно путешествовать и тратить деньги на отдых?

В. КАРМАЗИН: Можно. Если 2011 год был проблемным ввиду валютной составляющей, то 2012-й показал явную стабилизацию на рынке туруслуг Беларуси. По въезду организованных туристов за прошлый год мы имеем 120 тысяч человек (рост 2 процента). Выезд через турфирмы за пределы страны составил 492 000 человек (в 1,5 раза больше показателя 2011 года). При этом число самих турфирм увеличилось на 200 новых игроков (всего сейчас — более 900), а это немало. Как видим, рынок мгновенно отреагировал на возросший спрос.

Конечно, один из самых важных показателей для нас — это въездной туризм. Говоря проще, те суммы, которые иностранцы оставляют в нашей стране. В прошлом году это было 205 млн долларов, за 4 месяца нынешнего в республику «приехало» уже более 60 млн долларов. Если сравнивать с аналогичным периодом 2012-го, получается 23-24-процентный рост.

«Р»: Ваш прогноз на нынешнее лето: сколько валюты может привлечь в Беларусь туриндустрия?

В. КАРМАЗИН: Мы рассчитываем, что въездной туризм прирастет на 10 процентов. По организованным туристам, выезжающим за рубеж через турфирмы, наш прогноз колеблется в пределах 110—112 процентов роста. И, наконец, самое важное — экспорт туристических услуг. Напомню, в прошлом году туристы привезли в Беларусь 205 млн долларов, в этом мы рассчитываем на 250.

В общем «пироге» экспорта туруслуг отечественные санатории занимают 62 процента. Не сомневаюсь, что и в этом сезоне санаторно-курортные услуги вызовут не меньший интерес у иностранных и белорусских туристов. Для этого сегодня есть все предпосылки. В первую очередь — финансовые, ведь по итогам прошлого года стоимость одного койкоместа с проживанием и питанием в отечественных здравницах была заметно ниже (202 000 рублей), чем у российских (837 000 рублей), прибалтийских (707 тысяч) и украинских (627 тысяч рублей) коллег.

Вообще прогнозы — дело неблагодарное, но по началу сезона видно: этот год может повторить абсолютный рекорд 2008-го.

На некачественную работу турфирм поступило 34 жалобы

«Р»: В прошлом сезоне самой резонансной в сфере работы турфирм стала ситуация с групповым отдыхом детей в Болгарии. Не оформленные надлежащим образом документы, отравление питьевой водой… Какие нарушения выявляет Минспорта в деятельности частных турфирм?

В. КАРМАЗИН: В прошлом году Минспорта получило 34 обращения на некачественную работу турфирм. Как правило, жалобы носили рабочий характер — не было ни одного случая откровенного криминала в духе «пообещали, забрали деньги и исчезли». Около 30 процентов обращений касалось недостоверной информации, то есть заявленные услуги не соответствовали полученным. Еще около трети обратившихся граждан были недовольны качеством самих услуг, указывая на антисанитарию, ненадлежащие условия проживания и питание. Оставшиеся 35 процентов жалоб были связаны с транспортной составляющей, а также конкретными ДТП на трассах с участием туристических автобусов.

Одна из серьезных проблем прошлого года — нехватка разрешений на перевозку пассажиров для болгарских перевозчиков. В итоге получилось так, что белорусские турфирмы отправили детей в Болгарию, а привезти назад уже не смогли. Нам пришлось срочно связаться с Министерством транспорта Беларуси, оно в свою очередь вышло на своих болгарских коллег и обменялось дополнительными разрешениями на провоз детских групп. Поэтому в нынешнем сезоне число таких разрешений увеличено вдвое — вопросов быть не должно.

«Р»: Как известно, к 2015 году объем экспорта туристических услуг Беларуси должен вырасти в 3,5 раза и достичь 480 млн долларов. Показатель немаленький. Устранены ли сегодня основные факторы, сдерживающие этот процесс? Речь идет об усовершенствовании матбазы санаториев и гостиниц, проблемах визового режима, развитии в областях и столице сети недорогих хостелов, внешнем страновом пиаре и т. д.

