https://www.traditionrolex.com/8
Еще недавно мы восхищались сверхдетальной панорамой Лондона, теперь можем восхищаться не худшей панорамой Минска. 20 гигапикселей, 360 градусов, возможность в деталях рассмотреть с дома «У Троицкого» Национальную библиотеку и несколько менее масштабных, но не менее захватывающих панорам с высотных зданий в центре города.
 
>> Просмотреть панораму Минска

TUT.BY взял интервью у Виталия Гриня, автора панорамы.
 
Виталий Гринь, фото с личной страницы Facebook
 
Фрагмент панорамы

— С какой целью создавалась панорама? Будет ли от нее прибыль?

— Идея возникла, когда я просматривал панораму Лондона. Можно назвать много причин, но главное — это жутко красиво. Я люблю Минск, люблю не просто из-за того, что я тут родился, а потому, что в какой-то момент почувствовал его «своим». Хочется что-то делать для этого города, делать красиво и креативно, на уровне. Минск – классный город, просто его бездарно «продают». Посмотрите на нашу социальную рекламу, логотипы… Город быстро меняется, и мне показалось интересным зафиксировать один момент из его жизни во всех подробностях и деталях, сделать «честные» снимки. Тем более с детства было хобби – лазать по крышам. 

На таком снимке можно найти много прикольных моментов. Я не нашел, думаю, и одного процента. Там кто-то на траве загорает, там парочка целуется, там шторы в окне классные. На лондонской панораме такое находили сотни, если не тысячи раз, люди «залипали» на изучении снимка на много часов. Ты видишь «большой» и в то же время очень маленький город, с высоты все по-другому смотрится – сексуально, я бы сказал.






 
Прибыль? Разве что «плюсик в карму». На эти съемки было потрачено денег с недорогую иномарку. Да и упущенных прибылей что у меня, что у тех, кто помогал, набралось немало. Это может окупиться разве что косвенно: кто-то увидит, как это классно, предложит какой-то сверхкрутой проект… Дорогой костюм себя ведь не окупает напрямую, но порой без него никуда. Эта панорама – не коммерческий проект, это просто «правильная реклама» любимого города. Может быть, отчасти это профессиональная деформация у пиарщиков: нужно показать все максимально красиво, хочется сделать что-то, что вызвало бы восхищение.
 
— Сколько времени было затрачено на панорамы?

— Где-то полтора-два месяца на всю работу. Не каждый день можно снимать, нужна определенная погода, на майские праздники тоже не поснимаешь, на каждой крыше по паре снайперов. Чистое время съемки — около 30 часов. Переснимали не один раз, основную панораму с дома «У Троицкого» (здание по улице Сторожевской, 6. – Прим. IT.TUT.BYП) снимали три раза. Не сразу ведь можно разглядеть какие-то недостатки, просто так эти пару сотен гигабайт не просмотришь. Первый раз мы снимали с безоблачным небом, но потом поняли, что облака на такой панораме – это украшение, а не помеха. 


 
— Как выбирали места для съемок?

— Место выбиралось долго, пока не заберешься наверх – не поймешь. Выбирали пускай и проблемные для съемки, но красивые для итогового результата места. Дело в том, что каждый сантиметр высоты – это несколько дополнительных километров вдаль. Где-то здание может быть выше, но вид на самое интересное закрывается другими зданиями, ландшафтом. К тому же чем больше под тобой крыши, тем больше теряешь вида. Хотелось ведь снять определенные места, набрать максимум красивого на одном снимке, чтобы ничего важного не потерялось. Пробовали много зданий, в итоге сняли несколько просто удачных, красивых панорам. Думали даже про телебашню, но там было бы нереально закрепить технику, сама башня, как мне показалось, раскачивается, там дикий ветер, да и залезть на нужное место почти невозможно… страшно во всяком случае очень.


 

Но когда поднялись на дом «У Троицкого», поняли: вот оно. Вид просто невероятный, таким город мало кто видел, разве что строители и счастливые, без иронии, обладатели квартир по 3000 долларов за квадрат. Думаю, лучшего вида на город просто нет. Да даже то, что я с той крыши фотографировал на мобильник, уже выглядит невероятно. Кстати, спасибо «Трайплу», владельцу здания, за беспрепятственный доступ на крышу. С ними у меня доверительные партнерские отношения. В таком деле важно, чтобы никто не мешал и не давал «ценных советов», они и постарались не вмешиваться в процесс.

 
— Какую технику и софт ты использовал, как их доставал?

— Использовал камеру Nikon D300, линзу Nikkor 70-200mm 2.8 G плюс поларайзер, моторизированную головку GigaPan Epic Pro, трипод, монопод, еще что-то… Технику для съемки предоставил магазин FotoMix, заказали для нас все необходимое, много консультировали, не торопили, не спрашивали: «когда уже будет готово?», «что там у вас получается?», а только «что еще вам нужно?».


