<p>Главный вопрос, на который предстоит ответить: что можно и чего нельзя делать в крепости? Как далеко может простираться вмешательство в ее исторически сложившийся облик?</p>

Брестская крепость на первый взгляд живет привычной жизнью. Музей обороны организует выставки и принимает посетителей, сообщает «Вечерний Брест».

В Свято-Николаевском гарнизонном соборе проходят богослужения. В затихшую после отшумевшего праздника крепость устремляются влюбленные парочки. Но в ближайшем будущем ее ждут перемены: более или менее масштабные и кардинальные – но они будут. Потому что именно крепость стала «центральной фигурой» в обсуждении проекта «Брест-2019». Ей отводится роль одного из центров международного туризма. Разработчики проекта в соответствии со стоящими перед ними задачами рассматривают мемориал не только как символ города, но и как «комплекс, состоящий из освоенных и неосвоенных помещений, свободных наземных и подземных пространств, пригодных благодаря рациональной планировке и эффектной архитектуре для масштабных музейно-выставочных и фестивально-событийных проектов». А территориально этот комплекс занимает ни много ни мало 4 квадратных километра.

Пока что основные события, связанные с проектом, для большинства горожан остаются «за кадром». Контуры только начинают вырисовываться благодаря экспертным дискуссиям. Первый семинар с привлечением ведущих европейских, российских и белорусских экспертов и практиков состоялся в ноябре 2012 г., а второй – в мае 2013-го. Перед авторами проекта стоит «триединая» задача: придать новый импульс развитию Бреста путем преобразования его исторического центра, территории крепости как потенциального крупного туристического и культурного центра и «буферной» зоны между ней и городом. В проект вовлечены творческие группы архитекторов – не только из Бреста, но также из Москвы, Киева и Ульяновска.

Сложнее всего, как оказалось, подступиться к крепости. Оно и неудивительно: госпожа История требует к себе очень уважительного отношения. Территория крепости – это не только все, что связано с ее героической обороной. Это еще и история древнего Берестья с его архитектурной жемчужиной – бывшим комплексом иезуитов, монастырями бернардинцев и бернардинок на Южном острове, удивительным ремесленно-торговым центром…

И главный вопрос, на который предстоит ответить: что можно и чего нельзя делать в крепости? Как далеко может простираться вмешательство в ее исторически сложившийся облик? «Брестская крепость – это территория многих исторических пластов, и каждый нужно учесть, – поделился своим видением один из участников последнего семинара, доктор истории искусств, автор «Музейного квартала» в Вене Дитер Богнер. – Думаю, когда здесь действительно начнется серьезная научная работа, в процессе станет ясно, что необходимо восстановить. Запланировать изначально, что надо возвести – ратушу или Брестский замок, – невозможно». Ученый посоветовал также не задерживаться на стадии обсуждения идей. Сейчас началось детальное изучение (своеобразная «ревизия») фортификационных объектов крепости, ведутся поиски в крупнейших архивах, в том числе зарубежных.

В обсуждении проекта «Брест-2019» принимает активное участие один из его руководителей и инвесторов – российский бизнесмен, наш земляк Владимир Микулик. Благодаря ему к реализации этих планов привлечены ассоциация менеджеров культуры как оператор проекта, известные архитекторы, а также потенциальные инвесторы. Только застройка территории между центром города и крепостью, по предварительным подсчетам, потребует около 350 млн долларов. Предполагается, что 80% из них составят частные инвестиции, а оставшиеся 20% возьмет на себя государство.

Нашлись же в бюджете деньги на строительство 80-метрового вантового моста на остров Пограничный, недавно открывшегося для посещений туристами. До этого статус острова был исключительно режимным. На возведение моста и обустройство территории Пограничного было затрачено около 4 млрд рублей. В перспективе ожидается воссоздание исторического вантового моста через Буг постройки середины XIX в. (он был перекинут от Тереспольских ворот на западное укрепление). Проект сейчас рождается в архитектурной мастерской «Передовые строительные технологии». По мнению мэра города Александра Палышенкова, воссоздание этого моста может послужить для целей малого приграничного движения. Таким образом, крепость готова «раскрыться» и на ту сторону Буга.

Шесть лет, отделяющие нас от 1000-летия Бреста, – срок совсем небольшой для столь серьезного проекта. Даже с учетом того, что, возможно, не все удастся реализовать на этом этапе. У каждого брестчанина еще есть возможность почувствовать свою причастность к нему: прийти на собрание группы экспертов и высказать свои предложения. В равной степени это налагает ответственность за то, как мы распорядимся доставшимся нам историческим наследием.

1

2

3

4

5

6

7

Антонина Хокимова