В. КАРМАЗИН: Минспорта не является собственником санаториев, однако на разных уровнях подстегивает их к увеличению своих мощностей и улучшению качества услуг. Ведь именно они сегодня — наш главный козырь, тот конек, который последние 7 лет позволяет наращивать экспортную составляющую отрасли.

Еще одно перспективное направление, которое активно начинает развиваться в Беларуси, — это медицинский туризм. Есть конкретные примеры в столице и областных центрах, когда иностранцы едут в нашу страну за здоровьем. Не секрет, что цены на сложные операции у нас в разы ниже, чем у соседей. Счет таким поездкам идет уже на десятки тысяч медтуристов в год: очевидно, что в ближайшие несколько лет здесь можно серьезно прирасти. При этом не стоит ограничиваться только медицинскими услугами. Следует подключить туроператоров, активно продвигать продукт на внешние рынки, помогая туристу с трансфером, размещением и, если нужно, визой.

В столице откроется 13 новых гостиниц

«Р»: Размещение — это прежде всего гостиницы, а с ними у нас пока перекос. Четырех- и пятизвездочных отелей в Минске уже достаточно, при этом цены на них выше европейских. А вот бюджетные гостиницы и хостелы по-прежнему можно пересчитать по пальцам…

В. КАРМАЗИН: Ситуацию удалось сдвинуть с мертвой точки. Хостелы начали строить и в столице, и в регионах — сегодня их уже 8. Параллельно мы начали серьезно заниматься караванингом — обустройством живописных площадок для трейлеров и кемпингов, столь популярных сегодня в Европе. Уже создана Минская организация караванинга, на очереди — республиканская. Департамент приступил к разработке единых стандартов для таких площадок: здесь будут четко прописаны размеры, санитарные нормы и набор обязательных услуг. Пока на всю республику таких стоянок 2 или 3: одна площадка на Нарочи, вторая — на трассе Минск—Могилев… Но ряд частных инвесторов уже заявил о своем интересе к данному направлению.

«Р»: Какие подвижки наблюдаются в упрощении визового режима?

В. КАРМАЗИН: От нас здесь зависит далеко не все, хотя позиция Минспорта по данному вопросу известна: доступность страны — залог того, что к нам массово поедут туристы. Указ Президента о подготовке к чемпионату мира 2014 года предусматривает безвизовый въезд для официальных спортивных делегаций и болельщиков: они смогут пересечь границу по электронному билету либо его оригиналу. Вскоре, как вы знаете, должно быть ратифицировано соглашение с Турцией о безвизовых поездках.

«Р»: Кто и как продвигает сегодня национальный туристический продукт на внешних рынках? Ведь хорошая реклама — 50% успеха.

В. КАРМАЗИН: Только в этом году мы участвовали в 6 престижных международных туристических выставках и провели 7 презентаций за рубежом. География встреч очень широкая: Израиль, Лондон, Берлин, Варшава, Абу-Даби, Стокгольм, Россия, Казахстан… Плюс к этому «ЦентрКурорт» (официальный туроператор чемпионата мира по хоккею) также проводит в эти дни ряд масштабных промо-мероприятий, рассчитанных на европейских партнеров.

Не остались в стороне и белорусские дипломаты. МИД сейчас готовит к запуску общестрановой сайт, который расскажет о туристическом и экономическом потенциале нашей страны. Помимо этого, уже определен поставщик на разработку информационного портала «Вся Беларусь».

«Р»: Вадим Петрович, как вы считаете, скажутся ли подготовительные мероприятия этого года и строительство новых гостиниц к ЧМ-2014 на притоке иностранных туристов в Минск?

В. КАРМАЗИН: Безусловно. В Минске до конца года откроется 13 новых гостиниц, плюс оборудованные места в общежитиях. В общей сложности в столице появится около 9000 дополнительных койкомест для приема иностранцев. Это серьезный задел для роста экспорта даже в нынешнем году. При этом нужно не распыляться и сконцентрироваться на тех странах, откуда вероятнее всего приедут болельщики.

