https://www.traditionrolex.com/8
<p>В Национальном художественном музее Республики Беларусь проходит выставка «Портреты властителей и магнатов Великого княжества Литовского из собраний музеев Украины и Беларуси»</p>

В Национальном художественном музее Республики Беларусь проходит выставка «Портреты властителей и магнатов Великого княжества Литовского из собраний музеев Украины и Беларуси», сообщает Национальный художественный музей РБ.

Значительная часть портретов представляет высшее сословие политических деятелей Речи Посполитой и Великого княжества Литовского в XIV–XVIII веках. Многие из них связаны с белорусскими землями не только государственными делами, но и событиями личной жизни. Так, король Владислав Ягайло венчался с Софьей Гольшанской в Новогрудке, король Стефан Баторий около 1580 г. перестроил королевскую резиденцию в Гродно в стиле эпохи Ренессанса и намеревался перенести сюда из Кракова столицу Речи Посполитой. Король Владислав Ваза посещал Несвиж, Ружаны и Жировичи. К чудотворной Жировичской иконе приезжал король Ян Собеский с сыном. Магнаты многонационального Великого княжества Литовского (и Речи Посполитой) были связаны семейными, имущественными, политическими интересами, так что невозможно разделить их по этническим признакам. К тому же их земельные владения находились на территориях современных Польши, Литвы, Украины, Беларуси – некогда единого пространства, где имелись многочисленные родовые резиденции. По обычаям того времени, в каждом из дворцов находилась портретная галерея владельцев и предков, причем их образы копировали для различных собраний. На выставке представлено четыре близких по формату и композиции портрета Михаила Казимира Радзивилла «Рыбоньки». Разумеется, они входили в состав различных фамильных галерей. Но семейные парные портреты, по традиции, находились рядом, в одном ряду.

На выставке находится портрет из собрания Волынского областного музея, где представлены Михал Иероним Радзивилл (1744–1831) – последний виленский воевода, сын Мартина Радзивилла (его изображение – также в экспозиции) и Марты из Трембицких. С 1748 г. его опекал Михал Казимир «Рыбонька», в 1757–1763 гг. он жил и учился в Несвиже. В отличие от патриотически направленной знати, поддерживал политику короля Станислава Августа Понятовского. В 1771 г. женился на Елене Пшездецкой. Его политическая карьера успешно развивалась. В 1773 г. Михаил Иероним получил ордена Св. Станислава и Белого Орла, в 1791 г. – Черного Орла, потом – Красного Орла и Святого Губерта. С лентой и звездой ордена Св. Губерта Михал Иероним изображен на портрете. Доминантой его жизни стало приобретение имений. 1775 г. – купил у князя Огинского местечко Неборов, где создал резиденцию и образцовое хозяйство. До 1804 г. вместе с Матвеем Радзивиллом Михал Иероним был попечителем Доминика Радзивилла, последнего владельца фамильных имений. В Неборове он собрал библиотеку редких книг (около 6000 т.), 239 картин, другие художественные коллекции. В процессе создания экспозиции сотрудники музея сочли необходимым показать рядом с изображением Михаила Иеронима портрет его жены Елены Пшездецкой из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь.

1

Оригинал портрета был выполнен немецким художником Эрнстом Гебауэром в 1816 г. и находится в Национальном музее Варшавы. В наших собраниях – качественная копия неизвестного художника середины XIX в.

Елена Радзивилл (1753–1821) – дочь Антония Пшездецкого и Екатерины Огинской. Она рано потеряла мать, воспитывала ее бабушка Александра Чарторыская, жена гетмана М.К. Огинского. Выросла образованной, интеллигентной, любила искусство, знала четыре европейских языка, хорошо пела, играла на фортепиано и органе. Много читала, изящно писала по-французски.

После бракосочетания с Михаилом Иеронимом Радзивиллом молодые жили в Чернавчицах в Беларуси, потом в Неборове и во дворце Радзивиллов в Варшаве. Елена Радзивилл имела большой успех в высшем свете. В Неборове гостили король Станислав Август Понятовский, Фридрих Вильгельм II, российский царь Александр I, другие влиятельные лица, а также художники и поэты. С помощью архитекторов Елена создала романтически-сентиментальный дворцовый парк под названием «Аркадия», который стал ее радостью и гордостью. Парк был украшен античными скульптурами и саркофагами, монументами в египетском стиле, неоготическими часовнями. На портрете она показана в восточном костюме рядом со скульптурными изображениями – как напоминание о ее благотворительной деятельности.

Елена Радзивилл избегала политики, но дружила с российскими послами, доверчиво относилась к России. Отрицательно относилась к Наполеону, любила Александра I и род Романовых («от того судьба детей зависит»). У Елены и Михаила Иеронима было шестеро детей, из которых наиболее известен Антоний Генрих Радзивилл – композитор, музыкант, актер в любительских спектаклях. Дружил с ведущими композиторами. Ему посвящали свои произведения Людвиг ван Бетховен, Феликс Мендельсон, Фредерик Шопен, Мария Шимановская. Антоний Генрих приобрел известность как создатель музыки к опере «Фауст» по либретто И.-В. Гете.

В стенах Национального художественного музея Республики Беларусь состоялась семейная встреча образов мужа и жены, которых судьба разбросала по разным странам, но временно объединила музейная экспозиция.

В настоящее время в Неборове существует музей – филиал Национального музея Варшавы, где, кроме сохранившихся интерьеров, можно увидеть портреты князей Радзивиллов, некогда украшавших дворец в Несвиже.

https://www.traditionrolex.com/8