https://www.traditionrolex.com/8
<p>Велодорожки в Гомеле: утопия или реальность?</p>

Велодорожки в Гомеле: утопия или реальность, разбирается «Гомельская праўда».

Когда разговор заходит о велосипедистах, речь идет в основном не об удовольствии от езды с ветерком, а о проблемах, с которыми постоянно приходится сталкиваться. А ведь, как правило, велосипед в качестве ежедневного транспортного средства предпочитают люди активные. Потому сам собой напрашивается вопрос: возможно ли создать для них достойные условия, чтобы армия велосипедистов росла и множилась? Помните, у Марка Твена: «Когда я вижу человека на велосипеде, я не боюсь за будущее человечества».

Надо сказать, многие респонденты, отвечая на вопрос «Нужна ли городу велосипедная инфраструктура», высказывались с откровенным скепсисом. Говорят, проблема так и останется на бумаге, ибо велосипедист убыточен для экономики: он не покупает автомобиль, не берет под это кредит в банке, не тратит средства на бензин, не пользуется общественным транспортом — какая от него выгода?

Возможно, в таких рассуждениях есть некое рациональное зерно. Но только на первый взгляд. Когда вникаешь в проблему более глубоко, понимаешь, что здоровая нация — это то, к чему стремится любое развитое общество. В этом и есть самый огромный плюс, на который наслаивается много других плюсов, в том числе в экономическом и экологическом аспектах.

1

— Во всех цивилизованных странах велосипедисты — полноправные участники дорожного движения. Для них выделен правый край проезжей части, существует разметка, а у нас велосипедист, выезжая в город, не чувствует себя в безопасности ни на тротуаре, ни на проезжей части, — высказывает свое мнение 23-летний гомельчанин Игорь Гриб. — Либо ты ставишь под угрозу свою жизнь, выезжая на проезжую часть, либо, двигаясь по тротуару, седеешь от каждого неловкого движения пешехода: один неожиданный шаг в сторону — и ты становишься реальной угрозой здоровью этого человека. На мой взгляд, технически в обустройстве дорожек нет ничего сложного. Они нужны для катания, отдыха, в парк съездить. Уверен: как только они появятся, будет много желающих по ним проехать. Было бы неплохо сделать несколько маршрутов и связать разные районы города.

Пока ситуация такова, что от велосипедистов далеко не в восторге как пешеходы, так и водители автомобилей. Получается, велосипедист на тротуаре и на проезжей части — что-то вроде бедного родственника, которого временно пустили пожить без предоставления каких-либо прав.

В прошлом году в Гомеле произошло 7 ДТП с участием велосипедистов, 5 из которых по их вине. В этом году зафиксировано два таких дорожно-транспортных происшествия, одно из них — по вине велосипедиста. По понятной причине травмируются в таких случаях, конечно же, велосипедисты. Об этом сообщили в областной Госавтоинспекции.

2

Разумеется, это далеко не все конфликтные ситуации, ведь когда велосипедист сбивает пешехода, это не причисляется к ДТП, а считается причинением вреда здоровью. Помимо прочего, велосипедист сам получает травмы от падений с велосипеда, когда необходимо снять риск наезда на пешехода или из-за высоких бордюров и выбоин в тротуаре. Идеальный вариант — это разделить пешеходов, велосипедистов и автомобилистов на три самостоятельных потока. Тогда ситуация будет максимально безопасной, прокомментировала начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД облисполкома Ольга Резвякова.

На сайте Генеральной прокуратуры есть интересный документ, в котором также говорится о необходимости создания безопасных условий для велосипедистов и пешеходов. Датирован он 21 августа 2012 года и начинается со слов: «Генеральной прокуратурой министру спорта и туризма Республики Беларусь внесено представление об устранении нарушений прав граждан на занятие физической культурой и спортом». Полностью его можно прочесть на сайте www.prokuratura.gov.by. Приведу некоторые цитаты: «В настоящее время в республике количество велосипедных дорожек и маршрутов явно недостаточно, городская инфраструктура для велосипедного транспорта не развита — отсутствуют стоянки, станции проката и технического обслуживания и др. Ненадлежащая организация инфраструктуры для велосипедистов влечет за собой угрозу безопасности дорожного движения».

В документе приводится также статистика УГАИ МВД, которая подтверждает вышесказанное: только в 2011 году в Беларуси более 450 велосипедистов стало участниками ДТП, по их вине получило травмы свыше 200 граждан, в том числе более 50 погибло. Участниками ДТП также стали 58 детей-велосипедистов.

Таким образом, Генеральной прокуратурой внесено представление министру спорта и туризма. В нем предложено рассмотреть вопрос о разработке программы развития велосипедного спорта в стране, предусмотрев строительство и реконструкцию спортивных сооружений и трасс для любительского и профессионального велоспорта, создание сети велосипедных дорожек, маршрутов и трасс, используя при этом и опыт европейских государств.

Итак, что мы имеем на данный момент? Пока складывается впечатление, что велосипедисты, формируясь в сообщества, пытаются улучшить ситуацию своими силами. К примеру, в Бресте ездят с болгаркой и диском по бетону, при помощи которых стачивают высокие бордюры, а также с цементно-песчаным раствором, чтобы сразу же делать скаты с них более удобными. В Гомеле есть открытая группа ВКонтакте «Вело- Гомель», которая насчитывает более полутора тысяч участников. Клуб велосипедистов постоянно устраивает «покатушки» по территории Гомельской области, Беларуси, России и Украины. Велосипедисты обсуждают конфликтные ситуации, которые возникают с пешеходами и на проезжей части, пытаются решить проблему отсутствия велопарковок и даже делают конкретные шаги в этом направлении.

3

Все это прекрасно, конечно. Но без участия города проблема будет решаться годами.

