На волне истории с гибелью нашего соотечественника в Египте в редакцию Infobank.by обратилась белоруска, которая в мае этого года отдыхала в турецком Кемере. Страховка Белгосстраха продавалась вместе с туром. Белоруска, назовем ее Юлия, с мужем и маленьким ребенком прилетела в Турцию, где у нее внезапно началась ангина.

Турецкие гиды сразу же подсказали ей, что нужно взять страховку и звонить ассистансу. Когда наша соотечественница несколько раз перечитала листок страховки, она нашла на нем только телефоны круглосуточной поддержки Белгосстраха. Номера были минскими.

Выбор стоял между звонком с ресепшена и звонком с мобильного, на котором был включен роуминг. В 10 утра с мобильного Юлия позвонила  в Белгосстрах. Там пообещали решить проблему. Через 2 часа страховщики перезвонили и сообщили, что доктор выехал.

Еще через час в отель приехал турок, мало похожий на врача – обычная одежда, обычная машина. Приехавший оказался студентом-педиатром, который с трудом объяснил по-русски, что нужно ехать в больницу. Больница располагалась в соседнем городке. Правда, дорога не отняла много времени – минут десять.

По словам заболевшей, турецкая больница больше походила на белорусскую ветлечебницу. Роллеты на окнах, доктор без халата. О том, что он врач, говорили только стетоскоп и разложенные медицинские инструменты. Эскулап русским языком не владел. Поэтому на сцене появился еще один турецкоподданный, который мог хоть как-то изъясняться. У Юлии попросили паспорт.

Ситуация, конечно, парадоксальная. Женщина одна, в чужой стране, в другом городе, в непонятном здании, и трое мужчин, которые практически не говорят по-русски, забирают у нее паспорт. Вместо паспорта заболевшей вручили бледную ксерокопию, куда надо было вписать фамилию, имя и номер страховки. Но номера на страховке не оказалось!

Ситуацию разрядил педиатр, который привез Юлию. Он здраво рассудил, что раз к турецким медикам обратились за помощью страховщики и назвали имя женщины, которую надо лечить, то в дальнейшем вопросов не возникнет. Пусть номера на страховке и нет. Паспорт вернули.

Началось лечение. Доктор в джинсах и майке посветил фонариком в горло и стал что-то пояснять присутствующим. Беседа велась на турецком. Затем переводчик попытался перевести женщине его слова, но у него ничего не получилось.

Как признается сама белоруска, люди, которые продают на улице сувениры, говорят по-русски гораздо лучше, чем переводчик в больнице. Юлию спасло хорошее знание английского, которым турки владели лучше.

Говоря на трех языках сразу, эскулапы разъяснили, что у женщины ангина и ей надо пить антибиотики. Юлия попыталась донести до них информацию о том, что на некоторые антибиотики у нее аллергическая реакция. Но сделать это ни на русском, ни на английском не получилось. То ли у турецкого врача был какой-то уникальный антибиотик, от которого аллергии не бывает, то ли он просто не хотел брать эту информацию в голову.

В итоге заболевшей выдали два блистера с таблетками (одни – болеутоляющие, другие – неизвестный антибиотик). Мол, принимайте на свой страх и риск, а здоровье, наверное, приложится.

К слову, если больному, у которого аллергия на антибиотики, дать не тот препарат, начинается сильнейшая аллергическая реакция, которая может вызвать отек легких и анафилактический шок. Человек просто начнет задыхаться, счет пойдет на минуты, и если «скорая» не успеет, то исход может быть летальным.

Ни справки, ни эпикриза никто не дал. Больную просто посадили в машину и отвезли обратно в отель. На телефоне остался непринятый звонок страховщика. Когда туристка перезвонила, то услышала, что никто ей не звонил.

По словам Юлии, больше врач не интересовался ни ею, ни ее ангиной. Через два дня боль отступила, и отдых снова стал отдыхом.

– Если бы заболела не я, а мой ребенок, я бы, наверное, от такой медицины сошла с ума, – закончила историю своих злоключений  Юлия.