Самая дорогая агроусадьба — 50 долларов в сутки

«Р»: Валерия Анатольевна, развитию агроэкотуризма в Беларуси могут позавидовать многие соседи по СНГ: за последние 10 лет число усадеб выросло в республике в 100 раз. Сегодня их более 2000, и у каждой есть свои постоянные клиенты. С чем вы связываете небывалую популярность такого патриархального и, в общем-то, семейного отдыха?

В. КЛИЦУНОВА: Это мировой опыт: как только появляется либеральное законодательство, сельский туризм приобретает взрывной характер. У нас это случилось в 2006 году: Указ № 372 Президента дал небывалые льготы тем, кто решил открыть свой турбизнес в деревне. Сегодня такую деятельность в Беларуси можно начать по заявительному принципу. Достаточно иметь жилой дом с личным подсобным хозяйством и быть зарегистрированным в данном населенном пункте. Подаешь заявление в сельсовет, становишься на учет в налоговую — все, можете сдавать туристам до 10 комнат, кормить их, оказывать экскурсионные услуги и услуги трансфера.

Теперь что касается популярности. Люди уже порядком поездили за это время и все, что хотели, увидели и в Европе, и в Америке, и в Азии… Потом обернулись и поняли: а своего-то дома толком не знают. А тут как раз подоспел новый турпродукт — отдых в деревне. «Ага, что-то новенькое, уж в деревню отдохнуть точно никто никого не возил», — так решили многие и по сей день с удовольствием продолжают открывать для себя не известную ранее Беларусь.

«Р»: Сколько усадеб из названных 2000 сегодня работает стабильно и прибыльно?

В. КЛИЦУНОВА: Где-то около 700. Но я бы ушла от количественного фактора успешности: все это дело наживное. Важно другое — то, что в этот бизнес приходят молодые люди, что все они из сельской местности, что они четко представляют себе целевую аудиторию, с которой хотят работать. Приятно, что многие из них в прошлом уже имели агроусадьбы, кто-то сейчас купил старинную усадьбу или хочет восстановить целую деревню.

«Р»: Есть ли понятие звездности у белорусских усадеб и как в этой связи разнятся цены на такой отдых?

В. КЛИЦУНОВА: Да, такое понятие есть. За основу мы брали европейские стандарты и 4 категории (читай — четыре звезды). Четыре — это самый высокий уровень, предполагающий великолепное место расположения, комфортные условия проживания, достойное питание и большой набор предоставляемых услуг. Цены за сутки подобного отдыха у наших лидеров колеблются в пределах 50 долларов. Более скромные усадьбы в живописных местах, но с меньшим уровнем комфорта и более скромным кормлением обойдутся в 18—20 долларов с человека. Но это грубый порядок цифр, все зависит от того, на сколько дней вы приехали, одни или с детьми. Здесь все очень гибко.

80% отдыхающих в деревне — белорусы

«Р»: Что показывает статистика по отдохнувшим в наших усадьбах за прошлый год? Наверное, большинство постояльцев традиционно составляют соседи-россияне?

В. КЛИЦУНОВА: Основа агротуризма в подавляющем большинстве государств — это жители данной страны. Таков мировой опыт. И Беларусь здесь не исключение: 80 процентов отдыхающих в наших агроусадьбах — это белорусы. Следующий сегмент гостей (порядка 11 процентов) — это россияне, затем идут поляки, украинцы, литовцы, немцы, молдаване… В перспективе наша страна могла бы приблизиться к Италии, где агротуризм очень развит и число иностранных туристов достигает 50 процентов. У нас прекрасное географическое положение, хорошая природа и очень душевные люди. Они могут создавать комфортую обстановку для иностранцев. Но есть и ряд нерешенных вопросов: нужно приводить в порядок деревню, создавать уникальный региональный турпродукт, учить английский, решать визовый вопрос и т. д.

«Р»: Любопытно, на данный момент самые отдаленные географически туристы в белорусских усадьбах были из…?

В. КЛИЦУНОВА: ...Австралии и Новой Зеландии.

«Р»: Грибы, рыбалка, озера и реки — стандартный набор развлечений, которые могут предложить белорусские усадьбы. Но что делать, если идет дождь? Чем привлечь, удивить и удержать иностранного туриста в белорусской деревне?