Интересно, есть ли какие-то нормативные документы по обустройству велосипедной инфраструктуры, на которые должны опираться проектировщики при разработке проезжей части и тротуаров в новых микрорайонах и при реконструкции уже существующих? Оказывается, такой документ есть. Это официальное издание Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования», датированное 2011 годом. В нем есть раздел «Велосипедные дорожки», в котором прописано, что их следует предусматривать «на территории жилых и промышленных районов, в парках и лесопарках, на магистральных улицах регулируемого движения и улицах местного значения, обеспечивающих подъезд к торговым центрам, промышленным предприятиям, объектам спорта и отдыха, социально-культурного назначения, автостоянкам и крупным парковкам». То есть повсеместно.

4

— Согласно этому документу, уже запроектирована проезжая часть с велодорожкой по улице Барыкина. Надо отметить, что это первый проект велодорожки в черте Гомеля, раньше они вообще не проектировались, — говорит главный инженер проектов института «Гомельгражданпроект» Олег Сметанко. — Но радоваться пока преждевременно: во-первых, работы по реконструкции улицы Барыкина не завершены, во-вторых, даже если эта велодорожка появится, это вряд ли решит проблему: доехал по ней велосипедист до Кузнечного моста, а дальше что? Велосипед под мышку и пешком? Должна быть сеть велодорожек с выходом на кольцевую дорогу.

В институте «Гомельгражданпроект» рассказали о том, что в сентябре 2011 года этот вопрос рассматривался в Гомельском горисполкоме. Было принято решение «Об организации физкультурно-оздоровительной работы в Гомеле», один из пунктов которого касается оборудования велодорожек. Не так давно на одном из совещаний в управлении архитектуры и градостроительства Гомельского облисполкома специалисты обсуждали предложение Могилевского облисполкома, разработавшего более детальную программу по развитию велосипедного движения. Приведу, пожалуй, пункт 1-й этого документа:

«Учитывая имеющуюся практику в Минске, полагаем необходимым поручить организациям архитектуры и строительства, предприятиям, эксплуатирующим автодороги, проектным организациям, отделам физической культуры, спорта и туризма, жилищно-коммунального хозяйства создание замкнутой сети велодорожек в городах с выходом на основные магистрали, соединяющие областные центры и Минск. Для активизации работы по развитию велосипедного спорта, разработке сети велодорожек, маршрутов и трасс до 1 декабря 2012 года принять программу по развитию велосипедной инфраструктуры до 2016 года».

В этом же документе определено три этапа по формированию «развитой инфраструктуры для организации велосипедного движения»:

1-й этап — создание системы велодорожек на маршрутах вдоль основных транспортных выходов из города для организации велосипедного движения в оздоровительных и культурно-бытовых целях;

2-й этап — создание системы велодорожек и объектов сопутствующего обслуживания на маршрутах, проходящих по территориям всех ландшафтно-рекреационных зон города (района), и их продолжение на пригородных ландшафтах. Обеспечение строительства сети велодорожек в районах массового жилищного строительства, а также в сложившихся населенных пунктах при реконструкции магистральной уличной сети;

3-й этап — завершение формирования взаимосвязанной велосипедной инфраструктуры на территориях городов, населенных пунктов и пригородного окружения.

Как видим, решение этой проблемы обсуждается не только на интернет-форумах, но и в кабинетах. Значит, основа для первых шагов в этом направлении уже есть.

К слову, респонденты постарше рассказывали о том, что во времена застоя велосипедная культура в Гомеле была. К примеру, в тогдашнем Пионерском скверике, в парке возле ДК химиков и в других местах можно было взять напрокат любой прогулочный велосипед – от «Орленка» и до «взрослика». Потом грянули 1990-е, и все, словно обезумев, начали пригонять автомобили из Германии, Польши, Голландии. Неудивительно, что велосипед стал вдруг невостребованным. Но времена меняются, и вот велосипед снова в тренде: его модификаций великое множество — от простых и до повышенной комфортности. Осталось создать безопасные условия для владельца, чтобы он действительно продлевал себе жизнь от езды на велосипеде, а не находился в состоянии перманентного стресса.

5

— Над этой темой нужно не один год работать. Есть места в городе, где тротуары узкие и не позволяют выделить отдельную полосу для велосипедистов, — говорит начальник управления архитектуры и градостроительства комитета по архитектуре и строительству облисполкома Светлана Кухоцковолец. — Но по мере возможности стремиться к этому надо. Велодорожки нужно создавать также и в парковых зонах, которые есть в каждом районе Гомеля, чтобы можно было выйти всей семьей и покататься на свежем воздухе в свое удовольствие. Сейчас мы перенимаем зарубежный опыт. В частности, изучали опыт Швеции по материалам интернета. Думаю, со временем и у нас будет создана комфортная среда обитания для пешеходов, велосипедистов и автомобилистов.

6

Ну вот, кажется, есть все, чтобы переходить от слов к делу. Если на создание велосети требуются немалые средства, то почему бы уже сейчас не обозначать локальные велосипедные дорожки там, где это позволяют нормы? Проектировщики говорят, что в центре города сложнее выделить такие места, зато вполне реально обозначить их дорожной разметкой на тротуарах, например, на Старом аэродроме (от улицы Кожара и до улицы Малайчука), на Речицком шоссе (где 53-й микрорайон начинается), на улице Советской (от универмага «Гомель» по направлению к Старому аэродрому) и так далее. И застройка далеко, и тротуары широкие.

7

Итак, велосипед изобретен, осталось «изобрести» велосеть. Возможно, у вас есть свои соображения по этому поводу?

Наталья Пригодич

Фото: автора и Вячеслава Суходольского

https://www.traditionrolex.com/8