https://www.traditionrolex.com/8
<p>«Есть гости — хорошо, нет — тоже хорошо. Ведь на содержание в порядке дома и территории вокруг   уходит много времени и усилий», — задумчиво отмечают хозяева агроусадеб</p>

Многие привыкли думать, что рядовому белорусу у себя на родине и отдохнуть-то толком негде: мол, все заранее бронируют более расторопные россияне. Притчей во языцех стали санатории. Привыкли мы и к тому, что на рождественские и на майские праздники наши агроусадьбы штурмуют иностранцы, которые приезжают отдохнуть с душой да подивиться на белорусскую природу. А что летом?

Есть ли еще свободные места в сдаваемых для нужд туристов домиках в деревне и сколько стоит пожить на свежем воздухе? Журналист газеты «Рэспублiка» провел мониторинг.

С широко распахнутыми дверями

Набираю номер из объявления, которое гласит: «В 18 километрах от Минска, на берегу водохранилища Вяча, предлагается пристанище в доме из вековой сосны». Выясняется, что на ближайшие два месяца выходные дни стабильно расписаны, зато будние — свободны. С ночлегом обойдется удовольствие $ 30 в сутки с человека, максимальная вместимость — группа до 10 человек. «Приезжайте, посмотрите, составим договор. Если вы из-за границы, переведите предоплату на счет или пусть ваши здешние знакомые подъедут, договоримся. Наберется вас 6—8 человек — получите два часа бани бесплатно, а так час стоит $ 20», — рассказывают в усадьбе «У Ильича». По словам владельцев, нынешним летом россияне, впрочем как и белорусы, стали обращаться меньше, но все же приезжие из соседней страны составляют примерно половину постояльцев. Как правило, приезжают на личных авто, гостят долго и сами организуют свой отдых. На 3—4 дня останавливаются любители так называемых «зеленых маршрутов». «Есть гости — хорошо, нет — тоже хорошо. Ведь на содержание в порядке дома и территории вокруг уходит много времени и усилий», — задумчиво отмечают на том конце провода.

«Окна» в графике есть, и довольно просторные», — отвечают в других агроусадьбах. Так, например, в «Гречихах» Барановичского района и «Затерянном раю» Житковичского свободные места заполняют постепенно. За сутки здесь просят всего Br 100 тыс. с человека. Правда, от столицы придется проделать путь в 130 и 230 километров соответственно. Зато пейзаж и условия отдыха заметно разнятся. Так, на Полесье неподалеку от домика в деревне, признанного в 2011 году лучшим в Беларуси, находятся Белое и Червоное озера, за 40 километров — древний Туров и Национальный парк «Припятский». За отдельную плату, кроме всего прочего, здесь научат азам резьбы по дереву и приготовят завтрак и ужин. А вот в «Гречихах» питаются автономно: «У нас зона тишины, потому что приезжают в основном семейные люди. Уху и шашлыки я делаю изредка, если сильно попросят. Заметил: люди не любят постоянного присутствия хозяев», — говорит владелец Владимир Межень.

Чтобы было что вспомнить

Примечательно: каждый хозяин выбирает свой формат гостеприимства, правда, и на уступки сельские бизнесмены тоже идут. «Стараюсь не заселять разные компании, чтобы не мешали друг другу отдыхать, так что можете положиться: ваш покой не нарушат. На выходные арендовать весь дом стоит $ 200 в сутки, в будни сдаю на $ 50 дешевле. Если бронировать на неделю, то день проживания обойдется в $ 120, — объясняет Дмитрий Козей, хозяин усадьбы «Березинская» Березинского района. — Из выходных ближайшие, что не заняты, — в конце июля. Оно и неудивительно, ведь все расписано было еще в апреле, насыщенным выдался и май. Зато в июне практически все будние дни свободны». Дмитрий также отмечает: в прошлые годы россиян было много, а нынче поток их сократился, и начало поступать больше обращений от белорусов. «То ли благосостояние у наших граждан улучшилось, то ли транзитом проезжают. Выедешь на трассу — вереницей движутся машины с российскими номерами. Да и усадеб сейчас больше стало. Например, еще пару лет назад я был первопроходцем в районе, сейчас у меня 6—7 конкурентов», — рассуждает мужчина.

Конкуренции предприниматель не боится, хотя и признает: бизнес у него сезонный. С осени по весну агроусадьбы обычно пустуют, разве что на рождественские каникулы приедут постояльцы. «Мой дом стоит на берегу реки, рядом сосновый лес — спрос будет всегда. Отдыхать здесь лучше, чем в других усадьбах, которые стоят посреди поля. Там даже если аквапарк поставить, все равно постояльцев не прибавится. Люди едут не за городскими развлечениями, а за аутентичными, за природой. И условия для отдыха им надо создавать: сетку волейбольную повесить, теннисный стол поставить, бадминтон купить, для детей качели сделать», — открывает секрет успеха Дмитрий Козей. «Минчанам, желающим перевести дух на свежем воздухе в пределах 20-30 километров от кольцевой, любой дом сойдет, а нам надо держать уровень», — поддерживает коллегу Владимир Межень.

