https://www.traditionrolex.com/8
<p>Не успел толком начаться отпускной сезон, а с границы уже приходят нервные новости: там снова очереди. Жалуются водители и пассажиры легковых машин. Проехали, дескать, половину зеленого коридора, а нас переставили в красный, в самый хвост...</p>

Не успел толком начаться отпускной сезон, а с границы уже приходят нервные новости: там снова очереди. Жалуются водители и пассажиры легковых машин, сообщает «Советская Белоруссия». Проехали, дескать, половину зеленого коридора, а нас переставили в красный, в самый хвост...

Недовольные звонят в редакцию, возмущаются на форумах, некоторые комментаторы даже усматривают «умысел», мол, все сделано специально, чтобы наши люди меньше выезжали за рубеж и меньше везли товара, чтобы покупали свой. Глупость, конечно, но решили проверить: что в действительности происходит, что изменилось?

Выходит, что... ничего. Государственный таможенный комитет, куда корреспондент «СБ» обратился за разъяснениями, в официальном пресс–релизе подчеркнул: «В связи с многочисленными обращениями средств массовой информации... ГТК сообщает, что им не принимались решения, меняющие сложившуюся практику и технологию перемещения товаров и транспортных средств...»

Пресс-секретарь Государственного пограничного комитета Александр Тищенко добавил деталей, но тоже подтвердил: «Порядок пересечения границы не изменился: все осталось по-прежнему». Напомнил, что разноцветные коридоры появились на пограничных пунктах пропуска в 2007 году — именно для удобства тех, кто границу пересекает. Если красный предусматривает обязательное таможенное оформление, то на зеленом таможенники вообще не работают — только пограничники, которые проводят паспортный контроль. Кстати, даже сейчас раздельные коридоры существуют далеко не на всех сопредельных — по ту сторону границы — пунктах пропуска.

На наших погранпереходах действует принцип «две службы», суть его такова: пограничник занимается только документами, таможенник — только товаром. По какому из коридоров пересекать границу, каждый решает сам. Кто едет с деловой или туристической целью, не перевозит товарные партии грузов, выбирает зеленый и не теряет времени, простаивая в «красной» очереди вместе с «челноками». Все логично. Но в последнее время, говорит А.Тищенко, отдельные граждане стали с непонятным энтузиазмом использовать льготный коридор, руководствуясь обывательской логикой: раз таможенника на нем нет, можно попытаться провезти товар...

Обе службы тесно на границе взаимодействуют. Пограничник, работая с документами в «зеленой» очереди, и прежде в случае сомнений приглашал к подозрительной машине таможенника. Руководствуясь скорее неформальными критериями: спокоен водитель или нервничает, пытаясь что-то утаить. Эти критерии были конкретизированы и закреплены служебным документом, что, по мнению представителя ГТК, ничего принципиально не меняет: «Таможня определила ряд признаков, по которым пограничник обязан вызвать таможенника».

Критериев всего пять. Транспортное средство пересекает границу чаще одного раза в течение 8 суток. В машине находятся четыре человека и более. В салоне или багажном отделении имеются сумки, чемоданы, пакеты, коробки, мешки, тюки и другая «тара», в которой могут перевозиться крупногабаритные товары длительного пользования, включая бывшие в употреблении. Транспортное средство имеет 8 и более посадочных мест, включая водителя. Наконец, если транспортное средство зарегистрировано на территории иностранных государств.

А.Тищенко подчеркивает, что сами по себе эти признаки вовсе не означают, что машину обязательно перегонят из «зеленой» очереди в «красную» — все решается в индивидуальном порядке. А чтобы переезжать все же не пришлось, рекомендует водителям лишь соблюдать установленный порядок. Кстати, памятки с перечислением 5 названных критериев на границах начали раздавать с 1 июня, то есть за несколько дней до введения нормы в практику. Очевидно, не все водители успели осознать ее серьезность.

* * *

Кстати, среди критических откликов немало и таких: «Барыжите? Лично я не испытывал проблем с таможней, милые и приветливые люди, еще и подскажут, как и что». Или: «Надеюсь, «челнокам» жизнь усложнится, а то бедным туристам из-за них совсем тяжко».

Почему вдруг оживились челноки и когда можно ожидать полной нормализации на границах, каков прогноз? На эти вопросы Александр Тищенко ответил так: изменилось направление челночного потока — в начале 1990-х товар везли от нас в Польшу, сейчас — наоборот. За минувшее время автомобильный транзит увеличился втрое, а поток людей — в десять раз! Сейчас, считай, каждую секунду границу пересекает один человек. Поэтому и актуален вопрос о модернизации пограничных переходов.

* * *
 
Впрочем, по нашим данным, напряжение уже спадает.

На белорусско-украинском участке границы автомобилисты вообще не почувствовали новаций. В пункте пропуска «Новая Гута», известного своими очередями в пики отпускного сезона, в полдень четверга стояло пять машин. Путники, покинув погранпереход, выходят размяться у придорожного кафе Гомельского райпо. Общаются охотно:

— Пока без проблем. Пересекли границу быстро. Ехали по зеленому коридору. Сами выбирали. Вопросов не было.

Гомельские пограничники, впрочем, к возможным изменениям ситуации готовы.  Пробок традиционно ждут к концу июля, когда белорусы и россияне массово двинутся на отдых. Но уже сейчас все службы погранпереходов работают в усиленном режиме, выставлены дополнительные посты.

Виолетта ДРАЛЮК, Виктор ПОНОМАРЕВ, Катерина ЧАРОВСКАЯ

https://www.traditionrolex.com/8