В. КЛИЦУНОВА: Подобную ситуацию, как никто другой, понимают хозяева усадеб и заранее к ней готовятся. Многие, например, объединяются и предлагают туристу совместный турпродукт. Это «Воложинские гостинцы», «Зельвенскi дыяруш», «Край желтых кувшинок и седых валунов»... Или любые «зеленые маршруты». Кроме того, подставляют друг другу плечо: когда нет места в одной агроусадьбе, туриста заселят в другую. По этому принципу работают хозяева усадеб-соседок.

Приведу в пример ряд усадеб под Барановичами. В самом районе не так много достопримечательностей или необычной природы. Однако россияне туда едут охотно. Все потому, что хозяева предлагают им интересную программу. Так, проживая в комфортных условиях, гости не только удят рыбу, собирают грибы и дышат воздухом. Они выезжают на экскурсии в Минск, в Брестскую крепость. Благо удобное географическое расположение района позволяет это сделать. То есть здесь нашли свою «изюминку». Так должно быть в каждой усадьбе. Нет уникальности? Зато есть памятники, обычаи, обряды… Мы со своей стороны отслеживаем, чтобы в каждой усадьбе был информационный уголок. У туриста должен быть выбор.

«Горящие туры» будут, но в меньшем ассортименте

«Р»: Алексей Владимирович, что можно сказать о начале туристического сезона-2013: правда ли, что он стартовал гораздо раньше обычного? С чем вы это связываете?

А. БАЗЫЛЕВ: В календарном смысле старт продаж практически не отличался от периодов прошлых лет. Продажи летних программ по системе «early booking» стартовали начиная с середины декабря. В этом сезоне можно говорить о росте потока туристов и смещении в пользу покупки туров в период раннего бронирования.

На это есть ряд причин. В первую очередь связываю это со стабилизацией экономики. Также опыт прошлых лет показал, что выбор тура перед вылетом часто не дешевле, а дороже, отели, в которые хотелось поехать, уже недоступны, поскольку они полностью загружены или на желаемые даты нет мест на рейсах. Происходит переформатирование сознания клиента: он хочет заранее знать, как, с кем и где он будет проводить свой отдых и при этом пользоваться системами скидок.

Рост процента продаж по акции «Раннее бронирование» фактически демонстрирует классическое развитие в сторону туристических рынков стран Западной Европы.

«Р»: Какие направления пользуются повышенным спросом? Правда ли, что этим летом такое понятие, как «горящий тур», может стать неактуальным ввиду повышенного интереса потребителей к отдыху за рубежом?

А. БАЗЫЛЕВ: Традиционно самая высокая популярность у безвизовых направлений, далее идут такие направления, как Болгария, Греция и Испания. Мы внимательно следим, чтобы у клиента был выбор в разумный срок определиться с туром и улететь. Считаю ситуацию, при которой на 2-3 месяца вперед все уже продано, непрофессиональной. Исключение могут составлять только визовые направления, глубина продаж которых может достигать 20—25 дней, но это связано исключительно со сроками получения виз.

«Горящие туры» будут, но процент таких предложений и их ассортимент будут значительно снижены. Это обусловлено сбалансированными программами рынка (что характерно также для Москвы и Киева) и высокой загрузкой наиболее популярных отелей, многие из которых по ряду периодов уже находятся «в стопе».

На ряд направлений чартеры ставят в ночное время

«Р»: Какие новые страны появились на горизонте у белорусских туристов в нынешнем году? Какие, наоборот, потеряли популярность? Хватает ли чартеров, чтобы удовлетворить все заявки турфирм?

А. БАЗЫЛЕВ: За весь рынок говорить не буду, мы же в этом году объявили новое направление — Пальма-де-Майорка. Значительно расширились ассортиментные предложения по Болгарии и Турции. Эксклюзивной новинкой этого года можно назвать старт чартерных программ нашей компании из города Бреста.