Такого же мнения придерживается и Ирина Сергейчик, владелица агроусадьбы «Коло Струменя», что в Житковичском районе. Ирина Александровна отреставрировала дедовский дом, провела горячую воду, сделала санузел, а заглядывать стали меньше. «То ли дело в гостиницах — в Турове появляется все больше мест для отдыха в номерах, то ли местности каждый год удивлять нечем, то ли реклама слабая, — выдвигает предположения хозяйка. — Хотя в сезон спрос приличный: если суммировать посещения, то получится, что каждый день кто-то был. Зимой и осенью приезжают редкие рыбаки, весной гостят у меня орнитологи и фотоохотники. Ехать «для себя» осенью бесполезно: деться некуда, развлекательных мероприятий нет, смысл сидеть в четырех стенах? Другое дело — Купалье или старый Новый год, когда есть интересная программа. А так вожу экскурсии по Турову — местная же, все знаю. Могу и специалистов пригласить, если надо, договорюсь, чтобы в Национальном парке нас приняли, на станции кольцевания птиц. Интересуют пчелы — у приятельницы подсобное хозяйство, место для рыбалки подскажет владелец другой усадьбы, что через улицу, поохотиться — это еще к одному моему приятелю. Не хочется готовить — попрошу профессионального повара, в среднем за Br 120 тыс. в день (кстати, столько же стоит и проживание) на столе будут блюда из экологически чистых продуктов, выращенных в собственном огороде», — рассказывает про соседский «подряд» Ирина Сергейчик. Надо отметить, что помогают полешуки бескорыстно: так уж заведено, что здешние люди в беде не бросят и завидовать соседской удаче не станут — некогда, каждый занят своим делом. При большом желании из добрососедства в будущем мог бы получиться неплохой кластер. Вот только для этого не хватает сплоченности сельских бизнесменов и местных властей.

По ту сторону «добробыта»

О таких проблемах не понаслышке знают в Воложинском районе, где официально вот уже несколько лет существует кластерная система. Это значит, что гостям одной усадьбы предлагают посетить ряд других, специализированных и неповторимых. «Хорошо, если местные власти понимают, что агроусадьбы — это не лицо белорусского въездного туризма, а дополнение к архитектурным, природным или культурным достопримечательностям. Хорошо, если они заинтересованы вкладывать в памятники истории, коммунальные службы помогают, откликаются на просьбы энергетики, дорожники. У нас же, например, нынешней зимой из-за не расчищенных после снежного урагана дорог сорвалась не одна экскурсия для иностранцев, — жалуется владелец агроусадьбы «Марцінова гусь» Александр Белый. — Если посмотреть более широко, то мы видим интерес поляков и израильтян к нашим местам, но сдерживает их визовый режим. Мало кто из них, избалованных беспрепятственным выездом за границу, станет тратить время и деньги для получения визы».

По наблюдениям Александра, лишь малая часть владельцев официально зарегистрированных агроусадеб активно развивает свое дело, ставит его на поток. Этому необходимо отдавать много времени и сил. Вот, например, в Лельчицком районе на хуторе Жерелец местный предприниматель Валентин Бутковский, известный в республике как владелец производства гранитных памятников, на своей малой родине вовсю развивает социальную сферу района. Сейчас практически построен туристический комплекс на 100 человек — места хватит и для свадеб, и для корпоративов, и для индивидуального отдыха. «Загружен он на 15—20 %, но по накатанной спрос идет вверх. У нас можно погостить за Br 50—150 тыс. — чем плохо? Цены ниже мозырских. Есть озеро, баня, рядом лес. Можно покататься на бричке, сходить на экскурсии. Строительство у нас практически завершено, думаю, заказов долго ждать не придется», — рассказал нам бизнесмен.

«Если вся семья работает на усадьбе, то жить с заработанного можно. По моим подсчетам, одно койкоместо должно приносить «грязными» в год хотя бы $ 1,5 тыс. Если в домике 10 спальных мест, то, соответственно, $ 15 тыс. предприятие должно получить. При этом не стоит забывать о сезонности бизнеса, ведь, даже когда нет зимой постояльцев, отапливать дом все равно приходится. А еще надо привыкнуть к то и дело дорожающему электричеству и повышающимся счетам за коммунальные услуги. Кроме того, не забываем о текущем ремонте и постоянном достраивании», — рассказывает Александр Белый. Коллеги по бизнесу дополняют список. «Запас постельного белья, а двуспальный комплект стоит минимум Br 400 тыс., а надо иметь два на перемену, да еще на пять кроватей. Как приедут гости, так свет и чайник не выключаются. Пожарят шашлыки и начинают просто дрова в костер бросать, пока не закончатся или пока не надоест, а в то же время прицеп дров чуть ли не $ 100 стоит. Посуду бьют — только успевай новую заказывать. После пяти заездов надо новые наборы стаканов покупать. Причем россияне ведут себя более спокойно, может, понимают, что все-таки в чужой стране, белорусы же ведут себя вольготнее, раз все оплачено». «В конечном итоге «чистыми» получается не более $ 1 тыс. в месяц, но на поддержание штанов хватает», — говорит Владимир Межень.

--------------------------------------

Кстати

По данным Министерства по налогам и сборам, в 2012 году на территории республики осуществляли деятельность 1775 субъектов агроэкотуризма (на 199 субъектов больше, чем в 2011 году), в том числе в Брестской области — 199, Витебской — 401, Гомельской — 358, Гродненской — 229, Минской — 412, Могилевской — 176. Их посетило 222,6 тыс. человек, что в 1,5 раза больше, чем в 2011 году. Граждане Беларуси в общем числе агроэкотуристов составили 82,7 %.

Мария Друк

https://www.traditionrolex.com/8