<p>Продолжается реконструкция старой части города. Одним из этапов процесса станет художественное оформ­ление территории</p>

Некоторые из них, вероятно, установят уже в нынешнем году, сообщает «Минский курьер».

Продолжается реконструкция старой части города. Одним из этапов процесса станет художественное оформ­ление территории. О чем идет речь, мы узнали у главного инженера КУП «Минская спадчина» Михаила Жиха.

— Еще в 2005 году при разработке проекта детального планирования исторического центра были определены концептуальные решения не только по реконструкции зданий, но и по художественному оформлению территории. Тогда появилась идея рассказать средствами декоративно-монументального искусства о наиболее знаковых событиях из жизни Минска. Позже идея стала оформляться в проект, в котором предлагалось установить ряд скульптурных композиций. Через эти работы мы хотели бы дать более полную информацию о размещении памятников архитектуры и истории, рассказать об особенностях Верхнего города. Проектные предложения неоднократно рассматривались на заседаниях Минского городского художественно-экспертного совета по монументальному и монументально-декоративному искусству. В итоге предложенная концепция была принципиально одобрена, доработана, отвлеченные тематические образы заменены на более конкретные исторические инсталляции, одобрена схема их размещения.

Композиция «Меч» станет символом битвы на Немиге и первого упоминания о Минске в «Слове о полку Игореве». На конкурсе, проходившем в прошлом году, победил Александр Прохоров, он и реализует свою идею. Уже идет разработка скульптуры в мягком материале. Место установки тоже известно — территория вблизи Минского замчища, недалеко от выхода станции метро «Немига».

Знаковой архитектурно-художественной композицией должны стать «Городские весы». В Средние века торговля выделялась как основная функция Верхнего города. Наличие городских весов было обязательным в старом Минске. В память об этом и разрабатывается скульптурная работа, у основания которой — россыпь монет, характерных для разных периодов нашей истории. Место для весов выбрано на пересечении улиц Герцена и Кирилла и Мефодия.

2

Фигура Иоан­на Богослова, одного из 12 апостолов, автора Евангелия. Композиция уже изготовлена (автор — Александр Дранец) и размещена у главного входа в Духовно-образовательный центр Белорусской православной церкви, который планируют открыть в Верхнем городе в нынешнем году. Сюда же переедет Минская духовная академия.

Cкульптура, посвященная обретению Минском магдебургского права. Событие произошло в 1499 году и было очень важным для развития города. У белорусских ваятелей были разные варианты видения того, как отразить эту тему в конкретной работе. Например, предлагается сделать фигуру войта (главы магистрата), держащего и зачитывающего грамоту, в которой провозглашается магдебургское право для Минска. У ног войта можно схематически обозначить план Верхнего города. Это была бы оригинальная подсказка и для туристов. Пока решено объявить конкурс на такую композицию. А место для нее уже есть — у входа в городскую ратушу.

Композиция «Обретение иконы Божьей Матери». По легенде, в 1500 году на берегу Свислочи была найдена икона с ликом Божьей Матери. Этот образ сего­дня можно увидеть в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Такое знаковое событие решили отразить художественными средствами. Местом для размещения работы выбрали берег реки между мостом, соединяющим улицы Богдановича и Немигу, и началом улицы Зыбицкой. Авторы композиции Дмитрий Оганов и Игорь Зосимович победили на конкурсной основе. «Обретение…» будет представлять собой прозрачный обелиск (словно имитирующий воду), на котором возвышается ладья в виде птицы-вестника, а в ладье — икона.

Еще одной примечательной фигурой исторического центра может стать «Мастак». Работу изначально планировалось установить в дворике у дома № 15 на площади Свободы, где открылась галерея Михаила Савицкого. Но по некоторым причинам идея не была осуществлена. Однако полностью от нее не отказались.

— Такое произведение было бы уместно в Верхнем городе — любимом месте многих художников и прошлого, и наших дней, — считает Михаил Жих.

Поэтому для «Мастака» предлагается найти новое пристанище. Какое, покажет конкурс, он же определит и некоторые детали стилистики этой работы. Кстати, авторы композиции Елена Хараберюш и Лео­нард Покульницкий уже изваяли художника в натуральную величину из пластилина.

Последняя работа связана с историческими личностями, творцами белорусской оперы Станиславом Монюшко и Винцентом Дуниным-Марцинкевичем. Не исключено, что именно во время прогулок по бывшей Соборной площади в древнем Минске и рождались их творческие замыслы. Пока не определено точное место для установки скульптур. Есть несколько вариантов — в сквере у ратуши или возле Академии музыки.

Если в городском бюджете найдутся средства, то «Мастак», «Городские весы» и «Магдебургское право» могут появиться даже в этом году. Сложнее с площадками для «Меча» и «Обретения иконы» — там идут или в будущем намечаются строительные работы. Поэтому, вероятнее всего, эти композиции появятся позже.

Ольга Жарина