В. КАРМАЗИН: Многие туроператоры заявляют, что по отдельным направлениям июль выкуплен уже на 100 процентов. Поэтому сейчас им приходится ставить чартеры в ночное время. В среднем в два раза увеличился спрос на греческое и болгарское направления, традиционно популярны Турция, Черногория, Италия, Испания, Литва, Польша, Россия и Украина. Высок интерес к автобусным турам по «классической» Европе. Несколько снизился интерес к Египту в связи с известными политическими событиями в этой стране. Новое направление — Иордания: из Минска туда будет летать чартерный рейс. Думаю, основной спрос по выездному туризму будет формироваться из этой десятки стран.

«Р»: Насколько выросли цены?

А. БАЗЫЛЕВ: Наблюдались небольшие тенденции роста цен по отелям Турции, Греции, Испании, Египта и Болгарии в начале сезона, но позднее они выравнялись. В целом цены сравнимы и конкурентны относительно периодов прошлых лет.

«Р»: Как вы считаете, на сколько процентов может увеличиться в сравнении с 2012-м выезд белорусов на зарубежные курорты?

А. БАЗЫЛЕВ: Позади третья часть «летнего» сезона, прогноз в туризме при таком факторе будет очень неточным. Предполагаю, что рост выездов белорусов на зарубежные курорты превысит количество аналогичного периода 2012 года на 25%.

70—80% путевок в белорусские санатории продано

«Р»: Вопрос представителям «Белагроздравницы» и «Белпрофсоюзкурорта». Сколько путевок в ваши санатории будет продано в нынешнем сезоне? Кто их чаще покупает: белорусы или иностранцы? На какие месяцы их еще можно купить?

Т. ВАСИЛЕВИЧ: В среднем в наших санаториях отдыхает около 100 тысяч человек в год. И на сегодня 70 процентов путевок продано. Примечательно, что цены формируются исходя из средней зарплаты по стране. Это делается для того, чтобы все желающие отдохнуть в наших санаториях смогли себе это позволить. Кроме того, ФПБ решила предоставить всем членам профсоюза и их детям 25-процентную скидку от стоимости путевки. Скидка действует весь год. Чтобы ею воспользоваться, достаточно взять у председателя профкома справку о членстве в профсоюзе и оплате взносов. Что касается свободных путевок, сейчас остаются вакантными только июнь и конец августа.

Ю. БОКИЙ: Ежегодно продаем порядка 45 тысяч путевок: 20 тысяч — детских и 25 тысяч — взрослых. На данный момент почти 80 процентов из них уже реализовано. Из «горящих» остались варианты только на июнь и конец августа. В последние несколько лет цены на путевки формируются на целый год. То есть забронировать и оплатить путевку на весь сезон-2013 можно было еще в декабре прошлого года.

В нашей системе 4 взрослых и 4 детских санатория. При этом в круглогодичный детский продать путевку достаточно проблематично: школьники хотят оздоравливаться на летних каникулах. Поэтому детские санатории мы заполняем по государственным программам: Чернобыльской и Союзного государства.

«Р»: Сколько стоит стандартная путевка в белорусский санаторий?

Т. ВАСИЛЕВИЧ: Проживание в стандартном двухместном номере с телевизором и холодильником в июне этого года обойдется от 210 до 245 тысяч рублей в сутки на человека. Сюда входят проживание, полноценное лечение, четырехразовое диетическое питание и различные развлекательно-экскурсионные программы. В среднем двухнедельный отдых на одного человека обойдется от 3 до 3,5 миллиона белорусских рублей. Это цена уже с 25-процентной скидкой, о которой я говорила.

Ю. БОКИЙ: Наш стандартный номер — двухместный. В июне на одного человека в сутки такой номер будет стоить от 250 тысяч рублей для взрослого белоруса. Для детей, которые отдыхают с родителями, предоставляется скидка в зависимости от возраста. Если ребенку до 6 лет, маме и папе нужно будет оплатить 60 процентов от стоимости номера. Если от 6 до 14 лет, то 40 процентов. В стоимость входит пятиразовое диетическое питание, стандартный набор медицинских услуг, проживание и культурно-массовые мероприятия. Дополнительные услуги — за дополнительную плату.