Но самое удивительное началось потом.

Женщина показала нам свою страховку. Она состояла из бланка, на лицевой стороне которого в таблицу были внесены личные данные клиентки. Ниже шел местами бессвязный и обрывающийся текст, из которого следовало, что страховая компания будет оплачивать, а что не является страховым случаем.

Бумага гордо называлась «Уведомление о добровольном страховании от несчастных случаев и болезней во время поездки за границу». Заканчивалось уведомление подписью «Подпись страхователя/застрахованного» и черно-белой, видимо, отксерокопированной печатью. Подписей, конечно же, не было, а вот печать…

strahovka1-800-1.jpeg.aspx

strahovka2-800.jpeg.aspx


Ну, представьте, например, накладную с печатью, сделанной на ксероксе, – любой контролирующий орган из-за такого художества сильно удивится.

Подобный «полис» был оформлен и на ребенка Юлии. К страховкам прилагалась инструкция, напечатанная на двух листах и скрепленная степлером. В инструкции другими словами повторялось уже написанное в уведомлении.

Мы попросили эксперта пояснить ситуацию со страховкой Юлии.

Юрий  Бельчик,  директор ООО «Страхование и консультации»:

– Понимаете, то, что было на руках у обратившейся к вам женщины, – это не полис! Я вообще не понимаю, как такое могло получиться. Полис Белгосстраха – это желтые цветные листки. На полисе есть номер.

По словам эксперта, Юлия фактически ездила на отдых без полиса. Уведомление – это что-то вроде копии чека. Туроператор проявил вопиющий непрофессионализм, выдав только уведомление. А Юлия со своей стороны  должна была проверить, что ей выдают.

– Но если по такой «страховке» медицинская помощь все-таки была оказана, то инцидент можно считать исчерпанным, – заметил Ю. Бельчик.

Компании-ассистансы, как и все, стараются сэкономить. Конечно же, туриста по страховке вряд ли будет лечить врач с дипломом Гарварда, но и среди выпускников других университетов можно выбрать лучших (услуги которых будут дороже) и медиков попроще.

Поэтому, как говорит Ю. Бельчик, когда ассистанс  начинает уж слишком активно экономить, страховщик его меняет – это происходит достаточно регулярно, раз в 3–5 лет.

Памятка для туриста
  1. При получении полиса убедитесь, что это полис, а не какой-то заменяющий его документ.
  2. Убедитесь, что на полисе есть номер, правильно внесены ваши личные данные, есть телефон ассистанса.
  3. Если вы едете в поездку через иностранную (например, российскую) компанию, купите страховой полис у белорусских страховщиков. Это будет на несколько долларов дороже, но с белорусскими страховщиками легче будет решать вопросы.
  4. Старайтесь звонить ассистансу или страховщику со своего мобильного или мобильного друзей. Так вы сможете взять распечатку звонков и доказать факт звонка в случае возникновения вопросов.

 
Что же делать, если у вас недомогание за границей? Первым делом на бланке страхового полиса найдите телефон компании-ассистанса. Далее возможны варианты.
 
Первый вариант:

  1. Вы звоните ассистансу, четко объясняете ему проблему.
  2. Ассистанс ставит предварительный диагноз.
  3. Ассистанс вызывает вам «скорую», вы просто ждете.
  4. Если «скорой»  нет, звоните ассистансу еще раз и говорите, что ситуация ухудшилась, это обычно ускоряет реакцию врачей.
  5. «Скорая» оказывает вам экстренную помощь или забирает в больницу.
  6. Врачи делают все необходимое.
  7. Если вас госпитализировали, страховая компания оплачивает только лечение в рамках необходимого минимума.

Второй вариант:

  1. Вы звоните ассистансу, четко объясняете ему проблему.
  2. Ассистанс ставит предварительный диагноз.
  3. Ассистанс дает вам направление к необходимому врачу.
  4. Вы приходите к врачу, врач уже предупрежден.
  5. Врач оказывает вам помощь и дает эпикриз, где четко расписаны необходимые лекарства  для приема.
  6. Вы можете не покупать лекарства вообще или покупать только те, которые перечислены в эпикризе.
  7. Сохраняйте чеки на лекарства и эпикриз. По ним вам будут возмещать стоимость лечебных средств.
  8. По возвращении на родину пишите заявление в страховую компанию, прилагайте эпикриз и чеки.
  9. Страховая компания возместит вам потраченные средства.