 
Моторизованное устройство, с которого велась съемка, – разработка бывших сотрудников NASA, тех самых, что создавали марсоход Curiosity. Не сомневаюсь, что в системе управления головкой используются наработки с марсохода. «Фишка» этой системы в непрерывной съемке по заданным параметрам и отличной совместимости с софтом. Настройка, конечно, непростая задача, но после определенного волшебства эта «детка» клеит все сама. Свести руками тысячи снимков в одну панораму — невозможно. Дальше – обработка, рендер снимков, производство тура — это примерно ночь на каждую панораму. Все четыре-пять часов съемки нужно следить за процессом, мало ли ветром аппарат слегка тряхнет, или птичка сядет – и все, у тебя на панораме улица залезла на улицу, дом на дом. Такая специфическая романтика: на большинстве крыш даже телефон не ловит сеть, просто сидишь, думаешь о вечном на действительно крутейших местах в городе.

Из софта использовали AutoPano Giga и Panotour Pro, банальный Photoshop и несколько других программ. С программным обеспечением (дорогущим и уникальным, между прочим) помогли в компании Realt.by, не просто дали в пользование, но и помогли разобраться, их советы как раз оказались весьма ценными. Отдельное спасибо их фотографу Феликсу – настоящий профессионал, который, кстати, долгое время жил в Лондоне, не так давно вернулся в Минск. Они много снимают, в том числе и панорамы, поэтому их опыт мне был очень полезен. Подсказывали и по местам для съемки, и по самому процессу. Сам софт нельзя назвать распространенным, да и работает он совсем не идеально, поэтому без помощи знающих дело пришлось бы потратить значительно больше времени и сил. Да и результат, может быть, был бы совсем другой.


 
Хранится все это на серверах с 32 Гб оперативки, 16 процессорами по 3,5 ГГц, суммарно все занимает около 500 Гб. Уверяют, что сайт не ляжет от нагрузок. В Лондоне ребятам предоставили серверную станцию – у них «воздуха» было раз в 8 больше.
 
— Насколько сложно было снимать?

— Как уже говорил, думали не о том, как снять попроще, а о том, как получить лучший результат. Страшней всего было на крыше, к которой прикреплен кран, на который с 46-го этажа ведет ДЕРЕВЯННЫЙ мостик. Не знаю, как там строители каждый день ходят. Ничего героического в этом, конечно, нет, но одно дело — смотреть на это снизу, а другое — самому лезть, так что они – крутые дядьки.


 
С техникой было много неожиданных проблем, которые приходилось решать на ходу. Монопод приматывали к куску арматуры, этот кусок приматывали к другому. Аппарат поддерживался картонкой, фанеркой… Трипод мы в итоге вообще «убили». Разработчики, похоже, просто не рассчитывали на длительную работу с реальным аппаратом, с тяжелым объективом на пределе возможностей. Когда тестировали — не гнулся, когда проработали час — начал гнуться. Необычное ощущение, когда «дорабатываешь» технику «космического» качества куском картонки!
 
Даже в панораме Лондона куча «косяков»: дом на дом налазит, склеено где-то неровно. Кстати, их панорама 320-гигапиксельная за счет того, что к основной панораме «приклеили» отдельно снятые более детальные снимки. У нас такого нет (все честно снято с одной точки за один раз), зато и нет почти никаких швов. Советую посмотреть Прагу, Нью-Йорк, другие мировые столицы, там снимали очень крутые ребята.
 
— Хотел бы сделать еще что-то подобное, к примеру, панораму в другом городе?

— Там своих профессионалов хватает. Но лично мне было бы интересно снять Гавану. Фидель уже не при делах, социалистический рай там больше не строят, так что Гавана еще максимум пару лет останется Гаваной. Той самой Кубы, которую мечтает увидеть все наше поколение, не станет. Изменения неизбежны, они, может, и на пользу кубинцам, для страны это хорошо. Но тот легендарный город, легендарная атмосфера безвозвратно потеряются, по-другому станет все. Именно такую маленькую исчезающую мечту хочется сохранить хоть как-то.



 
— А в Минске ничего такого же масштабного больше не будешь снимать?

— Думаю, что-то более масштабное сделать почти невозможно. Разве что есть идея поэкспериментировать с ночными панорамами. Достойных аналогов я не видел, там куча «ночных проблем»: выдержка, свет, да и просто менее комфортно ставить технику, снимать, следить за процессом. Может быть, попробуем. Сейчас просто хочется в отпуск.

https://www.traditionrolex.com/8