«Мертвых душ» исключили из раннего бронирования

«Р»: Не возникает ли претензий со стороны белорусских туристов в духе «Ну вот, сезон еще не начался, а россияне уже все раскупили»? Кто теперь чаще отдыхает в отечественных санаториях: белорусы или россияне?

Ю. БОКИЙ: В 2008-2009 годах в наших здравницах действительно большинство отдыхающих были россияне. Сейчас спрос немного выравнялся. И соотношение теперь такое: 40 процентов — иностранцы (из них 90 процентов россияне), 60 процентов — наши соотечественники. Кроме того, к нам активно едут жители стран Балтии и Израиля. Последние, кстати, приобретают путевки на 45—50 дней.

Т. ВАСИЛЕВИЧ: Нет, у нас таких вопросов не возникает. Подобная ситуация была актуальна год-два назад. Сейчас отдыхающих у нас примерно поровну. Кроме того, чтобы граждане Беларуси не обижались на недостаток путевок, третий год кряду мы проводим специально для них акцию раннего бронирования. Начиная с марта и заканчивая 30 апреля мы продавали путевки только белорусам. Это значит, что в эти два месяца ни турфирмы, ни иностранцы-одиночки не могли ничего купить. Правда, согражданам путевки предлагались с одним условием: сразу оплатить 50 процентов стоимости. Таким образом мы обезопасили себя от «мертвых душ», поскольку были случаи, когда человек бронировал места в 3—5 санаториях, а доезжал в один. За два месяца мы предложили 11 тысяч таких путевок, 6000 из них выкупили.

«Р»: Белорусские санатории традиционно предлагают качественное оздоровление и лечение. Это, в общем-то, и привлекает сюда массового иностранного туриста. Давайте уточним, какие заболевания в них можно вылечить.

Ю. БОКИЙ: Весь спектр заболеваний: от болезней органов кровообращения и дыхания до неврологических расстройств. Сегодня узкоспециализированного санатория нет в принципе. Все они многопрофильные. Наши санатории сотрудничают с медицинскими учреждениями — как с крупными республиканскими, так и с частными. Например, у санатория «Сосновый бор» заключены договоры с 4-й клинической больницей Минска, с РНПЦ «Кардиология», РНПЦ «Онкология», Минской областной клинической больницей. То есть отдыхающие основной набор процедур получают у нас, а на дообследование и за операциями едут в указанные медцентры. Санаторий «Радон» сотрудничает с центром «Эмбрио» по ЭКО-оплодотворению. Результат — десяток новорожденных.

Мертвое море, янтарная комната и грязи. Добро пожаловать в Синеокую!

«Р»: Чем еще стараетесь удивить своего клиента?

Ю. БОКИЙ: В этом году в санатории «Рассвет-Любань» открылся многофункциональный комплекс, в котором есть бассейн с минеральной водой и эффектом Мертвого моря. Разумеется, воду из моря мы не привозим, однако эффект ее удалось создать за счет использования морских солей Солигорского калийного бассейна. Теперь на волнах нашего «моря» можно спокойно плавать, как в настоящем — на спине с книгой в руках. Там же открыли янтарную комнату, оборудованную настоящим сырцом янтаря из Калининградской области. Его свойства используем при лечении различных болезней. Еще одна новинка — кабинет «Морской бриз». В нем человек под шелест прибоя и запах морских волн сможет расслабиться и отдохнуть. Спрос на эти услуги высокий. Кроме того, во всех санаториях для взрослых мы применяем сокотерапию. Предлагаем туристам свежевыжатые соки, причем не только вкусные фруктовые, но и полезные овощные — свекольный, морковный, картофельный и т. д.

Т. ВАСИЛЕВИЧ: Из новых услуг мы внедрили spa-процедуры, различные виды массажа. Еще можем похвастаться криосаунами, действие которых вылечит болезни суставов, омолодит организм и поможет сбросить вес. Есть у нас и грязелечебницы, где используются качественные сапропелевые грязи. Практически в каждом санатории есть спелеолечебницы.О спросе на эти процедуры говорит такой факт: некоторые наши отдыхающие приезжают уже 15-й раз.