 
Если вам стало плохо в чужой стране, незнакомые  люди вокруг могут вызвать вам «скорую» или позвать врача, дежурящего в отеле. В этом случае вы все равно должны позвонить в ассистанс и объяснить ситуацию.
 
Отправляясь в другую страну, узнайте на всякий случай телефон белорусского посольства. В странах, где нет белорусского представительства, обращаться белорусам следует в посольство или консульство Российской Федерации.
 
Все данные выше рекомендации действуют в обычной ситуации, но ситуации могут быть и внештатными. Рассмотрим их.
 
Телефон ассистанса может не отвечать – просто потому, что поздняя ночь, или все ушли на намаз, или в стране вашего пребывания происходит какая-нибудь очередная цветная революция.
 
В таком случае страховщики советуют обращаться непосредственно к доктору.

Важно:

  1. Где найти врача для туристов, должны подсказать на ресепшене отеля.
  2. К врачу надо идти со страховым полисом, он сам посмотрит ваш полис.
  3. Если врач знает вашего ассистанса и работает с ним, он окажет вам необходимую помощь, а потом сам свяжется с компанией и расскажет ей о том лечении, которое вам оказал. Это бесплатно.

 
Если доктор заявляет, что он не понимает, что написано в полисе, и вообще это не его проблемы, страховые компании советуют все-таки получить его врачебную помощь.

  1. Получаете необходимую врачебную помощь.
  2. Платите за помощь необходимые 100–300–500 долларов. Здоровье важнее.
  3. Просите у врача эпикриз и документ, подтверждающий получение им определенной суммы за услуги. Лучше, чтобы это был чек.
  4. После выхода от доктора снова набираете ассистанса и грамотно объясняете ситуацию. Во столько-то вы сделали им первый звонок, во столько-то второй. Трубку никто не снял. Вы были вынуждены обратиться непосредственно к врачу, который сказал, что не работает с их компанией, и взял за работу столько-то долларов. Подтверждающие документы у вас есть.
  5. По возвращении домой идете в страховую компанию и пишете заявление о том, что до ассистанса не дозвонились и были вынуждены обращаться к обычному врачу, прилагаете эпикриз и документы, подтверждающие оплату медицинских услуг.

Лекарства для дополнительного лечения, скажем, анальгин, вы покупаете из своего кармана. Важно, чтобы они были записаны в эпикризе, который дает вам врач.

Страховая компания потом возместит вам стоимость лекарств, главное – сохраняйте чеки. Если, кроме анальгина, вы купили еще и нафтизин, которого в эпикризе не было, – его стоимость вам никто не возместит.
 
Если вы попали в больницу с каким-то заболеванием и врачи предлагают вам сделать профилактический массаж, будьте готовы к тому, что оплатить вам его придется из своего кармана.
 
Если вас не устроило что-то в работе страховой компании или компании-ассистанса, по возвращении вы можете прийти в страховую компанию и написать жалобу на их работу. Страхователь обязан разобраться с ситуацией и ответить. Если подобная жалоба не помогла, следует обращаться в Министерство финансов как регулирующий орган.
 
Мы, белорусы, можно сказать, избалованы бесплатной медициной. Мы привыкли, что доктор должен быть в белом халате, как наш участковый терапевт, или на худой конец в зеленом, как доктор Хаус. Мы привыкли, что больница или поликлиника – это отдельно стоящее здание с чистыми стенами и полами. И для нас может быть сильным шоком посещение медицинского учреждения где-нибудь за границей.

И, как показывает печальный опыт, даже если у вас страховка, спасение утопающих все еще остается делом рук самих утопающих. Счастливого вам отдыха, и пусть страховка не понадобится!