«Р»: Сколько лет отечественному медтуризму и можно ли говорить о начале развития в Беларуси медтуризма?

Ю. БОКИЙ: Наши санатории «Сосновый бор» и «Радон», а также «Рассвет-Любань» по 4-5 лет сотрудничают с кафедрами БелМАПО, Гродненским медицинским университетом и Витебским медицинским университетом.

Т. ВАСИЛЕВИЧ: Мы с кафедрами пока не сотрудничаем, однако активно пользуемся услугами некоторых медицинских учреждений. Так, санаторий «Ченки», расположенный недалеко от Гомеля, наладил отношения с РНПЦ радиационной медицины и экологии человека.

В Беларусь за медуслугами ежегодно едет более 100 000 иностранцев

В. КАРМАЗИН: Санаторий не должен превращаться в больницу в лесу. Во всем мире санаторно-курортное лечение и медицинский туризм — два разных понятия. И они отличаются друг от друга так же, как отдых и медицинский туризм. Ситуацию по медтуризму в нашей стране отслеживает Министерство здравоохранения. Однако некоторые цифры все же назову. В 2010 году медицинские услуги оказаны более 100 тысячам иностранных граждан, в 2011-м — 115,5 тысячи, в 2012 году — 130 тысячам иностранцев. В Беларусь едет на лечение более чем из 70 стран мира: Молдовы, Сирии, Германии, Израиля, Италии, Кипра, Йемена…

«Р»: Можно ли говорить о том, что белорусы наконец-то оценили достоинства отдыха в Беларуси? И что сами санатории изменили свое лицо до неузнаваемости? Побежден ли до конца извечный стереотип «дома отдохнуть и подлечиться не получится»?

Ю. БОКИЙ: Начну со стереотипа. Он разрушен не до конца. Многие белорусы до сих пор уверены, что у себя на Родине толком не отдохнешь, хотя мы готовы предложить различные дополнительные услуги – от анимации и экскурсий до spa и проката современного туроборудования. А некоторые соотечественники, вернувшиеся из Турции или Болгарии, по-прежнему вздыхают: «Нет, все не то — аквапарка ведь нет…» Да, пока этого мы предложить не можем, но нужно правильно расставить приоритеты. Наши санатории делают ставку прежде всего на качественное медицинское обслуживание и внедрение передовых медицинских технологий. Только в 2012 году на обновление матбазы потрачено более 20 млрд рублей. Наша позиция прозрачна и проста: если сегодня этого не делать, мы потеряем своих клиентов. Ведь посмотрите, как быстро развиваются российские санатории. Не сегодня-завтра они превратятся в опасных конкурентов. И российский турист может к нам попросту не поехать.

Т. ВАСИЛЕВИЧ: Федерация профсоюзов Беларуси тратит колоссальные средства на развитие своих санаториев. Только в санаторий «Криница» вложено 19 миллиардов рублей. Всего же за последние 10 лет отремонтировано 14 корпусов, на 1,5 млрд рублей закуплено современного медицинского оборудования.

В. КАРМАЗИН: Небольшая справка в тему. На укрепление материально-технической базы санаториев в прошлом году истрачено 425 миллиардов рублей, это в два раза больше, чем в 2011 году. При этом 81 процент средств — собственные, остальное выделили местные бюджеты.

Теперь что касается стереотипов. Конечно, основная материально-техническая база санаториев досталась нам с советских времен. И многое еще здесь нужно доводить до ума. Ведь во всем мире санаторно-курортное оздоровление — это целая индустрия, сопоставимая по своим доходам с прибылью тематических парков (таких как американский Диснейленд). У нас же санатории — в руках государства либо крупных собственников. Поэтому пришло время пускать на этот рынок частный бизнес. Однако, похоже, сами частники к этому пока не готовы. Из 153 представленных в Минспорта инвестпредложений лишь одно касалось строительства санаторно-курортного учреждения. Такое положение дел нас, конечно, не устраивает.

Василий МАТВЕЕВ,  Елена МИСНИК

https://www.traditionrolex.com/8